Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Вишняковой С.Г.,
судей Костогладовой О.Г., Бредихиной С.Г.,
при секретаре Ш.Т.В..
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 05 ноября 2014 года
по делу по иску Литвинова В. В. к комитету жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула, администрации Алтайского края о признании права пользования жилым помещением, признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности включить в списки на получение государственного жилищного сертификата.
Заслушав доклад судьи Бредихиной С.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Литвинов В.В. обратился с иском к администрации Алтайского края, комитету жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула о признании права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес"; признании права на получение государственного жилищного сертификата; возложении обязанности включить в списки на получение государственного жилищного сертификата.
В обоснование исковых требований указал на то, что с 2007 года постоянно проживает по адресу: "адрес" совместно со своей "данные изъяты" Маркачевой Н.А. и ее "данные изъяты" Маркачевым Н.Б. В указанном жилом помещении истец не зарегистрирован, поскольку с Маркачевой Н.А. договор социального найма был заключен только ДД.ММ.ГГ. С февраля 2013 года имел временную регистрацию в "адрес" Алтайского края. Решением Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 24 июля 2014 года установлен факт проживания Литвинова В.В. без регистрационного учета по адресу: "адрес" в период "данные изъяты". На основании указанного решения истец включен в список граждан на получение денежной компенсации. Литвинову В.В. отказано в выдаче государственного жилищного сертификата, поскольку на момент паводка истец не имел регистрации по месту жительства.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 05 ноября 2014 года исковые требования Литвинова В.В. удовлетворены частично.
Признано за Литвиновым В.В. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес".
Признано за Литвиновым В.В. право на получение государственного жилищного сертификата как лицу, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации.
На комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула возложена обязанность включить Литвинова В.В. в список лиц, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата.
В удовлетворении оставшейся части исковых требований Литвинову В.В. отказано.
В апелляционной жалобе ответчик комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула просит отменить решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 05 ноября 2014 года, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано на то, что суд первой инстанции не привлек к участию в деле в качестве соответчика нанимателя спорного жилого помещения - Маркачеву Н.А.
Комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула является ненадлежащим ответчиком, поскольку не наделен полномочиями по утверждению списка лиц, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата.
Отсутствуют основания для включения истца в список лиц, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, поскольку последний на момент чрезвычайной ситуации не был зарегистрирован в спорном жилом помещении.
В суде апелляционной инстанции представитель КЖКХ администрации г. Барнаула Чапланова Е.В. на доводах жалобы настаивала. Истец Литвинов В.В., третье лицо Маркачева Н.А. просили решение суда оставить без изменения, пояснив, что жилищный сертификат не обналичили.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела ходатайств не заявляли. Руководствуясь нормами ч.3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судебного решения.
Согласно ч.ч. 1,2 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
В соответствии с ч.1 ст. 70 Жилищного кодекса Российской Федерации
наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.
В силу ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (п.1). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2).
В целях оказания помощи в приобретении жилого помещения гражданами Российском Федерации, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, Правительство Российской Федерации приняло Постановление Правительства РФ от 07.06.1995 N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями", которым признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Согласно п. 2 указанного Постановления государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек. Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.
Исходя из анализа приведенной нормы права следует, что жилое помещение, в котором проживали граждане, должно быть единственным; они должны быть зарегистрированы в утраченном жилом помещении и постоянно проживать в указанном жилище на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.
Во исполнение Постановления Правительства РФ от 07.06.1995 N 561 МЧС РФ, Минстроем РФ, Минфином РФ утвержден "Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов".
В соответствии с положениями п.п. 2,4 указанного Порядка в целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата. Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 N 982 утвержден Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями".
Согласно п. 6 указанного Порядка выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата. Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, террористический акт или пресечение террористического акта правомерными действиями, и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов.
В силу п. 4 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и (или) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе, в целях погашения в установленном порядке государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Исходя из положений гл. 4 Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утв. МЧС России 03.10.2014 N 2-4-87-24-7 после того, как составлен реестр всех домов, признанных непригодными для проживания, и утвержден постановлением (распоряжением) главы местной администрации, составляются списки граждан, проживающих и постоянно зарегистрированных в этих домах на момент начала чрезвычайной ситуации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561. Сформированный список граждан на получение государственных жилищных сертификатов утверждается постановлением (распоряжением) главы местной администрации. Орган местного самоуправления направляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации реестр домов, признанных непригодными для проживания, и список граждан - получателей государственных жилищных сертификатов в соответствии с принятыми муниципальными правовыми актами. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обратившийся с просьбой о выдаче гражданам государственных жилищных сертификатов, направляет в МЧС России документы, обосновывающие выдачу органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственных жилищных сертификатов. В составе комплекта обосновывающих документов должны быть представлены заверенные копии, в том числе постановления (распоряжения) главы местной администрации об утверждении списка граждан, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов.
