Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.,
судей Сачкова А.Н., Рудь Е.П.,
при секретаре Сафронове Д.С.,
с рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Бескаева В. М. на решение Заринского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу
по иску Бескаева В. М. к администрации "адрес" о признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам, возложении обязанности поставить на учет в качестве участников программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года",
Заслушав доклад судьи Сачкова А.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бескаев В.М. обратился в суд с иском к администрации Заринского района о признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам администрации Заринского района *** от ДД.ММ.ГГ, признании за истцом права на постановку на учет в качестве участников программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2010 года", возложении обязанности на ответчика поставить на учет в качестве участников программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года".
В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГ обратился к ответчику с заявлением о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" по категории граждан, планирующих улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома в Заринском районе. Решением комиссии по жилищным вопросам Администрации Заринского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** ему было отказано в удовлетворении заявления. Основанием отказа послужило то, что в декабре 2006 г. его супруга Бескаева Н.Г. вступила в наследство на жилой дом, расположенный по адресу ст. "адрес", площадь 84,5 кв.м, общая долевая собственность 1\2 доля, который в мае 2011 года был продан.
Продавая дом, Бескаева Н.Г. не могла предполагать, что в результате пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГ сгорит дом по месту жительства его семьи в "адрес". Не включение истца в состав участников вышеуказанной программы по категории граждан, желающих улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома в "адрес" оставляет истца без места жительства, не дает возможности самостоятельно построить дом, нарушает право воспользоваться целевой федеральной программой с учетом того, что истец является работником агропромышленного комплекса.
Решением Заринского городского суда Алтайского края от 14 октября 2014 года в удовлетворении исковых требований Бескаеву В.М. отказано.
В апелляционной жалобе истец Бескаев В.М. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
В обоснование доводов жалобы ссылается на те же обстоятельства, что были изложены были им в иске, дополнительно указав, что действия его супруги по продаже доли в доме не были намеренными, поскольку программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 г.г. и на период до 2020 года" была принята в 2013 году, а долю супруга продала в 2011 г., то есть за два года до принятия программы. Ни он, ни супруга не могли предположить, что такая программа будет принята.
В суде апелляционной инстанции истец Бескаев В.М. и его представитель Конюшенко П.В. поддержали доводы жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела ходатайств не заявляли.
Руководствуясь нормами ч.3 ст. 167 и ч.1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения в связи с неправильным применением норм материального права (п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ).
В соответствии с п.2 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации
органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 N 598 утверждена федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", реализация которой направлена на создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий, в том числе посредством содействия созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе, создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности.
Исходя из положений раздела III указанной целевой программы, последняя, среди прочих, включает в себя мероприятия, направленные на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов. В свою очередь целями мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, являются удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечение и закрепление в сельской местности молодых специалистов. Социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предоставляются в соответствии с Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее - Типовое положение).
Указанное Типовое положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (п. 1 раздела I Типового положения).
В соответствии с п. 5 раздела II Типового положения право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий:
а) постоянное проживание и осуществление трудовой деятельности (основное место работы) в сельской местности;
б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 12 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 16 настоящего Типового положения. Доля собственных и (или) заемных средств в процентах от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно по гражданам и молодым семьям (молодым специалистам), определяется субъектом Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, разница компенсируется за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий";
в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с федеральной целевой программой "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598, государственной программой Алтайского края "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" на 2012 - 2020 годы, утвержденной постановлением Администрации края от 02.08.2011 N 420, постановлением Администрации Алтайского края от 19.03.2014 N 120 утвержден Порядок предоставления гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее - Порядок).
Согласно п.5.1 Порядка право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия:
постоянное проживание и осуществление трудовой деятельности (основное место работы) в сельской местности;
наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 4.3 настоящего порядка, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья, в случае, предусмотренном пунктом 4.8;
признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п.5.2. Порядка предоставления социальных выплат нуждающимися в улучшении жилищных условий считаются граждане, признанные таковыми органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (в порядке, установленном законом Алтайского края от 09.12.2005 N 115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма").Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Аналогичные требования закреплены законодателем в Типовом положении (приложение N4 к федеральной целевой программе).
