Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Мжельской Г.А.
судей Параскун Т.И., Довиденко Е.А.
при секретаре Быхуне Д.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 27 ноября 2014 г. по делу по иску прокурора Центрального района г. Барнаула в интересах Панкина В.М. к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о признании права, возложении обязанности предоставить жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Параскун Т.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Центрального района г. Барнаула обратился в суд в интересах Панкина В.М. с иском к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о признании права на обеспечение жилым помещением и возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение.
В обоснование требований истец указал, что истец Панкин В.М., ДД.ММ.ГГ года рождения, является инвалидом с детства.
Согласно справке о рождении *** родителями Панкина В.М. являются Панкина Н.Н. и Панкин М.И. (записан со слов матери).
Панкин В.М. находился на полном государственном обеспечении на основании решения исполнительного комитета Центрального районного Совета народных депутатов г *** от ДД.ММ.ГГ в связи с тем, что его мать отбывала наказание в местах лишения свободы.
После рождения Панкин В.М. находился в КГОУ "Детский дом N 2" г. Барнаула, с ДД.ММ.ГГ прибыл в КГБСУ СО "Мамонтовский неврологический интернат".
ДД.ММ.ГГ мать истца Панкина Н.Н. умерла
ДД.ММ.ГГ по достижению совершеннолетия истец переведен в КГБСУ СО "Пещерский психоневрологический интернат".
Панкина Н.Н. была лишена родительских прав в отношении детей, родившихся у нее до истца, в отношении Панкина В.М. она родительских прав не лишена, алименты с нее не взыскивались.
Ни одним государственным учреждением, в котором содержался Панкин В.М., не были приняты меры, направленные на определение его статуса. Вместе с тем, фактически Панкин В.М. относится к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Основания, предусмотренные ч.1 ст. 8 Федерального закона РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", для обеспечения Панкина В.М. жилым помещением возникли.
В силу своего заболевания, а также халатности работников учреждений, в которых содержался Панкин В.М., истец не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении среди детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем Панкин В.М., как лицо из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В силу положений ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ, в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, ст. 17.1 Закона Алтайского края N 136-ЗС от 12.12.2006 "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края", в редакции Закона Алтайского края от 11.10.2012 N 74-ЗСпрокурор полагал, что у ответчика имеется обязанность по обеспечению истца жилым помещением по договору специализированного найма, которая не исполнена.
Ссылаясь на эти обстоятельства, прокурор с учетом уточнения просил суд признать за Панкиным В.М. права на обеспечение жилым помещением в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и возложить на ответчика обязанность предоставить Панкину В.М. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту своего жительства и временной регистрации в с. Троицкое Троицкого района Алтайского края жилой площадью не менее 33 кв.м.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 27 ноября 2014 г. исковые требования удовлетворены.
Признано за Панкиным В.М. право на обеспечение жилым помещением в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ.
Возложена обязанность на Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края предоставить Панкину В.М. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Алтайского края по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 33 кв.м. в границах муниципального образования с. Троицкое Троицкого района Алтайского края.
В апелляционной жалобе ответчик Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске, указывая, что в соответствии с действующим законодательством о социальной поддержке детей-сирот указанные отношения носят заявительный характер, право на обеспечение жилым помещением возникает у гражданина с момента внесения его в соответствующий Список детей-сирот для обеспечения жильем, и сохраняется за лицами, которые достигли возраста 23 лет при условии включения их в Список до достижения указанного возраста. После достижения возраста 23 лет указанные граждане не относятся ни к одной из названных в законе категорий лиц, имеющих право на получение дополнительных мер социальной поддержки.
Между тем, истец до достижения 23 лет предусмотренной законом мерой социальной поддержки не воспользовался, на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении не встал, каких-либо уважительных причин пропуска срока обращения для постановки на учет не представил, впервые обратился к ответчику с заявлением после достижения возраста 23 лет. Истец не просил суд возложить на уполномоченный орган обязанности включить его в список указанной категории детей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, а несоблюдение административной процедуры по формированию краевого списка приводит к признанию требования о предоставлении жилого помещения преждевременным и необоснованным.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании в апелляционной инстанции материальный истец Панкин В.М., его представитель Юнгерова О.А., процессуальный истец прокурор Мищенко Е.Ю. просили решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки в судебную коллегию не уведомили, что в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда постановленным законно.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что право истца на обеспечение жилыми помещениями до достижения им возраста 23 лет не реализовано по уважительным причинам.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда по следующим основаниям.
Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями предусмотрено Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со ст. 8 данного Федерального закона в редакции от 29.02.2012 N 15-ФЗ, действующей с 01.01.2013, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абзац 1 пункта 1 статьи 8 названного Закона).
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме названных лиц и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. ...
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в силу с 01.01.2013, действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Законом Алтайского края от 11.10.2012 N 74-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края" в числе прочих внесены изменения в закон Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края", в том числе п. 2 ч. 2. ст. 5 закона, предусматривающий, что право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признан утратившим силу. Кроме того, указанный закон дополнен ст. 17-1 и ст. 17-2, направленными на регламентацию права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края.
