Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Батршиной Ю.А.,
судей Гонтарь Н.Ю., Милютина В.Н.,
при секретаре Аюповой И.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан на решение Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от 19 мая 2014 года, которым постановлено:
признать бездействие Администрации Муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, выразившееся в отказе Батралеевой М.З. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в список участников Великой Отечественной войны на получение субсидии для приобретения жилья незаконным.
Обязать Администрацию муниципального района Туймазинский район РБ поставить Батралееву М.З. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, включив в список участников Великой Отечественной войны на получение субсидии для приобретения жилой площади.
Заслушав доклад судьи Батршиной Ю.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Батралеева М.З. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан и Администрации г. Туймазы о признании бездействия администрации муниципального района Туймазинский район РБ, выразившегося в отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в список участников Великой Отечественной войны на получение субсидии для приобретения жилья, незаконным, обязании Администрации муниципального района Туймазинский район РБ поставить ее на учет для улучшения жилищных условий, включив в список участников Великой Отечественной войны на получение субсидии для приобретения жилого помещения.
В обоснование своих требований указала, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны, сама ветеран Великой Отечественной войны, инвалид 2 группы по общему заболеванию. Ее супруг был тяжело ранен в ногу, в результате чего ногу ему ампутировали. дата супруг умер. С этого времени она проживала в квартире адрес, принадлежащей на праве собственности сыну. Своего жилья не имела. После того, как стало невозможно совместно проживать в одной квартире с сыном, в марте 2009 г. ее забрала к себе дочь. На данный момент она проживает в квартире адрес, общей площадью ... кв. м, жилой площадью ... кв. м, состоящей из трех жилых комнат. Собственниками квартиры являются ее дочь ФИО4 и внучка ФИО5 В квартире зарегистрированы и проживают 4 человека: она, ФИО4, ФИО5, ФИО6 Ее переезд в квартиру дочери был не ухудшением жилищных условий, а вынужденным, потому как проживать в одной комнате с великовозрастным сыном сложно как физически, так и морально. Однако при обращении в Администрацию муниципального района Туймазинский район РБ с заявлением о выделении ей отдельной жилплощади, ей было указано, что она якобы ухудшила свои жилищные условия. Ее переезд имел вынужденный характер, какого-либо умысла на ухудшение своих жилищных условий она не имела, она нуждалась в уходе и постоянной опеке дочери в силу возраста. Решение об отказе в постановке в список на получение субсидии по обеспечению жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 г.г. противоречит позиции политического руководства государства об обеспечении жильем участников Великой Отечественной войны, изложенной в Указе Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г." и распоряжении Правительства РФ от 31.03.2010 г. N472-р.
С 1991 г. она всегда была нуждающейся в улучшении своих жилищных условий, т. к. изначально была принята на учет как не имеющая своего жилья. Ее нарушенные права вдовы инвалида, участника Великой Отечественной войны не восстановлены до настоящего времени.
Батралеева М.З. просила суд признать бездействие Администрации муниципального района Туймазинский район РБ, выразившееся в отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в список участников Великой Отечественной войны на получение субсидии для приобретения жилья незаконным; обязать Администрацию муниципального района Туймазинский район РБ поставить ее на учет для улучшения жилищных условий, включив в список участников Великой Отечественной войны на получение субсидии для приобретения жилого помещения.
Суд вынес вышеприведенное решение.
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе Администрация муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан просит его отменить, ссылаясь на незаконность и необоснованность и указывает, что оснований для удовлетворения исковых требований Батралеевой М.З. в части признания бездействия незаконным у суда не имелось, органом местного самоуправления были выполнены все необходимые действия, предусмотренные действующим законодательством при поступлении заявления Батралеевой М.З. Указано также на пропуск истицей установленного ч. 1 ст. 256 ГПК РФ трехмесячного срока обращения в суд с заявлением, а доказательств, подтверждающих уважительность причины пропуска срока для обращения в суд, истицей не представлено. Кроме того, указано в жалобе, что истица намеренно ухудшила жилищные условия с целью состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с чем ей правомерно было отказано в постановке на учет.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения.
