Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Пашковского Д.И.,
судей: Тарараевой Т.С., Сударьковой Е.В.,
с участием прокурора Назаркина В.П.
при секретаре судебного заседания Науджус.О.С.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Тарараевой Т.С.
гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кировского района г. Красноярска в интересах Таран Л.И. к Военному комиссариату Красноярского края о признании действий незаконными, взыскании расходов на погребение,
по апелляционному представлению прокурора Кировского района г.Красноярска,
на решение Центрального районного суда г.Красноярска от 05 декабря 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требований прокурора Кировского района г.Красноярска, выступающего в интересах Таран Л.И. к Военному комиссариату Красноярского края о признании действий незаконными, взыскании расходов на погребение - отказать."
Заслушав докладчика, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кировского района г. Красноярска в интересах Таран Л.И. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Красноярского края о признании действий незаконными, взыскании расходов на погребение.
Уточненные требования мотивировал тем, что Таран Л.И. являясь дочерью ФИО2, имевшей при жизни статус бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, обратилась в Военный комиссариат Красноярского края с просьбой оказать содействие в возмещении расходов на погребение ФИО2 и установку надгробного памятника, полагая, что имеет право на возмещение данных расходов в силу статуса своей матери. Военным комиссаром Таран Л.И. на указанное обращение был дан отказ, мотивированный тем, что на лиц, к категории которых относилась ФИО2, не распространяется соответствующая льгота по возмещению расходов на погребение и установку надгробного памятника. Таран Л.И. на организацию похорон ФИО2 потрачено 12 650 руб., которые могут быть возмещены. Управлением социальной защиты населения администрации Кировского района г.Красноярска семье Таран Л.И. в связи с трудной жизненной ситуацией, связанной с затратами на похороны ФИО2, в мае 2014 года выделено 4 000 руб. Полагая, что меры социальной поддержки и льготы, установленные федеральным законодательством, перечисленном в иске, распространяются и на бывших несовершеннолетних узников фашистских лагерей, прокурор просил признать на отказ Военного комиссариата Красноярского края в возмещении Таран Л.И. расходов на погребение ФИО2 незаконным; взыскать с Военного комиссариата Красноярского края в пользу Таран Л.И. компенсацию расходов, связанных с погребением ФИО2, в размере 8 650 руб.
Судом постановлено решение вышеприведенного содержания.
В апелляционном представлении прокурор Кировского района г.Красноярска просит решение отменить, ввиду неправильного применения судом норм материального права. Полагает подлежащим переоценке вывод суда о том, что нормами законодательства не подтверждается объем льгот по материально-бытовому обеспечению бывших несовершеннолетних узников фашизма, данная категория лиц не имеет объема льгот, предусмотренного ФЗ "О ветеранах".
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке. Представитель Управления социальной защиты населения администрации Кировского района г.Красноярска в суд апелляционной инстанции не явился, был извещен. Доказательств, подтверждающих уважительность неявки в суд апелляционной инстанции не представили. Поскольку суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции, коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционного представления.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения Таран Л.И., ее представителя Тарана В.М.( действующего по ходатайству), поддержавшего требования апелляционного представления, представителей военного комиссариата Красноярского края Петрову О.Н.,9 по доверенности от 21.03.2014 года, Куприну Е.Ю. ( по доверенности от 20.11.2014года),, заключение прокурора Назаркина В.П. поддержавшего апелляционное представление обсудив доводы апелляционного представления, Судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом ФИО2 "дата" года рождения при жизни имела статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей. 09.04.2014 года ФИО2 умерла. Ее дочери Таран Л.И. военным комиссариатом Красноярского края было отказано в выплате компенсации расходов на погребение. Отказывая прокурору Кировского района г.Красноярска, действующего в интересах Таран Л.И. об обжаловании отказа военного комиссара и взыскании расходов на погребение, суд первой инстанции исходил из того, что объем льгот по материально бытовому обеспечению бывших несовершеннолетних узников фашизма в соответствии с действующим законодательством не предусматривает выплату компенсации расходов на погребение. Для указанной категории граждан не определен объем предоставляемых льгот, а только указана категория граждан к которой они приравнены по материально бытовым льготам- к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны. Система мер социальной поддержки ветеранов, определенная ФЗ " О ветеранах" / статьи 14 и 15 закона/ также не предусматривает такой меры социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Судебная коллегия полагает данный вывод суда основанным на неправильном толковании норм материального права. Анализ законодательства, регламентирующего порядок возмещения расходов на погребение указанной категории граждан позволяет прийти к следующим выводам.
Указом Президента РФ от 15 октября 1992 года N 1235 бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин ( за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий/ предоставлены льготы по материально бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставлены аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Согласно пункта 5 Разъяснения о порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 июля 1999 года N 20 при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально бытовым льготам- инвалиды и участники Великой Отечественной воны.
В связи с вступлением в силу с 1 января 2005 года Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122 ФЗ " О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов " О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон " Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Указ Президента Российской Федерации N 1235 утратил силу.
В соответствии с пунктом 8 статьи 154 указанного выше федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин ( за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий ), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны.
Таким образом, с 1 января 2005 года вышеназванным категориям лиц предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные соответственно для инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Данная норма закона по своему буквальному содержанию и правовому смыслу не содержит каких либо ограничений, связанных с объемом льгот и мер социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которые могут распространяться на несовершеннолетних узников фашизма.
Поскольку с выходом Федерального закона " О ветеранах" для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы, содержащиеся в главе второй ФЗ " О ветеранах", включающей различные льготы материально бытового характера / статьи 14,15 указанного закона/, а также меры компенсационного характера при оплате расходов по погребению /ст. 24 закона/.
В соответствии со статьей 24 ФЗ " О ветеранах" для погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны гарантируется оплата расходов, оказание похоронных услуг по погребению, которые возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Таким образом, возмещение за счет средств федерального бюджета расходов на погребение инвалидам и участникам войны, предусмотренное статьей 24 ФЗ " О ветеранах",пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ " О погребении и похоронном деле" по своему содержанию является льготой и в полной мере распространяется на несовершеннолетних узников фашизма.
Реализация данной социальной гарантии, которая является государственной и обеспечивается средствами федерального бюджета, возложена на Министерство обороны РФ. К одной из задач военных комиссариатов относится, в том числе, и возмещение расходов на погребение в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
С учетом видов ритуальных услуг, подлежащих оплате, объема понесенных расходов, подтвержденных договором с ИП Карпенко С.В. от 10.04.2014 года взысканию подлежат расходы в размере 8 650 рублей.
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия приходит к выводу о признании отказа в.р.и.о военного комиссара Красноярского края от 04.08.2014 года в возмещении Таран Л.И. расходов на погребение ее умершей матери ФИО2 от 04.08.2014 года незаконным. Взыскать с военного комиссариата Красноярского края в пользу Таран Л.И. денежные средства в счет компенсации за погребение умершей ФИО2 в размере 8 650 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328,329,330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Красноярска от 5 декабря 2014 года отменить. Апелляционное представление прокурора Кировского района г.Красноярска удовлетворить.
Признать незаконным отказ в.р.и.о военного комиссара Красноярского края от 04.08.2014 года в возмещении Таран Л.И. расходов на погребение ее умершей матери ФИО2.
Взыскать с военного комиссариата Красноярского края в пользу Таран Л.И. денежные средства в счет компенсации за погребение умершей ФИО2 в размере 8 650 рублей.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.