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях установлены ст.51 ЖК РФ. В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Бескаев В.М. ДД.ММ.ГГ обратился в администрацию Заринского района с заявлением о включении его с учетом членов семьи - Бескаевой Н.Г. в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" по категории граждан, планирующих улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома в Заринском районе.
Решением комиссии по жилищным вопросам администрации Заринского района Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ семье Бескаева В.М. было отказано в постановке на учет в качестве участников программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", со ссылкой на абз.2 п. 5.2 Постановления Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N ***.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что супруга истца - Бескаева Н.Г. ДД.ММ.ГГ продала принадлежавшую ей на праве общей долевой собственности ? долю жилого дома на ст. "адрес", чем намеренно ухудшила жилищные условия. С момента продажи доли в жилом доме не прошел пятилетний срок.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.1 Закона Алтайского края "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" от 09.12.2005г. N 115-ЗС учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления поселений и городских округов. В соответствии с ч.2 ст.3 Закона признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, которые предусмотрены ст. 51 названного кодекса.
Как следует из материалов дела, истец Бескаев В.М. с семьей проживает в сельской местности в "адрес" и работает в ЗАО " "данные изъяты"" заведующим нефтебазой и водителем бензовоза.
Согласно представленных документов видно, что ДД.ММ.ГГ жилой дом по "адрес" в "адрес", принадлежащий семье Бескаевых в результате пожара сгорел полностью.
Решением комиссии по улучшению жилищных условий при Администрации Гоношихинского сельсовета от ДД.ММ.ГГ семья Бескаева В.М. поставлена на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий.
Однако, несмотря на наличие данного решения, комиссией по жилищным вопросам администрации Заринского района Алтайского края ДД.ММ.ГГ семье Бескаева В.М. было отказано в постановке на учет в качестве участников программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
Из приведенных вышеуказанных правовых норм, вопрос о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях относится к компетенции органа местного самоуправления поселения, соответственно, оценка обстоятельств, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий, так же относится к компетенции соответствующего органа местного самоуправления при решении вопроса о постановке гражданина на такой учет.
В соответствии с положениями, содержащимися в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2013г. N 1975-О, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи со статьей 10 ГК Российской Федерации, согласно которой добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Действительно Беспаловой Н.Г. в 2001 году была продана ? доля в жилом доме, расположенном на ст. "адрес", которая была получена ей по наследству. Указанное обстоятельство не было расценено комиссией по улучшению жилищных условий при Администрации Гоношихинского сельсовета, как намеренное ухудшение жилищных условий, и семья Бескаева была поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия также полагает, что продажа доли в жилом доме Бескаевой Н.Г. в 2011 году не может являться намеренным ухудшением жилищных условий.
Как усматривается из материалов дела, Бескаев В.М. с супругой проживали в собственном доме в "адрес" и не являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Наследственное имущество находилось в другом населенном пункте и его использование наследником Бескаевой Н.Г. из-за отдаленности являлось невозможным, в связи с чем логично было продано.
При продаже доли жилого дома Бескаевы не могли знать о принятии в будущем федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" и только из-за пожара в собственном жилом доме ДД.ММ.ГГг. они стали нуждающимися в улучшении жилищных условиях. Иных доказательств намеренного ухудшения жилищных условий материалы дела не содержат и ответчиком лицом не представлено.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает намеренного ухудшения истцом жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
При таких обстоятельствах, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований Бескаева В.М. в полном объеме. Истец имеет право на постановке на учет в качестве участника указанный выше федеральной целевой программы, а решением ответчика ему неправомерно было отказано.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Заринского городского суда Алтайского края от 14 октября 2014 года отменить и принять новое решение.
Признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам администрации Заринского района Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ об отказе семье Бескаева В. М. в постановке на учет в качестве участников программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года".
Признать за Бескаевым В. М. право на постановку на учет в качестве участников программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года".
Возложить на комиссию по жилищным вопросам администрации Заринского района Алтайского края обязанность поставить Бескаева В. М. на учет в качестве участников программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года".
Апелляционную жалобу Бескаева В. М. удовлетворить.
Председательствующий
Судьи:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.