Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.
судей Киньягуловой Т.М., Турумтаевой Г.Я.
при секретаре Аюповой И.Р.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе главного юрисконсульта юридического отдела администрации городского округа город Стерлитамак РБ Байгуловой А.Р. на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 10 ноября 2014 года, которым постановлено:
заявление главы администрации городского округа города Стерлитамак Республики Башкортостан о признании незаконным предостережения от дата N ... прокурора города Стерлитамак Республики Башкортостан в части недопустимости нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности - оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Киньягуловой Т.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Глава администрации городского округа города Стерлитамака Республики Башкортостан обратился в суд с заявлением о признании незаконным предостережения от дата N ... прокурора города Стерлитамака Республики Башкортостан в части недопустимости нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности, обосновывая тем, что статьями 10, 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" конкретизированы полномочия органов местного значения городского округа города, к которым относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, конкретизированы в статье 19 Федерального закона "О пожарной безопасности". Прокурором указано на неисполнение администрацией городского округа города Стерлитамак РБ мер по созданию условий для организации добровольной пожарной охраны, созданных по инициативе физических и /или юридических лиц /, предусмотренных статьей 5 Федерального закона "О добровольной пожарной охране", тогда как в администрацию городского округа города Стерлитамак РБ социально-ориентированные общественные объединения пожарной охраны не обращались. Заявитель указывает на то, что оспариваемое предостережение не соответствует федеральным законам "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и "О добровольной пожарной охране". Прокурором указывается на неисполнение администрацией ГО г.Стерлитамак РБ пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", о нарушении части 1 статьи 76 Федерального закона от 22 июля 2008 года N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Считает, что предостережение направлено на необходимость выполнения администрацией ГО г.Стерлитамак РБ функций по организации тушения пожаров и исполнению требований Технического регламента, что относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При отсутствии закона Республики Башкортостан о передаче государственных полномочий органам местного самоуправления полагает предостережением прокурором города незаконно возлагается на администрацию ГО г.Стерлитамак РБ обязанность по исполнению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности, в частности, по организации тушения пожаров и по выполнению требования Технического регламента /обеспечение времени прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту вызова не позднее ... минут/ в п. адрес.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представителя администрации городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан Байгуловой А.Р. ставится вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Полагает, что вывод суда первой инстанции о том, что мероприятия по соблюдению требований действующего законодательства в области пожарной безопасности относятся к вопросам местного значения городского округа город Стерлитамак РБ ошибочен и не основан на законе. Деятельность органов местного самоуправления осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Считает, что установленные судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны, поскольку прокурором города Стерлитамак РБ не представлены суду первой инстанции сведения, какие первичные меры пожарной безопасности не исполняются администрацией городского округа. Прокурором города незаконно возлагается на администрацию городского округа город Стерлитамак РБ обязанность по исполнению полномочий Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в частности, по организации тушения пожаров и по выполнению требования Технического регламента (обеспечение времени прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту вызова не позднее ... минут) в адрес.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей Администрации городского округа город Стерлитамак РБ Байгулову А.Р., Наталенко Н.С., представителя прокуратуры г.Стерлитамак Замалетдинову Л.И., судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статьи 25.1 Федерального закона от 17 января 1992 года N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
Предостережение - это правовое средство особой целевой направленности, оно имеет превентивный (предупредительный, профилактический) характер. Цель предостережения - предупреждение правонарушений путем официального указания на необходимость изменения модели своей юридически значимой деятельности.
Прокурор при проведении проверки может объявить предостережение лишь при наличии веских задокументированных оснований, связанных с тем, что в будущем, возможно, лицо совершит правонарушение.
В указании Генеральной прокуратуры РФ от 06 июля 1999 года N 39/7 "О применении предостережения о недопустимости нарушения закона" детализированы условия вынесения предостережения. Данный документ предписывает прокурорам субъектов РФ, городов и районов, военным и другим прокурорам специализированных прокуратур использовать предостережение о недопустимости нарушения закона как важнейшую меру предупреждения правонарушений (пункт 1.1).
Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность (пункт 1.2).
Предостережение о недопустимости нарушения закона применяется только к должностным лицам (пункт 1.4).
Предостережение объявляется на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информациям контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, и оформляется в виде специального прокурорского акта в письменной форме (пункты 2.1, 2.2).
Как следует из материалов дела, прокуратурой г.Стерлитамак РБ во исполнение задания прокуратуры Республики Башкортостан N ... от дата проведена проверка по обращению начальника Главного Управления МЧС России по РБ Хисамутдинова В.Ш. о несоблюдении администрацией городского округа город Стерлитамак РБ требований законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности на территории городского округа город Стерлитамак РБ. В обращении начальника ГУ МЧС России по РБ от дата указывается, что после объединения ОАО "Сода" и ЗАО "Каустик" в ОАО "БСК", руководство ОАО "БСК" приняло решение о ликвидации с дата отдельного поста пожарно-газоспасательной службы ОАО "Сода", расположенного в районе адрес. В связи с ликвидацией вышеуказанного отдельного поста, руководство ФГКУ "14 отряд ФПС по РБ" неоднократно обращалось в органы местного самоуправления городского округа город Стерлитамак РБ с предложением рассмотреть вопрос о создании в этом районе подразделения пожарной охраны путем заключения договора на оказание услуг в области организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ. Однако органом местного самоуправления решение по данному вопросу не принято (л.д.38).
