Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вишняковой С.Г.,
судей Бредихиной С.Г., Новоселовой Е.Г.,
при секретаре Огородовой Е.А.
с участием прокурора Пастухова Д.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю на решение Ленинского районного суда города Барнаула Алтайского края от 02 декабря 2014 года
по делу по иску Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю к Запрудских Е. В., Запрудских Л. С., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, ФИО3, о признании договора недействительным, выселении.
Заслушав доклад судьи Бредихиной С.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - ГУ МВД РФ по Алтайскому краю) обратилось в суд с иском к ответчикам, в котором просило признать недействительным договор найма служебного жилого помещения *** от ДД.ММ.ГГ на "адрес" расположенную в жилом доме по "адрес"; выселить ответчиков из принадлежащего ГУ МВД России по Алтайскому краю на праве оперативного управления жилого помещения расположенного по адресу: "адрес".
В обосновании требований истцом указано, что жилое помещение *** по "адрес" введено в эксплуатацию ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ зарегистрировано право собственности Российской Федерации на данную квартиру в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю.
В 2011 году вышеуказанная квартира закреплена на праве оперативного управления за ГУ МВД России по Алтайскому краю. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений не производилось, в связи с чем, договор найма служебного жилого помещения *** от ДД.ММ.ГГ между Запрудских Е.В. и начальником отдела организации капитального строительства Главного управления внутренних дел ГУВД Алтайского края Тасюком А.В., действующим на основании Устава, заключен с нарушением части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации и является недействительным.
Ответчики в добровольном порядке занимаемую ими квартиру не освободили, в связи с чем, подлежат выселению в судебном порядке.
При рассмотрении дела ответчиками заявлено о пропуске истцом срока исковой давности (л.д.53).
Истцом подано заявление о восстановлении срока исковой давности по заявленным требованиям ( л.д.111).
Решением Ленинского районного суда города Барнаула Алтайского края от 02 декабря 2014 года исковые требования ГУ МВД РФ по Алтайскому краю оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, истцом подана апелляционная жалоба с просьбой об отмене решения суда и удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы представитель ГУ МВД РФ по Алтайскому краю указывает, что суд, отказывая в иске, применил срок исковой давности, и не принял во внимание доводы истца о том, что истец не имел возможности обратиться в суд для своевременной защиты своих прав до истечения срока исковой давности, так как факт заключения указанного договора стал известен не в момент его заключения, а по результатам ревизии КРУ МВД России (в сентябре 2013 года), так как договоры найма служебного жилого помещения не передавались в Главное управление, не регистрировались и не состояли на каком-либо учёте. До сентября 2013 года (до проведения ревизии) квартира, в которой проживают ответчики, числилась по учёту в централизованной бухгалтерии ГУ МВД РФ по Алтайскому краю на счёте 106 как объект незавершенного строительства. Указанные обстоятельства подтверждаются актом ревизии, отчётом по проводкам за 2013 год, актом приёма-передачи объектов незавершенных строительством ОООКС ГУВД от ДД.ММ.ГГ. Кроме того, полный состав ответчиков стал известен истцу только в 2014 году, по регистрации Запрудских М.Е.
В письменных возражениях участвующий в деле прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель истца на доводах жалобы настаивал, представитель ответчиков возражал по удовлетворению жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежаще, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем, на основании положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит рассмотрению при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения.
В силу статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношении с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 100 Жилищного кодекса российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона-собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Согласно статье 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Из материалов дела следует, что решением Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУВД по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ Запрудских Е.В. - оперуполномоченному ОМСН, имеющему состав семьи *** человека, проживающему по договору аренды по адресу: "адрес", жилья в собственности не имеющего в г. Барнауле, выделена служебная трехкомнатная "адрес", общей площадью *** кв.м., жилой площадью *** кв.м. (л.д. 70).
ДД.ММ.ГГ между ООКС ГУВД по Алтайскому краю, в лице начальника Тасюка А.В., действовавшего на основании Устава (наймодатель), и Запрудских Е.В. (наниматель) заключен договор найма служебного жилого помещения N ***, согласно которому наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из квартиры общей площадью 68,0 кв.м., расположенной в городе Барнауле по "адрес" для временного проживания в нём на время прохождения службы. Жилое помещение предоставляется в связи с прохождением службы в ГУВД по Алтайскому краю (л.д. 9-12).
На основании приказа от ДД.ММ.ГГ *** Отдел организации капитального строительства ГУВД по Алтайскому краю реорганизован путем присоединения с ДД.ММ.ГГ к Главному управлению внутренних дел по Алтайскому краю(л.д.108).
Справками от ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю подтверждается, что ответчики на территории города Барнаула не имеют в собственности строений, помещений (л.д. 14-16).
Согласно Выписки из похозяйственной книги *** администрации Березовского сельсовета "адрес" от ДД.ММ.ГГ в доме по адресу: "адрес" прописаны но не проживают: ФИО4сын, Запрудских Е.В.-зять, Запрудских Л.С. - дочь, ФИО1 -внук, ФИО2внучка(л.д.27).
