Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе
председательствующего Ечина А.А.,
судей Кречетова А.А., Кошкиной М.Г.,
при секретаре судебного заседания Курышевой П.С.
рассмотрела 11 февраля 2015 года в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского областного суда, расположенного по ул. Якутской, 49, гражданское дело по апелляционной жалобе А. на решение Ольского районного суда Магаданской области от 21 ноября 2014 года по иску А. к Магаданскому областному государственному казенному учреждению "Центр занятости населения города Магадана", Ольскому районному отделу Магаданского областного государственного казенного учреждения "Центр занятости населения города Магадана" о возложении обязанности зарегистрировать его в качестве лица, обратившегося за поиском подходящей работы, поставить на учет в качестве безработного, выплачивать заработную плату в виде пособия, исчисленную исходя из среднего заработка по последнему месту работы.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Кошкиной М.Г., объяснения представителя А. - Ковальской Д.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против жалобы представителя Магаданского областного государственного казенного учреждения "Центр занятости населения города Магадана" Филенко М.А., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
А. обратился в Ольский районный суд Магаданской области с иском к Ольскому районному отделу Магаданского областного государственного казенного учреждения "Центр занятости населения города Магадана" о возложении обязанности зарегистрировать его в качестве лица, обратившегося за поиском подходящей работы, поставить на учет в качестве безработного, выплачивать заработную плату в виде пособия, исчисленную исходя из среднего заработка по последнему месту работы.
В обоснование заявленных требований указывал, что 10.01.2012 он обращался в Ольский районный отдел ГКУ ЦЗН г. Магадана о регистрации его в целях поиска подходящей работы и признании безработным. Был поставлен на учет в качестве безработного и получал пособие по безработице в минимальном размере. Был снят с учета 19.08.2012.
27.08.2013 вновь обратился в Ольский районный отдел ГКУ ЦЗН г. Магадана о регистрации его в целях поиска подходящей работы и признании безработным, предоставил паспорт, трудовую книжку, договоры возмездного оказания услуг, справку о среднем заработке.
В признании его безработным и выплате пособия, исходя из среднего заработка, ему отказано.
Полагает, что справкой о его среднем заработке МУП " ... ", в котором он работал по гражданско-правовым договорам, сведениями МУП ЖКХ "Ольское" в пенсионный орган от 29.05.2012 подтверждается трудовой характер его правоотношений с МУП " ... ".
Считая его отношения с МУП " ... " трудовыми, указывает, что решением суда отказано в удовлетворении его требований о признании отношений с МУП " ... " трудовыми в связи с пропуском срока на обращение в суд.
Ссылаясь на положения Федеральных законов "О занятости населения в Российской Федерации", "О страховых пенсиях" и Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, заявил вышеприведенные требования.
Определением от 21.10.2014 к участию в деле привлечено Магаданское областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения города Магадана".
Решением Ольского районного суда Магаданской области от 21 ноября 2014 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе А. выражает несогласие с решением суда, просит его отменить и принять новое об удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе приводит те же довода и ссылается на те же обстоятельства, что и в исковом заявлении.
Указывает, что при обращении 27.08.2013 в Ольский районный отдел ГКУ ЦЗН г. Магадана им были представлены все документы, необходимые для назначения и выплаты пособия, исходя из среднего заработка.
Считает, что ему дважды необоснованно отказано в выплате пособия исходя из среднего заработка, так как право на получение пособия по безработице, исчисленного исходя из среднего заработка, им не использовано.
Включение периодов работы по гражданско-правовым договорам в трудовой стаж для назначения трудовых пенсий в совокупности с представленными им доказательствами является, по мнению подателя жалобы, основанием для назначения и выплаты пособия по безработице, исходя из среднего заработка в МУП " ... ".
Указывает, что доводы и пояснения его представителя не приняты во внимание, в протоколе судебного заседания искажены, некорректно трактованы, ряд ходатайств не принят во внимание и не отражен в протоколе.
Иных правовых доводов в обоснование своей позиции не приводит.
В возражениях на апелляционную жалобу Магаданское областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения города Магадана" выражает согласие с постановленным судом решение, считает его законным и обоснованным, а доводы жалобы - не подлежащими удовлетворению.
