Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Янсона А.С.,
судей Калимуллина Р.Я. и Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания Гилязетдиновой Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Калимуллина Р.Я. гражданское дело по апелляционной жалобе Калабанова Д.Е. на решение Верхнеуслонского районного суда Республики Татарстан от 12 ноября 2014 года, которым постановлено:
Заявление Калабанова Д.Е. о признании незаконными распоряжения руководителя Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района РТ, акта обследования строений, решения Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района РТ об отказе в приобретении земельных участков в собственность, возложении обязанности на Исполнительный комитет Верхнеуслонского муниципального района РТ подготовить постановления о передаче земельных участков в собственность и заключить договора купли-продажи земельных участков оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Калабанова Д.Е. - Самсоновой Н.В., поддержавшей жалобу, возражения представителей Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района РТ - Салихова Е.М., Макарова В.М., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Калабанов Д.Е. обратился в суд с заявлением на неправомерные действия должностных лиц. В обоснование требований указано, что заявителю на основании соответствующих договоров аренды предоставлены следующие земельные участки: земельный участок общей площадью 1 276 кв.м, кадастровый номер: ... , по адресу: "адрес"; земельный участок общей площадью 1 358 кв.м, кадастровый номер: ... , по адресу: "адрес"; земельный участок общей площадью 607 кв.м, кадастровый номер: ... , по адресу: "адрес"; земельный участок общей площадью 1 000 кв.м, кадастровый номер: ... , по адресу: "адрес"
Заявителем на вышеперечисленных земельных участках построены жилые дома, на которые первоначально получены кадастровые паспорта, а затем в Управлении Росреестра по РТ зарегистрировано право собственности.
В соответствии с условиями договоров аренды арендатор имеет исключительное право на приобретение в собственность земельных участков, предусмотренных п. 1.1. договоров. Выкуп арендованного земельного участка может быть осуществлен в установленном законодательством порядке.
18.09.2014 Колобанов Д.Е. обратился в Исполнительный комитет муниципального Верхнеуслонского района РТ с заявлениями о предоставлении ему вышеуказанных земельных участков в собственность.
13.10.2014 им получен ответ о невозможности принятия решения о приобретении земельных участков в собственность. Отказ обоснован тем, что строения, возведенные на земельных участках, жилыми домами не являются. Данный факт установлен выездной комиссией, сформированной согласно распоряжениям от 15.09.2014 N 185 и от 19.09.2014 N 186а.
Колобанов Д.Е. с данным решением не согласен, поскольку вышеуказанные жилые дома поставлены на кадастровый учет, что в соответствии с действующим законодательством фиксирует факт создания нового объекта недвижимого имущества.
На основании изложенного заявитель просил признать решение Исполнительного комитета муниципального Верхнеуслонского района РТ о невозможности принятия решения о приобретении земельных участков в собственность от 13.10.2014 N гр-1229 незаконным; обязать Исполнительный комитет муниципального Верхнеуслонского района РТ подготовить постановления о передаче Калабанову Д.Е. в собственность вышеуказанных земельных участков и заключить с ним договоры купли-продажи данных земельных участков.
Дополнив требования, Колобанов Д.Е. просил признать незаконными распоряжение Руководителя исполнительного комитета муниципального Верхнеуслонского района РТ N 186а от 19.09.2014 "О создании выездной комиссии", акт обследования строений, возведенных на земельных участках, представленных гражданам в н.п. Введенская Слобода, Нижний Услон, Верхний Услон от 19.09.2014.
Полагает, что руководителем исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района РТ была нарушена процедура создания комиссии, состав комиссии не соответствовал действующему законодательству, собственника жилых домов лишили права отстаивать свои позиции по вопросу пригодности построенных им домов для проживания.
По результатам обследования жилых домов выездной комиссией 19.09.2014 составлен акт обследования строений, возведенных на земельных участках, представленных гражданам в н.п. Введенская Слобода, Нижний Услон, Верхний Услон.
Выводы, изложенные в данном документе, не соответствуют действительности.
Согласно п. 12 Постановления Правительства РФ N 47 от 28.01.2006 жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Жилые дома, построенные заявителем, имеют свайный фундамент, который соответствует СНиП 2.02.03-85 "Свайные фундаменты", и СП 24.13330.2011, изготовлен технический план, на основании которого созданные объекты недвижимого имущества поставлены на кадастровый учет.
