Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Соболевой С.Л., Тертишниковой Л.А.,
при секретаре Ахроменко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, архитектуры, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 25 августа 2014 года по делу
по иску прокурора г.Рубцовска в интересах П.И.О. к администрации г.Рубцовска Алтайского края, Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Тертишниковой Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г.Рубцовска в интересах П.И.О. обратился в суд с иском к администрации г.Рубцовска Алтайского края, Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о предоставлении жилого благоустроенного помещения в границах г.Рубцовска по договору найма специализированного жилого помещения, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В обоснование требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки по обращению П.И.О. выявлены нарушения его прав по не предоставлению жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время, П.И.О. включен в соответствующий Список, однако жилое помещение ему не предоставлено.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 25.08.2014 исковые требования удовлетворены и постановлено.
Обязать Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края предоставить П.И.О. благоустроенное жилое помещение в границах г.Рубцовска по договору найма специализированного жилого помещения в размере 33 квадратных метра общей площади.
В удовлетворении исковых требований к администрации г.Рубцовска Алтайского края отказать в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение, которым в иске отказать в полном объеме. В обоснование доводов указал на рассмотрение настоящего спора с нарушением правил о подсудности, так как надлежащим ответчиком по делу является Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, которое расположено по "адрес" в "адрес", в связи с чем дело подлежит рассмотрению в Центральном районном суде г.Барнаула Алтайского края. Ходатайство ответчика о передаче дела по подсудности оставлено судом без удовлетворения.
Не соглашаясь с решением суда по существу, указал, что права П.И.О. не нарушены, поскольку постановлением администрацией Алтайского края от 22.11.2012 N633 утверждена программа "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на 2013-2015 годы, в рамках которой жильем будут обеспечены лица согласно Списку, сформированного Управлением по дате обращения с заявлением в орган местного самоуправления или после 01.01.2013 - в Управление. Отмечает, что предоставление жилых помещений вопреки выводам суда осуществляется в порядке очередности. Тогда как обратный порядок нарушил бы права неопределенного круга лиц.
Обращает внимание, что для реального исполнения решения суда ответчику необходимо определенное время для реализации долгосрочной целевой программы, что судом не принято во внимание.
В письменных возражениях старший помощник прокурора г.Рубцовска Р.Е.Г. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании прокурор П.Д.Н. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки в судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) является основанием для рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы на основании ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Частью 1 ст.31 ГПК РФ установлено, что иск к нескольким ответчикам, находящимся в разных местах, предъявляется в суд по месту нахождения одного из ответчиков по выбору истца.
Принимая во внимание, что требования прокурора предъявлены в том числе к администрации г.Рубцовска, расположенной в г.Рубцовске Алтайского края, судебная коллегия нарушений судом первой инстанции правил подсудности при разрешения настоящего спора не усматривает, а доводы жалобы в этой части находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм процессуального права.
Судебная коллегия считает, что при разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку, и постановил решение, основанное на верной оценке совокупности представленных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, П.И.О., ДД.ММ.ГГ года рождения, на основании постановления администрации г.Рубцовска от ДД.ММ.ГГ *** признан лишенным попечения родителей, в связи с чем относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Закрепить за малолетним П.И.О. жилплощадь не представилось возможным. Родители истца - П.Н.И. и П.О.Н. лишены родительских прав по решениям Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ и от ДД.ММ.ГГ
ДД.ММ.ГГ постановлением администрации "адрес" *** на основании заявления П.И.О. и решения Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ истец принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма и включен в список на предоставление жилого помещения государственного жилищного фонда Алтайского края по указанной категории.
В соответствии с информацией Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края П.И.О. включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по дате подачи заявления - ДД.ММ.ГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГ номер в списке 520.
По информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, прав на какие-либо объекты недвижимости за П.И.О. не зарегистрировано.
Судом достоверно установлено, что с момента постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до настоящего времени жилое помещение П.И.О. предоставлено не было, с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий он в установленном порядке не снимался.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд исходил из того, что П.И.О., имея статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке обратился за реализацией своего права на обеспечение жилым помещением, однако органы власти в нарушение действующего законодательства своевременно не исполнили своих обязательств, не обеспечив П.И.О. жилым помещением.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается по следующим основаниям.
Согласно абз.1,3 п.1, п.п.3,7,9 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абз.1 п.1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п.1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Доводы жалобы о том, что предоставление П.И.О. жилого помещения должно производиться в соответствии с требованиями вышеприведенных норм законодательства в порядке очередности, установленной списком очередников являются несостоятельными, учитывая то, что ни ст.8 Федерального закона N159-ФЗ, ни другие нормы указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п.3 ст.8 Федерального закона N159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не устанавливает положения о предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений соответствующей категории граждан в соответствии с какой-либо очередностью.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Не влияют на законность решения также и доводы жалобы, указывающие на преждевременность вывода суда о наличии оснований для возложения спорной обязанности на ответчика, в связи с тем, что права истца не нарушены, и предоставлением жилья вне очереди нарушаются права неограниченного круга лиц, включенных в список по обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения, и доводы о том, что при вынесении решения суд не учел того, что для исполнения решения суда необходим срок для проведения мероприятий по приобретению жилых помещений и предоставлению их по договорам найма специализированного жилого помещения.
Исходя из анализа положений Федерального закона N159-ФЗ, Закона Алтайского края от 31.12.2004 N72-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае", Закона Алтайского края от 12.12.2006 N136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в указанных нормативно-правовых актах обстоятельств (по достижении указанными лицами 18 лет, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия и пр.). При этом реализация права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от наличия достаточного финансирования необходимых для этого мероприятий, отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не является основанием для ограничения или лишения гарантированных законодательством прав и свобод гражданина.
Все доводы ответчика выводов суда первой инстанции не опровергают, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем основаниями для отмены решения суда не являются.
Иных доводов, влияющих на законность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 25 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, архитектуры, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.