Истец и Ольский районный отдел Магаданского областного государственного казенного учреждения "Центр занятости населения города Магадана" извещены надлежащим образом, истец в судебное не явился, Ольский районный отдел Магаданского областного государственного казенного учреждения "Центр занятости населения города Магадана" своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направил, об отложении дела не просили, истец просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя. По изложенным мотивам судебная коллегия в соответствии с частью 1 статьи 327, статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений против неё, обсудив доводы, изложенные в них, выслушав объяснения представителей истца и ответчика, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности зарегистрировать истца в качестве лица, обратившегося за поиском подходящей работы, выплачивать заработную плату в виде пособия, исчисленную исходя из среднего заработка по последнему месту работы.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон N 1032-1) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891, постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами следующих документов:
а) паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего;
б) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и об условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации).
Пунктом 5 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы определено, что постановка на регистрационный учет осуществляется путем внесения государственными учреждениями службы занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в предъявленных гражданами документах, а также даты обращения гражданина в указанное учреждение, являющейся датой постановки на регистрационный учет.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что 27 августа 2013 года А. обратился в Ольский районный отдел ГКУ ЦЗН г. Магадана с заявлением о предоставлении ему государственной услуги содействия в поиске подходящей работы.
Согласно ч. 1 ст. 16.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1, формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения осуществляются в целях обеспечения оказания соответствующих услуг и эффективного расходования средств, направляемых на исполнение полномочий в области содействия занятости населения и переданного полномочия по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Решением ГКУ ЦЗН г. Магадана от 27.08.2013 истец зарегистрирован в качестве гражданина, ищущего работу, что подтверждается копией карточки персонального учета А. от 27.08.2013.
Указанное решение Ольского районного отдела ГКУ ЦЗН г. Магадана соответствует п.п. 3, 5 правил N 891, п.п. 1, 1.1., 1.2, таблицам 2 и 5 Порядка ведения регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения (физических лиц и работодателей), включая порядок, сроки и форму представления в них сведений, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 08.11.2010 n 972н.
С принятым решением о регистрации в целях поиска подходящей работы в государственном учреждении службы занятости населения истец был своевременно уведомлен в соответствии с п. 6 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, на что указано в заявлении истца от 03.09.2013.
03.09.2013 А. обратился с заявлением в ГКУ ЦЗН г. Магадана о признании его безработным, представив, кроме паспорта, трудовой книжки, договоров возмездного оказания услуг, справки об ограничениях в труде по состоянию здоровья дополнительно справку о среднем заработке от 30.08.2013.
Решением, принятым по результатам рассмотрения заявления от 03.09.2013, является письменный ответ ГКУ ЦЗН г. Магадана от 17.09.2013 N " ... " с изложением причин и оснований отказа в признании заявителя безработным.
В качестве оснований к отказу в признании безработным ГКУ ЦЗН г. Магадана указало, что отношения истца с МУП " ... " носили гражданско-правовой характер, последним местом работы в соответствии с трудовой книжкой является ООО " " ... ""; признание безработным на основании справки о средней заработной плате, оформленной МУП " ... ", не являющегося работодателем, невозможно.
Согласно ст. 31 Закона РФ от 19.04.1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", п. 3 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 года N 891, безработными признаются только граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными; пособие по безработице выплачивается только гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
В силу п. 2 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", п. 4 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 года N 891, решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы,
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Справка о средней заработной плате за последние 3 месяца по последнему месту работы требуется для расчета размера пособия по безработице (п. 1 ст. 30 Закона "О занятости населения в РФ").
Отсутствие справки о средней заработной плате за последние 3 месяца работы не является обстоятельством, исключающим возможность признания А. безработным, так как в соответствии с пунктом 2 статьи 30 Закона "О занятости населения в РФ" пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва (к которым относится и истец), устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.
Из указанных норм права следует, что отсутствие оспариваемой справки не препятствует признанию гражданина безработным и постановке гражданина на учет в качестве безработного в соответствии с Правилами регистрации безработных граждан, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891.
Решение ГКУ ЦЗН г. Магадана об отказе в признании безработным ввиду отсутствия оснований по причине непредставления справки о средней заработной плате за последние три месяца противоречит положениям Закона РФ "О занятости населения в РФ", поскольку А. не относится к категории граждан, которые в силу п. 3 ст. 3 вышеуказанного Закона не могут быть признаны безработными.
Так как отказ ГКУ ЦЗН г. Магадана в признании А. безработным нарушает его конституционное право на защиту от безработицы и ограничивает государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации конституционных прав, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, согласующихся со статьями 17, 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, то с учетом приведенных выше положений п. 2 ст. 3 Закона "О занятости населения в РФ", а также непредоставления органами службы занятости подходящей работы истцу в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы, и предъявления истцом паспорта, трудовой книжки, справки об ограничениях в работе по состоянию здоровья 27.08.2013, А. с первого дня предъявления указанных документов, то есть с 27.08.2013 должен быть признан безработным с назначением мер социальной поддержки на основании ст. 30 Закона, что и будет являться полным выполнением обязанностей ответчика по защите конституционных прав истца.
