Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Стаховой Т.М., Чуфистова И.В.
при секретаре
Ульяшковой Е.С.
рассмотрела в судебном заседании 04 февраля 2015 года дело N 2-3870/14 по апелляционной жалобе Кондратьевой Е. П. на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 31 июля 2014 года по исковому заявлению Кондратьевой Е. П. к Администрации Приморского района Санкт-Петербурга о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., изучив материалы дела, судебная коллегия Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Кондратьева Е.П. обратилась в суд с иском к Администрации Приморского района Санкт-Петербурга, в котором просила вынести решение о постановке ее на учет нуждающихся в жилых помещениях в рамках Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий". В обоснование требований указала, что она проживает в городе "адрес", в связи с применением репрессий была принудительно переселена вместе с матерью с постоянного места жительства в Ленинградской области, неоднократно обращалась в органы государственной власти Санкт-Петербурга по вопросу возвращения на историческую родину, но ей был дан ответ о том, что не разработан специальный нормативный акт по этому поводу. В "дата" обратилась в Администрацию Приморского района по вопросу постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, так как она является реабилитированной и ранее проживала на территории ныне входящей в состав Приморского района Санкт-Петербурга, но в постановке на учет было отказано. Данный отказ заявитель считает незаконным, нарушающим ее права и законные интересы.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 31.07.14 в удовлетворении заявленных Кондратьевой Е.П. требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм действующего законодательства, при неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
О времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции заявитель и заинтересованное лицо извещены, заявитель представила в суд ходатайство с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие. Согласно ст.ст. 257, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 31.07.14.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
На основании ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу п. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно требованиям п. 4 указанной статьи, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Закон Российской Федерации от 18.10.91 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" является специальным законом, направленным на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, возлагающих на государство обязанность защищать права потерпевших от злоупотреблений властью.
Как следует из преамбулы данного Закона, федеральный законодатель при его принятии исходил из признания особой ответственности государства перед гражданами, ставшими в годы Советской власти жертвами произвола тоталитарного государства, репрессированными за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам; цель данного Закона - реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.
По смыслу статьи 1 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", политическими репрессиями признаются такие меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, которые влекут лишение или ограничение прав и свобод лиц - жертв политических репрессий. Приведенный в ней перечень мер принуждения является открытым, что способствует наиболее полной защите прав и свобод граждан.
В силу ст. 13 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. При отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 01.11.12 N 2003-О, сама по себе статья 1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" не препятствует признанию политической репрессией установление для граждан - финнов по национальности, депортированных во время Великой Отечественной войны из города Ленинграда и Ленинградской области без помещения на спецпоселение, запрета вернуться к прежнему месту жительства для постоянного проживания, а потому не исключает признание лиц, относящихся к данной категории, жертвами политических репрессий.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в ряде его решений, конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления им жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам Российской Федерации, нуждающимся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации); реализация этого права может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в нормативных актах жилищного законодательства (Определения от 09.04.02 N 123-О, от 04.03.04 N 80-О, от 15.07.10 N 955-О-О, от 25.11.10 N 1543-О-О, от 22.03.11 N 306-О-О, от 25.01.12 N 192-О-О, от 17. 07.12 N 1371-О и др.)
Отношения, связанные с учетом граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлением таких жилых помещений в Санкт-Петербурге регулируются Законом Санкт-Петербурга от 19.07.05 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".
В соответствии с п. 2 ст. 1 указанного закона реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в Санкт-Петербурге в связи с репрессиями, члены их семей и другие родственники, проживавшие совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также дети, родившиеся в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении, признаются нуждающимися в жилых помещениях и принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу п. 1 ст. 7 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.05 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях гражданин и члены его семьи представляют в уполномоченный орган, в том числе, документы, подтверждающие, что гражданин относится к категории граждан, указанных в абзацах третьем - девятом пункта 2 статьи 1 настоящего Закона Санкт-Петербурга.
Перечень документов, подлежащих рассмотрению при принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в Санкт-Петербурге в связи с репрессиями, членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также детей, родившихся в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении, и граждан, являющихся нанимателями и(или) собственниками (членами семьи нанимателей и(или) собственников) жилых помещений (комнат) в коммунальных квартирах, утверждается уполномоченным органом.
В целях регулирования отношений, возникающих между заявителями и администрациями районов Санкт-Петербурга в сфере предоставления государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 30.08.12 N 766-р утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги
Пунктом 1.2 данного Административного регламента предусмотрено, что заявителями являются граждане Российской Федерации, соответствующие требованиям жилищной обеспеченности.
Без учета сведений о доходах и стоимости налогооблагаемого имущества, а также без учета срока проживания на территории Санкт-Петербурга признаются нуждающимися в жилых помещениях и принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях реабилитированные лица, в том числе проживающие в других населенных пунктах Российской Федерации, утратившие жилые помещения в Санкт-Петербурге в связи с репрессиями, члены их семей и другие родственники, проживавшие совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также дети, родившиеся в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении.