Судебная коллегия по гражданским делам, руководствуясь ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, учитывая надлежащее извещение участников процесса, отсутствие сведений о причинах их неявки, а также ходатайств об отложении судебного заседания, признала возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан Ахметзянова А.Р., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Из дела усматривается, что истица Батралеева М.З. является женой умершего военнослужащего, что подтверждается удостоверением серии В N ... от 24.03.2011г. (л.д. 11), имеет право на льготы и преимущества, предусмотренные для жен погибших военнослужащих.
дата г., о чем указывает сам ответчик в своем отзыве на исковое заявление истицы (л.д. 43), Батралеева М.З. обратилась в Администрацию муниципального района адрес РБ с заявлением об улучшении ее жилищных условий как вдовы участника Великой Отечественной войны, указав, что она зарегистрирована и проживает в квартире дочери по адресу: адрес.
При подаче заявления ею была представлена справка ООО " ... " N ... от дата (л.д. 47) о том, что по адресу: адрес, зарегистрировано и проживает 6 человек.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от дата серии адрес и от дата серии адрес (л.д. 6, 7) указанная квартира принадлежит на праве собственности ФИО4 и ФИО5 по 1/2 доле. Общая площадь квартиры составляет ... кв. м, жилая ... кв. м.
В соответствии с решением Туймазинского районного Совета от 09.06.2005 г. N 97 учетная норма площади жилого помещения в Туймазинском районе и г. Туймазы установлена в размере 12,0 кв. м. общей площади на одного человека (л.д. 46).
Указом Президента Российской Федерации N 714 от 7 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Статьей 21 названного Закона установлено, что, независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге умершего участника ВОВ, не вступившей в повторный брак, в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем.
Таким образом, обязательным условием предоставления указанных мер социальной поддержки является установление нуждаемости гражданина в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Основания признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, определены в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по
договору социального найма либо собственниками жилых помещений или
членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по
договору социального найма либо собственниками жилых помещений или
членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей
площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для
жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по
договору социального найма или собственниками жилых помещений,
членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире,
занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной,
страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой
совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими
иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или
принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих
заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской
Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Указанным лицам, в том числе, предоставляется мера социальной поддержки ? обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 -19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Здесь же указано, что определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Из смысла данной нормы следует, что принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления.
Статьей 54 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок.
В силу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Отказ в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до истечения установленного срока возможен в случае доказанности совершения заявителем таких умышленных и недобросовестных действий, которые свидетельствуют о его очевидном намерении приобрести право состоять на учете.
Согласно позиции Конституционного суда, выраженной в п. 2 Определения от 19.04.2007 г. N 258-0-0, по смыслу ст. 53 Жилищного кодекса РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение ст. 53 Жилищного кодекса РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
В соответствии с вышеуказанным, усматривается право Батралеевой М.З. на улучшение жилищных условий как вдовы участника Великой Отечественной войны, на основании чего суд первой инстанции правомерно, по мнению судебной коллегии, удовлетворил исковые требования истца об обязании Администрации муниципального района Туймазинский район РБ поставить Батралееву М.З. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, включив в список участников Великой Отечественной войны на получение субсидии для приобретения жилой площади.
Выводы суда в этой части основаны на анализе представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, оценке фактических обстоятельств дела, верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и являются правильными.
Судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы о том, что Батралеева М.З. умышленно ухудшила свои жилищные условия, являются несостоятельными исходя из следующего.
Из паспорта Батралеевой М.З. серии N ... от дата усматривается, что она дата зарегистрирована по адресу: адрес
Как было указано выше и подтверждено материалами дела, собственниками квартиры являются ее дочь и внучка. Она же собственником указанной квартиры не является.
Сын Батралеевой М.З. - ФИО8 зарегистрирован в этой же квартире дата
Однако решение о его регистрации в квартире принято собственниками квартиры, а не Батралеевой М.З. Квартира, где он был ранее зарегистрирован, также принадлежит на праве собственности дочери Батралеевой М.З. - ФИО4 Соответственно, со стороны Батралеевой М.З. каких-либо действий по ухудшению своих жилищных условий не предпринималось. Запретить дочери ФИО4 зарегистрировать своего брата на принадлежащей ей жилплощади, продать квартиру или иным образом распорядиться ею, она не имеет возможности, т.к. квартира ей не принадлежит.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Батралеева М.З., являясь членом семьи умершего участника ВОВ, намеренных действий, в результате которых истица могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и иметь право на получение мер социальной поддержки по улучшению жилищных условий согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", не совершала.
