Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Батршиной Ю.А.,
судей Гонтарь Н.Ю., Милютина В.Н.,
при секретаре Проскуряковой С.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Узянбаева И.М. на решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 10 ноября 2014 года, которым постановлено:
в удовлетворении искового заявления Узянбаева И.М. к Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, отказать.
Заслушав доклад судьи Батршиной Ю.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Узянбаев И. М. обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ о включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем и обязании предоставить благоустроенное жилое помещение. В обоснование своих требований указал, что дата умер его отец, ФИО4, дата умерла мать, ФИО5 дата над ним и его братьями была установлена опека. До самого его совершеннолетия дата года, он проживал в д. ... по адресу: адрес, принадлежащая их родителям. В настоящее время данное жилое помещение принадлежит ФИО9 на основании решения Мелеузовского районного суда РБ от 29.01.2014. Истец просит суд обязать администрацию муниципального района Мелеузовского района РБ включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению жильем, и обязать предоставить благоустроенное жилое помещение.
Суд вынес вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Узянбаев И.М. ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного, и принять новое решение по делу.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения.
Судебная коллегия по гражданским делам, руководствуясь ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, учитывая надлежащее извещение участников процесса, отсутствие сведений о причинах их неявки, а также ходатайств об отложении судебного заседания, признала возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Узянбаева И.М., судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как следует из разъяснения, содержащегося в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Этим требованиям обжалуемое решение суда не отвечает, его нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно принято с нарушением норм материального и процессуального права.
В силу ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, корреспондирующих ей положение международно-правовых актов, в частности, ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, ст. 6 (п. 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также ст. 14 (п. 10) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить публичное разбирательство дела в разумный срок, независимым и беспристрастным судом, осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной, эффективной.
Статьей 7 Конституции РФ провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, в том числе, когда жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
Порядок установления факта, невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как видно из материалов дела, родители истца Узянбаева И.М., дата г.р., умерли: отец ФИО4 умер дата г., мать - ФИО5 умерла дата Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле свидетельствами о рождении истца N ... от дата г., где в графе отец указан ФИО4, в графе мать - ФИО5, а также свидетельствами о смерти серии ... N ... от дата и серии 11-АР N ... от дата На момент смерти обоих родителей Узянбаев И.М., дата г.р., не достиг возраста совершеннолетия.
Согласно постановлению администрации муниципального образования Абитовский сельсовет Мелеузовского района РБ N ... от дата опекуном (попечителем) над несовершеннолетними ФИО9, дата года рождения, Узянбаевым И.М., дата года рождения, ФИО10, дата года рождения назначена ФИО6
Согласно справки администрации сельского поселения Абитовский сельсовет муниципального района Мелеузовский район РБ от дата г., Узянбаев И.М. зарегистрирован по адресу: адрес с дата г.
Из акта обследования жилого помещения по адресу: адрес следует, что Узянбаев И.М. зарегистрирован и проживает по данному адресу. Кроме него по указанному адресу проживают ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 Жилье принадлежит ФИО9 на праве собственности по решению Мелеузовского районного суда РБ от дата г.
Суд первой инстанции, отказывая Узянбаеву И.М. в удовлетворении требований к Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, исходил из того, что Узянбаев И.М. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не обращался, проживал с дата и зарегистрирован по адресу: адрес в родительском доме, решением Мелеузовского районного суда РБ от дата за родным братом истца - ФИО9 было признано права собственности на наследственное имущество - жилой дом по адресу: адрес, при том, что Узянбаев И.М. наряду с другими братьями, зная о рассматриваемом деле, не явился в суд, таким образом выразив согласие с заявленными требованиями своего брата, тем самым ухудшив свое имущественное положение и жилищную ситуацию и только после вступления решения в законную силу обратился в суд за защитой своих прав на обеспечение жилым помещением. Судом первой инстанции сделан вывод о том, что в действиях истца Узянбаева И.М. усматривается намеренное ухудшение своих жилищных условий, которое в совокупности с другими вышеперечисленным законными основаниями не может давать ему право на включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Однако, по мнению судебной коллегии, судом не были учтены следующие обстоятельства.
Решением Совета городского поселения г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район РБ от 11.03.2011 г. N 147 установлена учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) - в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещена на одного человека.
Постановлением главы Администрации городского поселения г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район РБ от дата N ... нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в соответствии с ч. 1 ст. 50 Жилищного Кодекса РФ, является 14 кв.м. на одного человека. Данная норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма действует и в настоящее время.
В силу ч. 4 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как видно из материалов дела, общая площадь жилого помещения адрес - 65 кв.м.