Поскольку в заявлении от 03.09.2013 А. просил признать его безработным и каких-либо иных требований не заявлял, то отказ ГКУ ЦЗН г. Магадана в признании безработным является незаконным.
Поскольку истец является гражданином, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891, в отношении него ГКУ ЦЗН г. Магадана незаконно не принято решение о признании безработным, на иные основания, кроме указанных, препятствующие постановке истца на регистрационный учет безработных граждан, перечень которых приведен в статье 9 Правилами регистрации безработных граждан, ГКУ ЦЗН г. Магадана не ссылалось, то в соответствии с п.п. 3, 4, 7 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891, А. подлежит постановке на регистрационный учет безработных граждан с 27.08.2013 путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений о признании его безработным.
По указанным мотивам оспариваемое решение суда об отказе в удовлетворении требований об обязании поставить на учет в качестве безработного принято с неправильным применением норм материального права, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, в этой части не соответствуют обстоятельствам дела, поэтому оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения в этой части о возложении на ГКУ ЦЗН г. Магадана обязанности поставить А. на регистрационный учет безработных граждан с 27.08.2013.
В соответствии со статьей 30 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) (ч.1).
Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам: стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице (ч. 2).
Исходя из вышеуказанных положений закона, 12 месяцев, предшествующих началу безработицы А., следует исчислять с 27.08.2012. Последним место работы А. является ООО " " ... "", откуда он уволен 01.01.2005.
Вопреки доводам заявителя, в трудовых отношениях с МУП " ... " он не состоял, оказывая возмездные услуги по гражданско-правовым договорам в соответствии со ст.ст. 420, 421 ГК РФ, что исключает возможность установления заявителю пособия по безработице в процентном отношении к среднему заработку на основании ч.1 ст. 30 Закона "О занятости населения в Российской Федерации".
Исключений для лиц, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва (п. 1 ст. 34 Закона), для лиц, которые ранее признавались безработными, нормативные акты не содержат. Доводы заявителя в этой части несостоятельны.
Решением Ольского районного суда Магаданской области от 15 июня 2012 года в удовлетворении требований А. к МУП " ... " о признании отношений трудовыми, возложении обязанности произвести оплату больничного листа и выдать справку о среднемесячном заработке, взыскании компенсации за отработанное время отказано, решение суда вступило в законную силу.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ эти обстоятельства обязательны для суда, поэтому доводы заявителя о трудовом характере отношений с МУП " ... " со ссылкой на новые доказательства не имеют значения для рассмотрения настоящего спора, так как фактически направлены на пересмотр вступившего в законную силу решения Ольского районного суда Магаданской области от 15 июня 2012 года.
Все остальные доводы апелляционной жалобы не имеют правового значения для правильного разрешения спора.
Ольский районный отдел Магаданского областного государственного казенного учреждения "Центр занятости населения города Магадана" является ненадлежащим ответчиком по иску.
Так как требований о признании незаконными действий (бездействия) Магаданского областного государственного казенного учреждения "Центр занятости населения города Магадана" А. не заявлял, то заявленные им требования правильно рассмотрены судом в исковом производстве.
Так как выводы суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований А. к ГКУ ЦЗН г. Магадана об обязании поставить на учет в качестве безработного, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права по причине неправильного истолкования закона, то имеются предусмотренные п.п. 3, 4 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 330 ГПК РФ основания для отмены решения суда в этой части в апелляционном порядке и принятия по делу в указанной части в соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ нового решения об удовлетворении заявления А. к Магаданскому областному государственному казенному учреждению "Центр занятости населения города Магадана" о возложении обязанности поставить А. на регистрационный учет безработных граждан с 27.08.2013.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь п.п. 1, 2 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским дела Магаданского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ольского районного суда Магаданской области от 21 ноября 2014 года в части отказа в удовлетворении требований А. к Магаданскому областному государственному казенному учреждению "Центр занятости населения города Магадана" об обязании поставить на учет в качестве безработного отменить и принять в указанной части новое решение, которым
обязать Магаданское областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения города Магадана" поставить А. на регистрационный учет безработных граждан с 27 августа 2013 года.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу А. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий А.А. Ечин
Судьи А.А. Кречетов
М.Г. Кошкина
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Верно
Судья Магаданского областного суда М.Г. Кошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.