Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Батршиной Ю.А.,
судей Гонтарь Н.Ю., Милютина В.Н.,
при секретаре Аюповой И.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
заявление Патраева М.А. удовлетворить.
Признать решение жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан от дата о снятии Патраева М.А. с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным.
Обязать жилищно-бытовую комиссию Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан восстановить очередность за номером N ... Патраева М.А. в Едином списке граждан, состоящих в очередности на улучшение жилищных условий по Министерства Внутренних Дел по Республике Башкортостан.
Заслушав доклад судьи Батршиной Ю.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Патраев М.А. обратился в суд с заявлением о признании решения жилищно-бытовой комиссии Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан (далее МВД по РБ) о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении незаконным. В обоснование своих требований указал, что в обосновании то, что истец работал в органах внутренних дел Республики Башкортостан с 1990 года. С дата по настоящее время зарегистрирован в общежитии УВД адрес. В 1992 году был поставлен на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии МВД РБ от дата заявитель был поставлен на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищно-бытовых условий в соответствии с приказом МВД РФ N ... от 24.05.2003г. п. 8 с дата года.
В октябре 2010 году Патраев М.А. уволился из органов внутренних дел по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. После ухода на пенсию в списке очередников на улучшение жилья он находился под номером 17.
дата и дата он обратился с заявлением на имя Министра внутренних дел по РБ по вопросу получения жилья или ссуды на строительство жилья своими силами, на что из МВД по РБ был получен ответ за номером 20/4-П-04 и 20/4-П-81, в которых для решения вопроса было рекомендовано обратиться по прежнему месту службы, поскольку он работал в Управлении Федеральной миграционной службы по РБ. Однако приказом Министра внутренних дел Российской Федерации N 71 от дата он был прикомандирован в УФМС России по РБ с оставлением в кадрах МВД России с дата года. Заявитель обратился в Управление ФМС РФ по РБ по вопросам улучшения своего жилищного положения, дата был получен ответ, из которого следовало, что действующих программ по получению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел, прикомандированных к УФМС России по РБ, не имеется. На обращения в Департамент по материально-техническому и медицинскому снабжению МВД РФ по решению жилищного вопроса были получены ответы (N22/П-2842 от дата года, N 22/П-335 от дата года), в которых было рекомендовано обратиться в МВД по Республике Башкортостан.
По решению жилищного вопроса в МВД по РБ был получен ответ N 20/4-П-18, из которого следует, что заявитель состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в общей очереди под N 17.
дата из МВД по РБ получено уведомление (исх. 20/4тП-402) о том, что Патраев М.А. был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали ему право на получение жилого помещения по договору социального найма. В протоколе имеется ссылка на то, что в период с дата по дата у жены истца имелся в собственности жилой дом в адрес, общей площадью ... кв.м., жилой площадью ... кв.м. В протоколе ЖБК МВД по РБ указано, что его семья имеет квартиру в адрес А, адрес (жилая площадь ... кв.м.) и дом в деревне адрес РБ жилой площадью ... кв.м. Обеспеченность заявителя и его семьи жилой площадью составляла ... кв.м. жилой площади, т.е. более ... кв.м. жилой площади на одного члена семьи.
Истец полагает, что не принято во внимание то, что указанный дом принадлежал ФИО4 - отцу жены истца, где он был зарегистрирован и проживал вместе со своей женой ФИО5 дата он подарил этот дом жене истца, однако, сами они продолжали проживать в этом же доме. дата женой произведено отчуждение этого дома. Обеспеченность жилой площадью семьи истца на момент рассмотрения в ЖБК МВД по РБ составляла 5,3 кв.м., поскольку у его семьи другого жилья, кроме как по месту проживания по адресу: адрес не имеется, где жилая площадь составляет ... кв.м.
Решением Совета городского округа город Уфа РБ N ... от дата установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, менее 12 кв.м. При таком нормативном акте расчет обеспеченности семьи Патраевых жилой площади в размере 8 кв.м., приведенной в протоколе ЖБК МВД по РБ не соответствует вышеприведенному нормативному акту.
Кроме того, истцом при обращении в суд был указано, что согласно заключению ООО " ... " техническое состояние конструкции фундаментов двухэтажного здания жилого дома по адрес классифицируется как аварийное. По результатам оценки техническое состояния здания в целом можно классифицировать как "ветхое". Из Управления по обеспечению жизнедеятельности города Администрации ГО г.Уфа за N ... от дата был получен ответ на обращение жильцов дома, из которого следует, что рассмотрение вопроса о признании жилого дома адрес аварийным и подлежащим сносу или реконструкции планируется в первом квартале текущего года на заседании Межведомственной комиссии ГО г. Уфа. Жилищные условия семьи Патраевых никто не обследовал. На момент вынесения решения жилищно-бытовой комиссии от дата жилой площади в д. адрес, на что было указано в уведомлении с дата года, не было, а по месту регистрации семьи жилой адрес, находится в аварийном состоянии.