В ходе проверки указанного обращения установлено, что пост пожарно-газоспасательной службы ОАО "Башкирская содовая компания", расположенный в адрес, является единственным объектом, выполняющим в адрес задачи по защите населения от пожаров и обеспечения пожарной безопасности.
Согласно информации ОАО "Башкирская содовая компания" N ... от дата ликвидация поста и сокращение штата отдельного поста пожарно-газоспасательной службы ОАО "Башкирская содовая компания", расположенного в адрес, планируется произвести до дата. В бюджете ОАО "Башкирская содовая компания" на дата затраты на содержание данного поста пожарно-газоспасательной службы не предусмотрены.
На территории адрес тушение пожаров осуществляется силами гарнизона пожарной охраны 3 федеральных пожарных частей: ПЧ-16, ПЧ-40, ПЧ-54 ФГКУ "14 отряд ФПС по РБ", с привлечением ПЧ-19 ФКУ "2 ОФСП по РБ (договорной с ОАО "Башкирская содовая компания") и частей пожарной охраны ООО "Защита".
Время их прибытия до объектов, расположенных в адрес, будет составлять свыше ... минут.
При этом в ходе проверки установлено, что до настоящего времени администрацией городского округа города Стерлитамак не принято надлежащих мер к обеспечению своевременной ликвидации возникающих пожаров на территории адрес, в том числе с дата после ликвидации поста пожарно-газоспасательной службы ОАО "Башкирская содовая компания", расположенного на территории поселка.По результатам проверки дата главе администрации городского округа города Стерлитамак РБ прокурором г.Стерлитамака РБ направлено предостережение о недопустимости нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности.
Рассматривая заявление Главы администрации ГО г.Стерлитамак РБ, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, исходя из того, что оспариваемое предостережение не нарушает права и свободы заявителя.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
На основании статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Согласно статье 21 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Согласно статье 62 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.
На основании статьи 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390, органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
В соответствии с частью 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации указанные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования.
Следовательно, мероприятия по соблюдению требований действующего законодательства в области пожарной безопасности относятся к вопросам местного значения, рассмотрение которых отнесено к компетенции муниципального образования городского округа города Стерлитамак РБ.
Согласно письму заместителя Премьер-министра Правительства республики Башкортостан за N ... от дата на имя главы Администрации городского округа город Стерлитамак РБ предлагается создать на существующей базе муниципальную пожарную охрану или заключить договор на оказание услуг в области организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ с организацией, имеющей лицензию на тушение пожара (л.д.22).
Доказательства обеспечения администрацией городского округа города Стерлитамак РБ мер пожарной безопасности в адрес не представлены.
Судебная коллегия находит, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и доводам сторон, правомерно учел положения Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и постановил решение, соответствующее закону.
Нельзя согласиться с доводами апелляционной жалобы о том, что администрация ГО г.Стерлитамак в силу положений ФЗ "О добровольной пожарной охране" не должна создавать соответствующую добровольную пожарную охрану, поскольку именно на органы местного самоуправления городского округа города Стерлитамак действующим законодательством возложена обязанность не только по созданию мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных и оказание поддержки при осуществлении ими своей деятельности уже созданных, но и создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах на основании статьи 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Суд обоснованно исходил из того, что администрация ГО г.Стерлитамак РБ как орган местного самоуправления отвечает за обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах местного самоуправления. К таковым мерам относится создание мер пожарной безопасности в адрес.
С учетом приведенных выше норм закона, судебная коллегия приходит к выводу о законности предостережения о недопустимости нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности, вынесенного в адрес должностного лица - главы администрации ГО г.Стерлитамака РБ, поскольку мероприятия по соблюдению требований действующего законодательства в области пожарной безопасности относятся к вопросам местного значения.
По смыслу статей 255, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ незаконным могут быть признаны лишь такие решения, действия (бездействие), которые нарушают права и свободы заявителя, создают препятствия к осуществлению им его прав и свобод, незаконно возлагают на него какую-либо обязанность.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат данных о незаконности и необоснованности состоявшегося по делу решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, судом апелляционной инстанции также не установлено.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 10 ноября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу главного юрисконсульта юридического отдела администрации городского округа город Стерлитамак РБ Байгуловой А.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий З.А.Науширбанова
Судьи Т.М.Киньягулова
Г.Я.Турумтаева
Судья: Стройкова Н.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.