В соответствии с п. 2.6.1.1.1 Административного регламента предоставления государственной услуги, утвержденного распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 30.08.12 N 766-р, в исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях реабилитированных граждан входят следующие документы: заявление о принятии на учет, по форме, указанной в приложении N 1; документ, удостоверяющий личность заявителя - паспорт гражданина Российской Федерации либо удостоверение личности военнослужащего; документы, содержащие сведения о месте жительства заявителя: справка о регистрации по месту жительства (форма 9), характеристика занимаемого жилого помещения (форма 7), документы, подтверждающие основания владения и пользования занимаемым жилым помещением; справка о реабилитации либо справка о признании лица пострадавшим от политических репрессий; документы, подтверждающие факт проживания заявителя в жилом помещении государственного жилищного фонда в Санкт-Петербурге (Ленинграде) до применения репрессии (заверенные в установленном порядке выписки из домовых книг, архивов, паспортных столов и другие документы); нотариально удостоверенное обязательство заявителя об освобождении жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, и расторжении договора социального найма или о безвозмездной передаче жилого помещения, находящегося в собственности заявителя, органу государственной власти (органу местного самоуправления) по месту жительства заявителя в случае предоставления ему жилого помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по договору социального найма.
Из материалов дела следует, что Кондратьева Е.П. в "дата" обращалась в Администрацию Приморского района Санкт-Петербурга по вопросу принятия ее семьи на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Вместе с заявлением о принятии на учет заявителем в Администрацию Приморского района Санкт-Петербурга были представлены следующие документы: копия справки от "дата", выданная старшим инспектором О.; копия свидетельства N ... ; копия паспорта Кондратьевой Е.П. (страницы с фото и регистрацией); копия свидетельства о рождении Я.; копии справок о заключении брака N ... и N ... ; копия выписки из лицевого счета N ... ; копия письма администрации от "дата" N ... ; копия удостоверения N ... на имя Кондратьевой Е.П.
Письмом от "дата" N ... Кондратьевой Е.П. было отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Основанием для такого отказа послужил тот факт, что заявителем не были представлены документы, подтверждающие ее место жительства в Приморском районе Санкт-Петербурга. Заявителю было разъяснено право обратиться с указанным выше заявлением в государственный орган, осуществляющий принятие на учет по месту ее жительства.
В то же время, федеральным законодательством установлено право утративших жилые помещения в связи с репрессиями реабилитированных лиц на возвращение на прежнее место жительства. Данное право реализуется путем принятия реабилитированных лиц и членов их семей на учет и обеспечения жилыми помещениями. При этом установление порядка учета и обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан федеральным законодательством отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что заявитель до эвакуации в "дата" проживала по адресу: "адрес", который в настоящее время отнесен к территории Приморского района Санкт-Петербурга.
Следовательно, отказ Администрации Приморского района Санкт-Петербурга от "дата" N ... в принятии семьи Кондратьевой Е.П. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по тому основанию, что она не проживает на территории Приморского района Санкт-Петербурга, нельзя признать законным и обоснованным.
Вместе с тем, как следует из копии сопроводительного письма N ... от "дата", которым заявителю заинтересованным лицом были возвращены документы, Кондратьева Е.П. представила вместе с заявлением о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Администрацию Приморского района Санкт-Петербурга не все документы, необходимые для постановки ее на такой учет, исчерпывающий перечень которых предусмотрен в п. 2.6.1.1.1 Административного регламента предоставления государственной услуги, утвержденного распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 30.08.12 N 766-р.
Случаи, в которых уполномоченный орган вправе отказать гражданину в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрены статьей 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениями которой, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
При обращении в Администрацию Приморского района Санкт-Петербурга по вопросу постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, Кондратьевой Е.П. не были представлены документы, с достоверностью подтверждающие тот факт, что Кондратьева Е.П. утратила жилое помещение в Санкт-Петербурге именно в связи с репрессиями. В частности, заявителем не была представлена справка о реабилитации либо справка о признании лица пострадавшим от политических репрессий, а также требуемое в соответствии с Административным регламентом нотариально удостоверенное обязательство.
При рассмотрении дела судом, Кондратьева Е.П. в материалы дела также не представила вышеобозначенные документы, ходатайств об истребовании дополнительных доказательств не заявляла.
С учетом изложенного, оснований для постановки заявителя на учет нуждающихся в жилых помещениях у Администрации Приморского района не имелось.
Довод Кондратьевой Е.П. о том, что свидетельство N ... является достаточным доказательством факта утраты жилого помещения в городе Ленинграде в связи с репрессиями, не может быть служить основанием для отмены решения суда первой инстанции, поскольку не относится к числу документов, подтверждающих искомый факт - утрату жилого помещения в Санкт-Петербурге в связи с применением репрессий.
Ссылка заявителя на процессуальные нарушения, допущенные судом первой инстанции, в частности длительность рассмотрения гражданского дела и не направление решения в адрес Кондратьевой Е.П., поводом к отмене решения в апелляционном порядке служить не может
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 31 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кондратьевой Е. П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.