Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Калимуллина Р.Я.,
судей Габидуллиной А.Г., Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания Гилязетдиновой Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе
ФИО3 на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 15 декабря 2014 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска ФИО3 к Исполнительному комитету муниципального образования г. Набережные Челны о восстановлении в списках очередности в качестве нуждающегося в жилом помещении и выделении субсидии на приобретение жилья отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО3 обратился с иском к Исполнительному комитету муниципального образования г. Набережные Челны (далее - ИК МО
г. Набережные Челны) о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и предоставлении субсидии на получение жилья. В обоснование требований указано, что истец как ветеран боевых действий имеет право на получение субсидии на предоставление жилья. Он обратился в ИК МО
г. Набережные Челны, "дата" поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Просит признать его состоящим на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 1992 года, то есть до 01 января 2005 года, и предоставить субсидию на получение жилья.
В суде первой инстанции истец заявленные требования уточнил и просил восстановить его в списках, состоящих на улучшение жилищных условий, пояснив, что с 1992 года является нуждающимся в улучшении жилищных условий, состоял на учете по месту работы на литейном заводе ОАО "КамАЗ" до увольнения в 1998 году. После увольнения куда-либо с заявлением не обращался, полагая, что очередность должна быть перенесена автоматически. В 2013 году узнал о возможности получения субсидии на строительство жилья по государственной программе как ветеран боевых действий, после чего обратился в ИК МО г. Набережные Челны.
Представитель ИК МО г. Набережные Челны исковые требования не признал, пояснив, что обеспечение жильем граждан, вставших на учет до 01 января 2005 года, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, производится путем предоставления им субсидий на приобретение жилья. Истец как участник боевых действий пользуется правом на улучшение жилищных условий в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Представитель Министерства труда, занятости и социальной защиты в Республике Татарстан иск считает необоснованным, поскольку ФИО3 обратился с соответствующим заявлением в 2013 году, с указанной даты поставлен на учет в установленном порядке, то есть реализация им данного права носит заявительный характер.
Судом принято решение об отказе в удовлетворении иска в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ФИО3 просит об отмене решения суда как незаконного, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права, нарушающего его права и законные интересы на получение льгот и субсидий, гарантированных Федеральным законом
"О ветеранах". Судом не проанализирован порядок постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений, не исследован факт передачи списков очередников с места работы истца в уполномоченные органы самоуправления, не установлен факт исключения истца (снятия с учета) из списков очередников.
В суд апелляционной инстанции ФИО3, представители ИК МО "город Набережные Челны", Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан не явились, извещены надлежаще.
Поскольку каких-либо сведений о наличии существенных препятствий для участия указанных лиц в судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от
12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счёт средств федерального бюджета жильём ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 1 января 2005 года. Ветераны боевых действий, вставшие на учёт после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильём в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, принятие на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов. Заявления о принятии на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.
В силу статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учёт) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учёт), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Решение о принятии на учёт или об отказе в принятии на учёт должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учёт и иных представленных документов органом, осуществляющим принятие на учёт, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.
Орган, осуществляющий принятие на учёт, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учёт выдаёт или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учёт, документ, подтверждающий принятие такого решения.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В соответствии с пунктом 4 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета отдельным категориям граждан, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07 июня 2006 года N 275, (далее - Положение) предоставление субсидий на приобретение жилья гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Положения, производится в порядке очередности согласно сводному списку получателей субсидии из числа категории граждан, указанных в подпункте "а" пункта 2 настоящего Положения, и сводному списку получателей субсидии из числа категорий граждан, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения, сформированным Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на основании списков исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан (заверенных подписью руководителя и печатью), где граждане встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в сроки, указанные в пункте 1 настоящего Положения (далее сводные списки). Сводные списки формируются в той же хронологической последовательности, в какой граждане - получатели субсидий были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Граждане, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке в алфавитном порядке.
Исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан обязаны в течение года извещать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о наступлении у граждан обстоятельств, влекущих изменение права на получение субсидий.
Согласно вышеуказанному Положению норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидий устанавливается в размере 18 кв. м - для ветеранов боевых действий.
К получателям субсидий относятся все граждане из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящего Положения, зарегистрированные по одному адресу в сроки, указанные в данном пункте настоящего Положения.
Из материалов дела следует, что на основании заявления ФИО3 постановлением руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны от 24 сентября 2013 года N ... , ветеран боевых действий, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в составе семьи из двух человек (л.д. 8).
В 1993 году ФИО3, работая плавильщиком в ЛЦ-2 на литейном заводе ОАО "КамАЗ", как воин-интернационалист, включен в льготный список под ... составом семьи 4 человека (л.д. 5,6).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что до 24 сентября 2013 года истец не обращался в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением о принятии его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветерана боевых действий.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы апеллянта о том, что он как ветеран боевых действий имеет право на обеспечение жильем с 1992 года, то есть с момента постановки на учет по месту бывшей работы, в связи с чем дата его обращения с заявлением в исполком не имеет правового значения, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку сводятся к неверному толкованию норм действующего законодательства, так как процедура признания лица нуждающимся в улучшении жилищных условий с последующим включением его в соответствующий реестр инициируется этим лицом исключительно на заявительной основе путем обращения в уполномоченный орган (организацию).
В соответствии со статьями 30, 31 ЖК РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могли быть приняты на учет и не по месту их жительства. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялось по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливался законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производилось по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР.
Пункты 9 - 10 Правил аналогичны приведенным нормам ЖК РСФСР.
Согласно пунктам 11 - 19 Правил ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется: в исполнительных комитетах местных Советов народных депутатов - отделами по учету и распределению жилой площади или специально назначенными должностными лицами. Для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме. Поступившее заявление гражданина о постановке на учет для улучшения жилищных условий тщательно проверяется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов общественной комиссией по жилищным вопросам с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме. После этого соответствующая комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет соответственно исполнительному комитету местного Совета народных депутатов. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, и о принятом решении сообщается гражданам в письменной форме. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. Копии списков граждан, принятых на учет для получения жилых помещений на предприятиях, в учреждениях, организациях, передаются в исполнительный комитет местного Совета народных депутатов. Принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов, на предприятии, в учреждении, организации как документ строгой отчетности по установленной форме. На каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет. Ежегодно в период с 1 января по 1 апреля исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия очередников.
Из приведенных положений нормативно-правовых актов следует, что доказательствами, подтверждающими факт постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий являются: решение местного органа о постановке гражданина на учет; копии списков граждан, принятых на учет для получения жилых помещений; книга учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; материалы учетного дела; документы о ежегодной перерегистрации гражданина, состоящего на учете либо документы о снятии гражданина с такого учета.
Из материалов дела следует, что какие-либо сведения о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ветерана боевых действий до сентября 2013 года в органе местного самоуправления отсутствуют.
С учетом вышеуказанных обстоятельств и норм права, вывод суда об отсутствии у ответчика оснований для восстановления истца в очереди на получение жилья как ветерана боевых действий является законным и обоснованным.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 15 декабря 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО3 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в суд кассационной инстанции.
Председательствующий -
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.