Заявитель является Ветераном боевых действий. Согласно пункту 1 ст. 16 Закона "О ветеранах" для участников боевых действий, в т.ч. воевавших в Чечне предоставляются льготы. Одним из них является то, что нуждающиеся в улучшении жилищных условий обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, если они состояли на учете до дата года. Кроме того, награжден государственными наградами: в 1997 году медалью "За отличие в охране общественного порядка", в 2002 году медалью "За отвагу".
Патраев М.А. просил суд признать решение жилищно-бытовой комиссии МВД по РБ от дата о снятии Патраева М.А. с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий признать незаконным, обязать жилищно-бытовую комиссию МВД по РБ восстановить очередность за номером 15 Патраева М.А. в Едином списке граждан, состоящих в очередности на улучшение жилищных условий по МВД по РБ.
Суд вынес вышеприведенное решение.
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе МВД по РБ просит решение суда отменить, ссылаясь на незаконность и необоснованность, указывая, что в период с дата по дата Патраев М.А. и члены его семьи были обеспечены жилой площадью более 8 кв. м. жилой площади на одного члена семьи, поскольку в собственности жены Патраева М.А.- ФИО8 в период с дата по дата находился жилой дом общей площадью ... кв. м, жилой площадью ... кв. м. Произведя отчуждение жилого дома, истец фактически осуществил намеренное ухудшение своих жилищных условий, утратив основания, которые давали ему право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, выслушав представителя МВД по РБ Гирфанова В.Р., Патраева М.А., его представителя Абдрахманова Ф.Р., судебная коллегия приходит к следующему.
Из дела видно, не оспаривается сторонами, что Патраев М.А. работал в органах внутренних дел Республики Башкортостан с 1990 года и приказом от дата N ... был уволен по п. "в" ст. 58 (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию). Выслуга лет по состоянию на дата составляет 22 года 06 мес. 18 дней. (л.д. 10).
Из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии МВД РБ от дата (л.д. 21) усматривается, что Патраев М.А. был поставлен на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищно-бытовых условий в соответствии с приказом МВД РФ N ... от дата (п. 8) с дата года, что сторонами не оспаривается.
После увольнения по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, истец в списке очередников на улучшение жилья находился под номером 17, что ответчиком не оспаривается.
Из ответа МВД по РБ от дата N 20/4-П-18 на обращение Патраева М.А. следует, что на февраль 2013 г. он находился в списке очередников на улучшение жилья также под номером 17, а согласно справки МВД по РБ от дата у Патраева М.А., состоящего с составом семьи: жена ФИО8, дата г.р., сын ФИО9, дата года рождения, сын ФИО10 дата года рождения на учете, номер в общей очереди - 15, что представителем ответчика также не оспаривается.
Согласно справке о регистрации МУП ЕРКЦ г. Уфы по адресу: адрес, с дата зарегистрирована ФИО8, совместно с ней зарегистрированы сыновья ФИО10, дата года рождения, и ФИО15 P.M., дата года рождения. Открыт лицевой счет N ... , задолженности не имеется.
Как видно из дела, решением жилищно-бытовой комиссии МВД по РБ от дата Патраев М.А. был снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 6 ФЗ N 180-ФЗ от дата и ст. 56 ЖК РФ (л.д. 16-17).
Патраев М.А., обращаясь в суд с вышеуказанными требованиями об обязании жилищно-бытовой комиссии МВД по РБ восстановить очередность за номером 15 Патраева М.А. в Едином списке граждан, состоящих в очередности на улучшение жилищных условий по МВД по РБ, при этом оспаривая решение жилищно-бытовой комиссии МВД по РБ от дата о снятии его с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, указывал на то, что обеспеченность жилой площадью семьи истца составляет менее учетной нормы на каждого члена семьи, состоящей из 4 человек, поскольку жилая площадь квартиры, где они проживают по адресу: адрес,составляет ... кв.м., общая - ... кв.м., у его семьи другого жилья, не имеется.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение и удовлетворяя исковые требования истца исходил из того, что Патраев М.А. с момента постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в 2004 года, оставался вместе с семьей из 4 человек нуждающимся в предоставлении жилья и являлся им на момент принятия жилищной комиссией решения о снятии с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на анализе представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, оценке фактических обстоятельств дела, верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и являются правильными.