Кроме того, в соответствии с ст. ст. 254,255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2
(ред. от 09.02.2012 г.) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании
решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов
местного самоуправления, должностных лиц, государственных и
муниципальных служащих" следует, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона РФ N59-ФЗ от 02.05.2006 года "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В соответствии со ст. 12 указанного Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
В соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения с заявлением о принятии на учет) решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 54 ЖК РФ решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
Как правильно указано судом первой инстанции, в нарушение указанных положений законодательства Администрация МР Туймазинский район РБ в установленном законом порядке решение по заявлению Батралеевой М.З. не приняла и ей не направила. Письмо начальника жилищного отдела Администрации МР Туймазинский район РБ нельзя рассматривать как надлежащее рассмотрение заявления Батралеевой М.З. о постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как вдовы участника Великой отечественной войны и направление ей копии соответствующего решения.
Так, из письма начальника жилищного отдела Администрации МР Туймазинский район РБ ФИО9 N ... от дата не усматривается, что органом местного самоуправления в соответствии с вышеуказанными нормами было принято решение об отказе в принятии на учет, в письме не содержится указание на данное решение, его номер и дату.
Изложенное свидетельствует о бездействии Администрации района, выразившемся в не рассмотрении заявления Батралеевой М.З. о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вдовы участника Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.
В суд апелляционной инстанции представителем Администрации МР Туймазинский район РБ также не было представлено соответствующее решение органа местного самоуправления об отказе в принятии Батралеевой М.З. на учет.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что права Батралеевой М.З. на обжалование решения органа местного самоуправления об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы участника Великой отечественной войны, были нарушены ответчиком, в связи с чем правомерно удовлетворил требование Батралеевой М.З. о признании бездействия Администрации МР Туймазинский район РБ незаконным. Доводы ответчика о пропуске Батралеевой М.З. срока на оспаривание бездействия Администрации МР Туймазинский район РБ, в данном случае, не основаны на законе, поскольку, как было указано выше, ответчиком не доказан факт надлежащего, в соответствии с требованиями закона, рассмотрения заявления истца о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы участника Великой отечественной войны, принятия, оформления решения об отказе в принятии на учет и направлении его истцу для реализации последней в установленные ст. 256 ГПК РФ сроки на оспаривание данного решения органа местного самоуправления. Таким образом, ответчиком допущено нарушение прав истца на получение решения по результатам рассмотрения заявления в установленные федеральным законом сроки, что в свою очередь привело к нарушению ее права на обжалование указанного решения.
Доводы жалобы аналогичны тем, которые были предметом проверки суда и им дана правовая оценка, они не могут быть основанием отмены решения суда ввиду их несостоятельности.
Суд установил значимые для правильного разрешения спора обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку.
Таким образом, неправильного применения норм материального права или толкования его, грубых процессуальных нарушений, влекущих таковое, судом не допущено. Судебное постановление принято в пределах, представленных сторонами и исследованных доказательств, соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
Таким образом, постановленное по данному делу решение суда следует признать законным, обоснованным, в связи с чем, подлежащим оставлению без изменения.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым указать на следующее.
Как видно из дела, Батралеева М.З. умерла дата г., что подтверждается свидетельством о смерти серии ... N ... (л.д. 82), то есть после вынесения обжалуемого решения суда 19 мая 2014 г.
Судебной коллегией по апелляционной жалобе Администрации МР Туймазинский район РБ было проверено решение суда первой инстанции на предмет его законности, соответствия нормам процессуального и материального права.
В силу положений ст. ст. 49, 51 Жилищного кодекса РФ право на улучшение жилищных условий как вдовы участника Великой Отечественной войны, принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, включении в список участников Великой Отечественной войны на получение субсидии для приобретения жилой площади являлось личным правом Батралеевой М.З., неразрывно связанным с ее личностью, присвоенным ей статусом вдовы участника Великой отечественной войны и нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Следовательно, спорное правоотношении не допускает правопреемства.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от 19 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий: Ю.А. Батршина
Судьи: Н.Ю. Гонтарь
В.Н. Милютин
Справка:
судья Рыбакова В.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.