Для регистрации права собственности на объект ИЖС, расположенный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, согласно п.4 ст. 25.3 ФЗ-122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", кадастровый паспорт объекта ИЖС является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта ИЖС на земельном участке и содержащим его описание. Ни разрешение на строительство, ни разрешение на ввод объекта в эксплуатацию при этом не требуется.
Таким образом, требование исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района о предоставлении вышеуказанных документов, не соответствует закону.
Представитель Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан иск не признал, ссылаясь на то, что возведенные Колобановым Д.Е на вышеуказанных земельных участках постройки не являются жилыми домами.
Суд в удовлетворении заявления отказал, постановив решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Калабанов Д.Е. просит отменить решение, ссылаясь на то, что конструкции возведенных им объектов являются неразборными, фундамент зданий заглублен в грунт и имеет связь с землей, несущими конструкциями зданий являются: свайно-винтовой фундамент, стены из сэндвич-панелей ОСБ, деревянных перекрытий и металлическая кровля. Здания отвечают требованиям норм, установленным на жилые здания и являются капитальными строениями 3 категории капитальности. При этом строительство домов завершено, проведена техническая инвентаризация и кадастровый учет, право собственности на жилые дома зарегистрировано в установленном порядке. Указывается, что руководителем исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района РТ была нарушена процедура создания комиссии, состав комиссии не соответствовал действующему законодательству.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.
На основании ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Согласно ст. 44 Устава муниципального образования Верхнеуслонский муниципальный район Республики Татарстан, Принятого Советом Верхнеуслонского муниципального района, исполнительный комитет:
2) в области управления муниципальной собственностью, в соответствии с установленным Советом Района порядком в пределах своих полномочий:
- управляет имуществом, находящимся в муниципальной собственности Района, решает вопросы по созданию, приобретению, использованию, распоряжению и аренде объектов муниципальной собственности;
3) в области территориального планирования, использования земли и других природных ресурсов, охраны окружающей природной среды:
- предоставляет и изымает, в том числе путем выкупа, в порядке, установленном законодательством, земельные участки на территории Района;
Согласно ст. 3 Положения об исполнительном комитете Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, утвержденного Решением Совета Верхнеуслонского муниципального района от 30.12.2005 N 4-30, для оказания содействия в деятельности исполнительного комитета Района, согласованного решения задач по решению вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции, при Исполнительном комитете Района решением Руководителя Исполнительного комитета могут образовываться координационные, экспертные и другие совещательные (консультативные) органы. Указанные органы в структуру Исполнительного комитета Района не входят. Работа в них осуществляется на общественных началах.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
В соответствии с п. 4.3. Свода правил СП 55.13330 "Дома жилые одноквартирные" утв. приказом Минрегионразвития РФ от 27.12.2010 N 789 и введенным в действие с 20.05.2011, дом должен включать как минимум следующий состав помещений: жилая(ые) комната(ы), кухня (кухня-ниша) или кухня-столовая, ванная комната или душевая, туалет, кладовая или встроенные шкафы; при отсутствии централизованного теплоснабжения - помещение теплогенераторной.
В доме должны быть предусмотрены отопление, вентиляция, водоснабжение, канализация, электроснабжение.
Согласно ст. 41 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости.
Сведения о помещении указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в котором расположено помещение, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в котором расположено помещение, а также изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта помещения или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение. В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
Согласно п. 16 Приказа министерства экономического развития РФ от 01.09.2010 N 403 "Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке", сведения о здании, за исключением сведений о местоположении здания на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации здания, разрешения на ввод здания в эксплуатацию или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта здания. Копии указанных документов включаются в состав Приложения.
Если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление или принятие указанных документов, сведения о здании указываются в техническом плане на основании декларации (далее - Декларация), подготовленной в соответствии с формой и требованиями к подготовке Декларации, установленными органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений на основании части 10 статьи 41 Закона. В указанном случае Декларация в соответствии с частью 8 статьи 41 Закона является неотъемлемой частью технического плана и включается в состав Приложения.
Из материалов дела следует, что Калабанову Д.Е. на основании соответствующих договоров аренды предоставлены следующие земельные участки: земельный участок общей площадью 1 276 кв.м, кадастровый номер: ... , по адресу: "адрес"; земельный участок общей площадью 1 358 кв.м, кадастровый номер: ... , по адресу: "адрес"; земельный участок общей площадью 607 кв.м, кадастровый номер: ... , по адресу: "адрес" земельный участок общей площадью 1 000 кв.м, кадастровый номер: ... по адресу: "адрес"
Согласно договорам аренды, земельные участки предоставлены для индивидуального жилищного строительства. При этом арендатор обязан получить в установленном порядке разрешение на строительство.
