Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 04 декабря 2014 г. по делу N 33А-1655/2014
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Коронца А.А. и Зинюшина Н.Н.,
при секретаре Гавриловой О.В., с участием заявителя рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Московского гарнизонного военного суда от 14 августа 2014 года, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего Национального центра управления обороной Российской Федерации подполковника Балабанова ФИО7 об оспаривании действий заместителя директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО МО РФ), связанных со снятием с жилищного учета.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н., объяснения заявителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, в 1996 году Балабанову по месту прохождения службы в г. Серпухове "адрес" на семью из 3 человек (он, супруга и сын Роман, 1989 г.р.) Министерством обороны Российской Федерации предоставлена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: "адрес", общей площадью 53,3 кв.м., в которой заявитель с членами семьи зарегистрирован по настоящее время. В 1997 году указанная квартира приватизирована ими в общую долевую собственность, а согласно договора от 29 июля 2011 года безвозмездно передана в муниципальную собственность "адрес".
Кроме того, супруге заявителя с 15 октября 1999 года по 12 мая 2011 года на праве собственности принадлежала двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: Калужская область, г "адрес" общей площадью 43,2 кв.м.
В августе 2008 года Балабанов переведен к новому месту военной службы в г. Москву, и по месту службы составом семьи 4 человека (с учетом дочери Дарьи, 2008 г.р.) признан нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма с 28 октября 2008 года.
После выявления вышеуказанных обстоятельств, Балабанов и члены его семьи решением заместителя директора ДЖО МО РФ от 18 июня 2014 года исключены из Единого реестра военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (далее - реестр) на основании ст. 53 и 56 ЖК РФ.
Не соглашаясь с принятым решением, Балабанов обратился в суд с заявлением, в котором просил признать его незаконным, обязав ДЖО МО РФ восстановить его, сына и дочь в реестре.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его заявления.
В обоснование жалобы, соглашаясь с решением должностного лица, в части, касающейся исключения его супруги из реестра, в связи с ухудшением ею в мае 2011 года жилищных условий, вместе с тем, утверждает о своем праве с детьми находиться в реестре, поскольку считает, что обладает данным правом с августа 2011 года, когда было прекращено право общей долевой собственности на квартиру, ранее полученную им в "адрес", на которую в настоящее время с ним заключен договор социального найма.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 4 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры), при переводе на новое место военной службы в другую местность предоставляются совместно с проживающими с ними членами их семей на период военной службы в данной местности служебные жилые помещения или общежития.
Таким образом, Балабанов и члены его семьи, с 1997 года являющиеся собственниками двухкомнатной квартиры, находящейся в "адрес", в связи с переводом в 2008 году к новому месту военной службы в "адрес" подлежал принятию на учет военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Из материалов гражданского дела следует, что до 12 мая 2011 года супруга заявителя являлась собственником двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: г. Калуга, "адрес", общей площадью 43,2 кв.м.
Пунктом 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ определено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При этом в соответствии с данной нормой названные положения распространяются на все жилые помещения независимо от их места нахождения.
В этой связи при определении права заявителя состоять в реестре составом семьи 4 человека, то есть вместе с супругой, о чем он изначально просил жилищный орган, необходимо учитывать, как жилое помещение, принадлежавшее Балабанову с супругой и их сыном на праве общей долевой собственности, так и жилое помещение, принадлежавшее на праве собственности супруге заявителя до 12 мая 2011 года.
Пунктами 4 и 5 статьи 50 ЖК РФ установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Частью 3 статьи 9 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" учетная норма установлена в размере 10 кв.м. площади жилого помещения для отдельных квартир.
В соответствии со статьей 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 данного Кодекса оснований снятия их с учета.
Одним из оснований снятия граждан с жилищного учета, предусмотренным пунктом 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, в том числе, является неправомерность действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на жилищный учет.
Поскольку Балабанову с супругой и сыну на праве общей долевой собственности в г. Серпухове в 2011 году принадлежала двухкомнатная квартира, общей площадью 53,3 кв.м., а его супруге до 12 мая того же года на праве собственности принадлежала двухкомнатная квартира, общей площадью 43,2 кв.м., то при таких обстоятельствах Балабанов составом семьи 4 человека в 2011 году, как минимум до ДД.ММ.ГГГГ, считался обеспеченным жилым помещением по установленным нормам и не подлежал принятию на жилищный учет ранее пятилетнего срока, установленного ст. 53 ЖК РФ, со дня ухудшения жилищных условий, связанных с отчуждением супругой заявителя в мае 2011 года принадлежащей ей на праве собственности квартиры.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о правомерности решения заместителя директора ДЖО МО РФ от 18 июня 2014 года о снятии Балабанова и членов его семьи с жилищного учета по основанию, предусмотренному статьей 56 ЖК РФ, является верным.
При этом прекращение в августе 2011 года Балабанову, его супруге и их сыну права общей долевой собственности на квартиру, ранее полученную заявителем в г. Серпухове, и заключение с ним договора социального найма данного жилого помещения, на что ссылается автор апелляционной жалобы, юридически значимыми обстоятельствами по делу не являются.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского гарнизонного военного суда от 14 августа 2014 года по заявлению Балабанова ФИО8 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
"данные изъяты"
Судья Московского окружного
военного суда Зинюшин Н.Н.
Секретарь судебного заседания Гаврилова О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.