Как было указано выше, отец истца ФИО4, умер дата г., мать истца решением Мелеузовского городского суда РБ от дата была признана ограниченного дееспособной (л.д. 36)., несовершеннолетнему ФИО1 был назначен опекун брат ФИО11
Согласно имеющихся в деле актов обследования условий жизни в жилом помещении по указанному адресу до дата проживали и были зарегистрированы 7 человек, после указанной даты - 6 человек, в настоящее время - 5 человек.
Таким образом, исходя из общей площади жилого помещения 65 кв.м. по адресу: адрес, на момент, когда истец остался без попечения родителей, площадь помещения на каждого проживающего человека составляла - 9, 28 кв.м., а на момент возникновения у Узянбаева И.М. статуса сироты ( дата г.), площадь на каждого проживающего человека составляла - 10, 8 кв.м., то есть менее учетной нормы, в связи с чем имелись законные основания для признания Узянбаева И.М. нуждающимся в предоставлении жилого помещения как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, ребенку-сироте.
Как указано выше, согласно справки администрации сельского поселения Абитовский сельсовет-муниципального района Мелеузовский район РБ от дата г., Узянбаев И.М. зарегистрирован по адресу: адрес с дата г.
В настоящий момент на основании решения Мелеузовского районного суда РБ от дата право собственности на жилое помещение: адрес, признано за братом истца - ФИО9
Иного жилого помещения для постоянного проживания Узянбаев И.М. не имеет.
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно Обзору практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 г., для правильного рассмотрения дел, связанных с обеспечением детей-сирот жилым помещением в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ необходимо выяснить следующие обстоятельства, а именно:
во-первых, относится ли истец к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, либо лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
во-вторых, каков возраст истца, поскольку дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет.
в-третьих, имеет ли истец, требующий предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма, закрепленное жилое помещение, поскольку обязанность обеспечить таким жилым помещением возлагалась законом на органы исполнительной власти только в том случае, если дети-сироты не имели закрепленного жилого помещения;
в-четвертых, суды выясняли, состоит ли истец на учете нуждающихся в жилом помещении.
Из дела видно, что истец Узянбаев И. М. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не обращался.
Однако, в вышеназванном Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями указано на следующее.
Действительно, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
Исходя из изложенного, необходимо выяснить причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными, требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма подлежит удовлетворению.
В связи с этим, судебная коллегия признает имеющими значение для разрешения данного спора обстоятельствами то, что при установлении опеки над истцом Узянбаевым И.М., оставшимся без попечения родителей, а впоследствии сиротой, органами опеки и попечительства Администрации Муниципального района Мелеузовский район РБ, никакое жилье, в том числе по месту регистрации и проживания никогда не закреплялось, что подтвердили в ходе рассмотрения дела представители органа опеки и попечительства Администрации Муниципального района Мелеузовский район РБ.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, судебная коллегия полагает, что органами исполнительной власти, обязанными осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, формировать список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, не были надлежащим образом исполнены возложенные на них обязательства, закрепленные в ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что жилищные права Узянбаева И.М., как лица, имеющего право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства, нарушены.
С учетом указанного, исковые требования Узянбаева И.М. о возложении на Администрацию муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан обязанности по постановке Узянбаева И.М., дата г.р. на регистрационный учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения подлежат удовлетворению.
Согласно сложившейся судебной практике, которая отражена в Обзоре судебной практике рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного суда РФ от дата г., если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, лицо, относящееся к категории детей-сирот, имеет право на получение благоустроенного жилого помещения вне очереди.
Учитывая вышеизложенное, оценив в совокупности доказательства, собранные по делу, установленные по делу фактические обстоятельства, судебная коллегия полагает, что требования истца об обязывании администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан предоставить ему благоустроенное жилое помещение подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия, отменяя судебное постановление, находит возможным принять новое решение, которым возложить на Администрацию муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан обязанность по постановке Узянбаева И.М., дата года рождения, на регистрационный учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения; обязать администрацию муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан предоставить Узянбаеву И.М., благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по месту жительства в границах Мелеузовского района Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным, техническим, противопожарным требованиям не менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения 14 кв.м. и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 10 ноября 2014 года отменить, принять новое решение.
Возложить на Администрацию муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан обязанность по постановке Узянбаева И.М., дата года рождения, на регистрационный учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения.
Обязать администрацию муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан предоставить Узянбаеву И.М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по месту жительства в границах Мелеузовского района Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным, техническим, противопожарным требованиям не менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения 14 кв.м. и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
Председательствующий: Ю.А. Батршина
Судьи: Н.Ю. Гонтарь
В.Н. Милютин
Справка:
судья Коргун Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.