Установлено, что Калабановым Д.Е. на вышеперечисленных земельных участках возведены четыре постройки, получены кадастровые паспорта на объекты, зарегистрировано право собственности на жилые дома.
18.09.2014 Калабанов Д.Е. обратился в Исполнительный комитет Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о предоставлении ему вышеуказанных земельных участков в собственность.
19.09.2014 распоряжением руководителя Исполнительного комитета муниципального Верхнеуслонского района РТ N 186а в связи с поступлением заявлений Калабанова Д.Е. о приобретении в собственность земельных участков создана комиссия по обследованию возведенных домов.
19.09.2014 комиссией по обследованию домов, расположенных в с. Введенская Слобода (земельные участки с кадастровыми номерами ... ), в с. Нижний Услон (земельный участок с кадастровым номером ... ) и в с. Верхний Услон (земельный участок с кадастровым номером ... ) на земельных участках предоставленных истцу на праве аренды, установлено, что каркасные строения не имеют фундаментов, утепленных ограждающих конструкций, отсутствуют системы отопления, вентиляции, электроснабжения, водоснабжения и канализации. Ни одно из четырех сооружений, возведенных на арендованных истцом земельных участках, не соответствует требованиям Свода правил СП 55.13330 "Дома жилые одноквартирные". Вывод комиссии: строения, возведенные на вышеперечисленных земельных участках, жилыми домами не являются и не могут являться основанием для передачи земельного участка в собственность.
Калабановым Д.Е. в ходе рассмотрения дела подтверждены выводы комиссии о том, что все возведенные им строения являются каркасными, каркасы обшиты древесными плитами, не имеют утепленных ограждающих конструкций, отсутствуют системы отопления, вентиляции, электроснабжения, водоснабжения и канализации. Данные обстоятельства также подтверждаются имеющимися в деле фотографиями.
Так же заявителем не опровергнут вывод комиссии о том, что строения не имеют фундамента, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлялось.
Из пояснений кадастрового инженера следует, что в декларациях Калабанов Д.Е. назвал данные постройки жилыми домами, поэтому название объекта "жилой дом" было перенесено из деклараций. Однако техническая инвентаризация не проводилась, Калабанов Д.Е. ее не заказывал. На момент составления технических планов зданий, утепление всех стен отсутствовало, стояли каркасные строения, обшитые древесными плитами.
Кроме того, заявителем нарушены условия договоров аренды земельных участков в части его обязанности получить разрешения на строительство при возведении жилых домов, на необходимость получения которых прямо указано в статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что земельные участки предоставлялись заявителю для индивидуального жилищного строительства, исходя из положений статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, дающей правообладателю объекта недвижимого имущества право выкупа земельного участка под ним, поскольку возведенные Калабановым Д.Е. спорные объекты не являются объектами недвижимости - жилыми домами, заявителю обоснованно отказано в приобретении спорных земельных участков в собственность.
С учетом установленных обстоятельств, зарегистрированное за Калабановым Д.Е. право собственности на постройки как на жилые дома, само по себе не могло являться основанием для предоставления рассматриваемых земельных участков в его собственность.
При этом судом правомерно отклонены доводы заявителя о несоответствии оспариваемого им распоряжения руководителя Исполнительного комитета муниципального Верхнеуслонского района РТ N 186а о создании выездной комиссии Постановлению Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", поскольку Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Руководитель Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района при вынесении Распоряжения N 186а от 19.09.2014 "О создании выездной комиссии" действовал в пределах своих полномочий, в соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом района и Положением об Исполкоме района.
При этом отраженные в актах обследования выездной комиссии технические характеристики построек не опровергнуты заявителем в ходе судебного разбирательства, подтверждаются имеющимися в материалах дела фотографиями.
Принятое по делу судебное решение соответствует требованиям материального и процессуального права, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств, которые судом надлежащим образом исследованы и оценены.
Апелляционная жалоба Калабанова Д.Е. не содержит правовых оснований к отмене решения суда.
Доводы жалобы о том, что возведенные заявителем объекты относятся к капитальному строительству и отвечают признакам индивидуального жилого дома, о нарушении процедуры создания выездной комиссии являлись предметом судебного рассмотрения, они не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась Судебная коллегия, а направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах по делу, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верхнеуслонского районного суда Республики Татарстан от 12 ноября 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Калабанова Д.Е. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.