Из выписки из домовой книги следует, что в служебной "адрес" на основании договора *** от ДД.ММ.ГГ в "адрес" Запрудских Е.В., Запрудских Л.С., ФИО1 ФИО2. состоят на регистрационном учете с ДД.ММ.ГГ, ФИО3, ДД.ММ.ГГ года рождения с ДД.ММ.ГГ ( л.д.29).
Собственником спорной квартиры на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N *** от ДД.ММ.ГГ являлась Российская Федерация, что следует из копии свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ (л.д. 28).
На основании приказа Главного управления внутренних дел по Алтайскому краю *** от ДД.ММ.ГГ "адрес" внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю, право оперативного управления зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю ДД.ММ.ГГ (л.д. 30).
Обращаясь с требованиями о признании недействительным договора найма служебного жилого помещения *** от ДД.ММ.ГГ, по основаниям, предусмотренным статьями 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец ссылался на то, что на момент заключения договора найма спорная квартира не была отнесена к специализированному жилищному фонду, не находилась в оперативном управлении ООКС ГУВД по Алтайскому краю, ООКС ГУВД по Алтайскому краю в соответствии с Уставом не наделен правом на заключение договоров найма жилого помещения. На дату заключения договора найма служебного жилого помещения органами, осуществляющими управление государственным или муниципальным жилищным фондом, как предусмотрено статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, решений о включении спорной квартиры в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений, не принималось. Начальник Тасюк А.В. к органам, перечисленным в данной статье, не относился, полномочиями о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд не обладал.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истцом пропущен срок исковой давности, поскольку договор найма служебного жилого помещения *** заключен между ООКС ГУВД по Алтайскому краю, в лице начальника Тасюка А.В. и Запрудких Е.В. ДД.ММ.ГГ, исполнение спорной сделки началось в день её заключения, так как иное не следует из условий договора, подтверждено объяснениями ответчика, о том, что они с супругой незамедлительно приступили к ремонту квартиры и после его окончания вселились в нее, зарегистрировались по месту жительства, однако своим правом на обращение в суд до ДД.ММ.ГГ истец не воспользовался, а обратился с данным иском лишь в сентябре 2014 года.
Принимая обжалуемое решение судом правомерно приняты во внимание разъяснения, содержащиеся в абзаце 2 подпункта "в" пункта 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса российской Федерации", согласно которому требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения и заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения подлежат разрешению исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации) применительно к правилам, установленным статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также пунктом 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что истцом пропущен срок исковой давности, что является самостоятельным основанием к отказу в иске.
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (здесь и далее - нормы Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент заключения договора) сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии с положениями статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
Из анализа указанных норм права следует, что течение срока исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки на дату заключения договора определено только моментом начала исполнения спорной сделки, и не поставлено в зависимость от того, когда лицо, не являющееся стороной сделки узнало или должно было узнать о начале ее исполнения, или, когда истец приобрел право собственности (иное право) на недвижимое имущество, или был ли надлежащим образом истцом (юридическим лицом) организован учёт и контроль расходования (распоряжения) имеющими у него активами.
С учетом положений п. 9 ст. 3 Федерального закона от 07 мая 2013 года N 100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" установленные положениями Гражданского кодекса Российской Федерации сроки исковой давности и правила их исчисления применяются к требованиям, сроки предъявления которых были предусмотрены ранее действовавшим законодательством и не истекли до 01 сентября 2013 года.
В п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" содержится разъяснение о том, что заявление стороны в споре о применении срока исковой давности является основанием к отказу в иске при условии, что оно сделано на любой стадии процесса до вынесения решения судом первой инстанции и пропуск указанного срока подтвержден материалами дела. При этом заявление о применении срока исковой давности не препятствует рассмотрению заявления истца-гражданина о признании уважительной причины пропуска срока исковой давности и его восстановлении, которое суд вправе удовлетворить при доказанности обстоятельств, указанных в статье 205 части первой Кодекса.
Срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, а также гражданином-предпринимателем по требованиям, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Пунктом 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2001 года N 15 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2001 года N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин (если истцом является физическое лицо) для восстановления этого срока не имеется, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Указанные нормы права предусматривают возможность восстановления срока исковой давности в исключительных случаях и только в отношении физических лиц, срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Поскольку суд первой инстанции установил, что исковые требования по настоящему делу заявлены ГУ МВД России по Алтайскому краю за пределами срока исковой давности, в силу п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации пропуск срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления, требования истца удовлетворению не подлежат, а доводы апелляционной жалобы истца об отсутствии возможности обратиться в суд для своевременной защиты своих нарушенных прав до истечения срока исковой давности подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации проверена в пределах доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу истца, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю на решение Ленинского районного суда города Барнаула Алтайского края от 02 декабря 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.