В силу п. 1.1 Положения о комитете жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула, утв. решением Барнаульской городской Думы от 24.02.2012 N 694 комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула является органом местного самоуправления, реализующим муниципальную политику в области экономического развития и устойчивого функционирования жилищно-коммунального хозяйства города.
Согласно п. 3.41 указанного Положения для достижения основных целей и задач комитет осуществляет, в том числе, ведение учета и организацию работы по обеспечению государственными жилищными сертификатами за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, офицеров запаса и других категорий граждан.
Удовлетворяя исковые требования в части признания за Литвиновым В.В. права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", признания за Литвиновым В.В. права на получение государственного жилищного сертификата как лицу, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации, возложения на комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула обязанности включить Литвинова В.В. в список лиц, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата и отказывая в удовлетворении оставшейся части исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец вселен в спорное жилое помещение в качестве члена семьи Маркачевой Н.А., в связи с чем, приобрел равные с нанимателем права и обязанности по отношению к указанному помещению, решением суда установлен факт проживания истца в период паводка в спорном жилом помещении, для Литвинова В.В. спорное жилое помещение является единственным жилым помещением, используемым для проживания, отсутствие у истца регистрации в указанном жилом помещении обусловлено объективными причинами, Администрацией Алтайского края права истца не нарушены.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований не согласится с указанными выводами суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГ Литвинов В.В. и Маркачева Н.А. заключили брак.
Исходя из представленной в материалы дела копии паспорта Литвинова В.В., последний в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ состоял на регистрационном учете по адресу: "адрес".
Согласно свидетельству о государственной регистрации по месту пребывания *** от ДД.ММ.ГГ, Литвинова В.В. на срок с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ зарегистрирован по месту пребывания по адресу: "адрес".
В соответствии со свидетельством о регистрации по месту пребывания *** от ДД.ММ.ГГ, Литвинов В.В. на срок с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ зарегистрирован по месту пребывания по адресу: "адрес".
Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 06 июня 2013 года с учетом определений об исправлении описок от 11 марта 2013 года, от 07 апреля 2014 года, признано за Маркачевой Н.А., Маркачевым Н.Б. право пользования жилым помещением - квартирой *** "адрес" в "адрес", по договору социального найма.
Согласно договору социального найма жилого помещения *** от ДД.ММ.ГГ, заключенному между Комитетом жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула и Маркачевой Н.А., последней и членам ее семьи передана "адрес", находящаяся в муниципальной собственности, расположенная по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяется Маркачев Н.Б. ( "данные изъяты"
Согласно выписке из домовой книги от ДД.ММ.ГГ Маркачева Н.А. зарегистрирована в жилом помещении по адресу: "адрес" с ДД.ММ.ГГ, Маркачев Н.Б. - с ДД.ММ.ГГ, Литвинов В.В. - с ДД.ММ.ГГ.
Заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГ, жилой "адрес" в "адрес" Алтайского края признан аварийным и подлежащим сносу.
Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 24 июля 2014 года установлен факт проживания Литвинова В.В. без регистрационного учета по адресу: "адрес" в период май-июнь 2014 года. Судом установлено, что Литвинов В.В. проживает по адресу: "адрес" ДД.ММ.ГГ по настоящее время. Иного жилья не имеет, поэтому после схода воды продолжает проживать в данной квартире.
Согласно сведениям Управления Росреестра по Алтайскому краю, по состоянию на ДД.ММ.ГГ в отношении Литвинова В.В. за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (последние пять лет) отсутствуют сведения о правах на объекты недвижимого имущества.