Так, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 года, установлены ч. 2 ст. 6 Вводного закона.
В соответствии с положением ч. 2 ст. 6 Вводного закона граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей части.
По смыслу указанных выше положений закона, Патраев А.М., поставленный на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 года, мог быть снят с этого учета либо по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 года, предоставляли право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до 1 марта 2005 года предоставляли право на получение жилого помещения по договору социального найма, были установлены в ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно п. 6 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР действовавшего в момент принятия решения о постановке заявителя на учет, к числу нуждающихся в улучшении жилищных условий отнесены граждане, проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, и не имеющие другой жилой площади. Статьей 30 Жилищного кодекса РСФСР определено, что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.
Согласно ст. 31 Жилищного кодекса РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
В соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР, право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Как установлено в ходе рассмотрения дела Патраев М.А. со своей семьей проживает постоянно по адресу: адрес, где с дата зарегистрирована жена ФИО8, совместно с ней зарегистрированы сыновья ФИО10, дата рождения, и ФИО15 P.M., дата рождения (л.д. 114).
В соответствии со справкой N ... от дата Патраев М.А. зарегистрирован по адресу: адрес общежитие, но не проживает, лицевой счет не открыт, договор найма не заключен (л.д. 102, 116).
Вышеуказанное свидетельствует, что фактически Патраев М.А. проживает совместно с его семьей - супругой ФИО8 и сыновьями ФИО10, ФИО19 Достоверных и допустимых доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от дата за N ... подтверждение наличие зарегистрированного права долевой собственности ФИО8, ФИО10, ФИО15 P.M. по 1/3 за каждым на квартиру, расположенную по адресу: адрес, на основании договора передачи жилой квартиры в общую долевую собственность от дата (л.д. 140-142).
При этом, решением Совета городского округа город Уфа РБ N ... от дата года, действующим и по настоящее время, установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, менее 12 кв.м.
Также усматривается, что до дата за ФИО8 было зарегистрировано право собственности на жилой дом по адресу: РБ, адрес.
При этом, судебная коллегия полагает несостоятельным довод ответчика, приводимый им в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции и содержащийся в апелляционной жалобе о том, что произведя отчуждение жилого дома, истец фактически осуществил намеренное ухудшение своих жилищных условий, утратив основания, которые давали ему право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
В силу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Отказ в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до истечения установленного срока возможен в случае доказанности совершения заявителем таких умышленных и недобросовестных действий, которые свидетельствуют о его очевидном намерении приобрести право состоять на учете.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, подтверждено материалами дела, жилой дом по адресу: РБ, адрес был получен ФИО8 на основании договора дарения от дата года, то есть в личную собственность (л.д. 123). То, что от места постоянного проживания истца и его семьи по адресу: адрес, постоянного места работы истца, его жены, учебы детей, населенный пункт адрес РБ находится на значительном расстоянии, свидетельствует о невозможности использования дома по адресу: РБ, адрес для проживания.
Кроме того, как установлено судом, не оспаривается ответчиком, дата года, ФИО8 распорядилась своей личной собственностью, произвела отчуждение дома.
Также, существенным для разрешения данного спора обстоятельством судебной коллегией признается то, что жилой дом по адресу: адрес на основании Заключения от дата межведомственной комиссии, назначенной постановлением Администрации городского округа Уфа РБ от дата N ... признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 148).
Итак, судом установлено, что семья Патраевых, состоящая из четырех человек: истец, его супруга и двое детей, проживали и проживают по адресу: адрес, не переезжая на другое место жительства. Иного жилья не имеют, что подтверждено материалами дела.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции сделан верный вывод, что Патраев М.А. с момента постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а именно с 04.12.2004 года, оставался нуждающимся в предоставлении жилья и являлся им на момент принятия жилищной комиссией МВД по РБ решения о снятии с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Суд установил значимые для правильного разрешения спора обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку.
Таким образом, неправильного применения норм материального права или толкования его, грубых процессуальных нарушений, влекущих таковое, судом не допущено. Судебное постановление принято в пределах, представленных сторонами и исследованных доказательств, соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы жалобы аналогичны тем, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 30 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МВД по РБ - без удовлетворения.
Председательствующий: Ю.А. Батршина
Судьи: Н.Ю. Гонтарь
В.Н. Милютин
Справка:
судья Мартынова Н.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.