Статья 17-1 названного закона Алтайского края повторяет положения ч.1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Пунктом 5 указанной статьи установлено, что детям (лицам), оставшимся без попечения родителей и включенным в список, предусмотренный статьей 17-2 настоящего Закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края предоставляются по месту их жительства в границах соответствующего муниципального образования. В случае невозможности предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Алтайского края детям (лицам), оставшимся без попечения родителей и включенным в список, предусмотренный статьей 17-2 настоящего Закона, по месту их жительства в границе соответствующего муниципального образования с согласия указанных лиц им предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края в другом муниципальном образовании.
Согласно ст.17-2 Закона Алтайского края от 12.12.2006 3 136-ФЗ "О предоставлении жилых помещений государственной жилищного фонда Алтайского края" в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со статьей 17-1 настоящего Закона (далее - список), включаются дети (лица), оставшиеся без попечения родителей и достигшие возраста 14 лет. Включение в список детей (лиц), оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 14 лет, осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты и времени поступления в уполномоченный орган документов.
Как следует из материалов дела, Панкин В.М., ДД.ММ.ГГ года рождения, является инвалидом с детства *** группы, в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ находился на полном государственном обеспечении в интернатах Алтайского края. Его мать умерла ДД.ММ.ГГ, сведения об отце отсутствуют.
Согласно справке КГБО учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Барнаульский специализированный (коррекционный) детский "адрес" для детей с ограниченными возможностями здоровья" от ДД.ММ.ГГ Панкин В.М. действительно являлся воспитанником данного учреждения с ДД.ММ.ГГ по 28.09.1993.
По информации КГУБСУ СО "Мамонтовский психоневрологический интернат" Панкин В.М. прибыл в детский дом ДД.ММ.ГГ из детского "адрес" в возрасте 7 лет с диагнозом олигофрения в степени имбецильности, психическая расторможенность. По достижению совершеннолетия, ДД.ММ.ГГ он был переведен в Пещерский психоневрологический интернат.
По данным КГБС УСО "Пещерский психоневрологический интернат" Панкин В.М. поступил в интернат согласно путевке *** от 28.11.2005. В 2008 году по путевке был переведен в КГБСУСО "Троицкий психоневрологический диспансер".
В КГБСУСО "Троицкий психоневрологический интернат" Панкин В.М. проживал с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и был переведен на дальнейшее проживание в КГБСУСО "Бобровский психоневрологический интернат" (л.д.24).
В КГБСУСО "Бобровский психоневрологический интернат" Панкин В.М. находился с 19.07.2012. На основании письма Главалтайсоцзащиты ДД.ММ.ГГ был отчислен к родственникам. Панкин В.М. и Рандюк И.А. обратились в администрацию Учреждения с заявлениями о его отчислении из интерната.
Администрации учреждений, в которых пребывал Панкин В.М., не предпринимали меры по обеспечению его жилым помещением либо закрепления статуса ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Указанные обстоятельства подтверждаются справками учреждений, представленными, в том числе по запросам суда и сторонами не оспаривались.
Учитывая совокупность собранных по делу доказательств, суд обоснованно пришел к выводу, что Панкин В.М., оставшийся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и следовательно имеет право на меры государственной поддержки, установленные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ.
По информации Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ документы по Панкину В.М. от органов местного самоуправления Алтайского края не поступали, сведения о нем в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не значатся. Самостоятельно с документами Панкин В.М. к ответчику не обращался.
Вместе с тем, установлено, что Панкин В.М. страдает заболеванием, в связи с которым не имел возможности до достижения возраста 23 лет самостоятельно воспользоваться предоставленным Федеральным законом N159-ФЗ правом на обеспечение жилыми помещениями.
Кроме того, материалами дела безусловно установлено, что администрации государственных учреждений бездействовали в решении вопроса поставке на учет истца в качестве нуждающегося в жилом помещении среди детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Как следует из обстоятельств дела, компетентные должностные лица органа опеки и попечительства, зная о Панкине В.М. как ребенке, оставшемся без попечения родителей, в тот период, когда он был несовершеннолетним, находился под опекой, вопреки требованиям закона об опеке и попечительства, не предприняли мер по постановки его на учет для получения жилья.
Однако ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, не может являться основанием для лишения такого ребенка надлежащего социального обеспечения, гарантированного Конституцией Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы об отсутствии истца на учете нуждающихся в жилых помещениях до достижения им возраста 23 лет подлежат отклонению, поскольку без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе это обстоятельство не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
ДД.ММ.ГГ Панкин В.М. обратился к Главе администрации Троицкого сельсовета с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет.
Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГ при администрации Троицкого сельсовета Троицкого района Алтайского края Панкин В.М. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет на общих основаниях. Данное решение не оспорено.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГ права на объекты недвижимости у истца отсутствуют.
Основания для включения Панкина В.М. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, судом установлены.
Сведений о том, что истцом улучшены жилищные условия, в результате чего отпали основания для предоставления жилого помещения, в материалы дела не представлено. Напротив, как указано выше, представленными документами подтверждено отсутствие прав на жилые помещения.
При указанных обстоятельствах, суд правильно пришел к выводу об обоснованности исковых требований, поскольку право материального истца на обеспечение жилым помещением нарушено.
То обстоятельство, что Панкин В.М. не обращался к ответчику с заявлением о включении в список, не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку на основании судебного решения ответчик не лишен возможности включить истца в указанный список.
Иных доводов, влияющих на законность принятого решения, в апелляционной жалобе не содержится. В связи с чем оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда постановленным законно.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 27 ноября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.