ДД.ММ.ГГ Маркачевой Н.А. выдан государственный жилищный сертификат на состав семьи два человека (на нее и "данные изъяты" Маркачева Н.Б.), общая площадь жилого помещения, на которое может претендовать Маркачева Н.А., составляет "данные изъяты"
В судебном заседании истец на иске настаивал, пояснив, что он проживал в квартире без прописки, поскольку не было договора социального найма, сейчас зарегистрирован. Есть решение суда об установлении факта постоянного проживания. "данные изъяты" Маркачева Н.Б. включили в список на получение жилищного сертификата. Его не включили, поскольку он не был прописан. "данные изъяты" уже получила жилищный сертификат. Он хочет получить жилищный сертификат на всю семью.
Литвинов В.В. обратился в Комитет жилищно-коммунального хозяйства "адрес" на включение его в составе семьи Маркачевой Н.А. в список на получение государственного жилищного сертификата.
В соответствии с ответом Комитета жилищно-коммунального хозяйства "адрес" от ДД.ММ.ГГ N ***, адресованным Литвинову В.В., решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГ не позволяет истцу быть включенным в состав семьи Маркачевой Н.А. в список на получение государственного жилищного сертификата.
При получении соответствующего решения суда комитет обязался вернуться к решению соответствующего вопроса.
Согласно ответу Комитета жилищно-коммунального хозяйства "адрес" от ДД.ММ.ГГ N ***, направленного в адрес Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края по иску Литвинова В.В., решением Октябрьского районного суда г. Барнаула от 24.07.2014 установлен факт проживания Литвинова В.В. в период "данные изъяты" по "адрес". Данное решение суда дало ему право на получение финансовых выплат за утрату имущества, но не достаточно для включения в список на получение государственного жилищного сертификата. Литвинов В.В. зарегистрирован по данному адресу ДД.ММ.ГГ, то есть на момент объявления режима чрезвычайной ситуации ДД.ММ.ГГ регистрация по данному адресу у Литвинова В.В. отсутствовала. Маркачевой Н.А. ДД.ММ.ГГ комитетом Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике выдан государственный жилищный сертификат на состав семьи из 2 человек. В связи с чем, ДД.ММ.ГГ Литвинову В.В. выдан отказ о включении его в список на получение государственного жилищного сертификата в составе семьи Маркачевой Н.А.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно руководствуясь положениями ст. ст. 69, 70 Жилищного кодекса Российской Федерации суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии у Литвинова В.В. права пользования спорным жилым помещением.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не привлек к участию в деле в качестве соответчика нанимателя спорного жилого помещения - Маркачеву Н.А. не может повлиять на законность оспариваемого решения, поскольку указанным обстоятельством права Комитета жилищно-коммунального хозяйства "адрес" не нарушены, привлеченная к участию в процессе в качестве третьего лица Маркачева Н.А. против удовлетворения исковых требований не возражала. Кроме того, судебная коллегия учитывает, что признание за Литвиновым В.В. права пользования жилым помещением по своему существу является основанием для заявления требований о признании права на получение жилищного сертификата, включении в соответствующий список.
Довод апелляционной жалобы о том, что Комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула является ненадлежащим ответчиком, поскольку не наделен полномочиями по утверждению списка лиц, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата признается судебной коллегией несостоятельным, поскольку истцом заявлены требования по включению его список лиц, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, в ходе рассмотрения дела установлен факт отказа ответчика во включении Литвинова В.В. в список на получение государственного жилищного сертификата. В силу Положения о комитете жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула, утв. решением Барнаульской городской Думы от 24.02.2012 N 694, Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утв. МЧС России 03.10.2014 N 2-4-87-24-7 на комитет возложены соответствующие обязанности по ведению учета и организации работы по обеспечению государственными жилищными сертификатами за счет средств федерального бюджета. При этом судебная коллегия учитывает, что стороной истца указанное обстоятельство не оспаривается.
Довод апелляционной жалобы о том, что отсутствуют основания для включения истца в список лиц, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, поскольку последний на момент чрезвычайной ситуации не был зарегистрирован в спорном жилом помещении не влияет на законность оспариваемого решения, поскольку факт постоянного проживания истца в утраченном жилом помещении установлен вступившим в законную силу судебным решением, доказательств наличия у истца права пользования иным жилым помещением в материалы дела не представлено. При указанных обстоятельствах отсутствие регистрации по месту постоянного проживания не может ограничивать жилищные права истца. Обратное не отвечает целям реализации государственной гарантии, предоставляемой лицам, утратившим жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на существо оспариваемого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации проверена в пределах доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 05 ноября 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.