Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 15 января 2015 г. по делу N 33А-31/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Балабанова Н.Н. и Зинюшина Н.Н.,
при секретаре Татарченко Н.М. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Рязанского гарнизонного военного суда от 13 октября 2014 года, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части N прапорщика Лисицы ФИО7 об оспаривании действий начальника отделения (заселения) по Рязанской области - г. Рязань ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации" (далее - отделение), связанных со снятием заявителя с жилищного учета и отказом ему в предоставлении служебного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, Лисица, заключивший первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года и проходящий службу в войсковой части N (г. Рязань), в рапорте от 8 февраля 2010 года просил составом семьи 4 человека (он, супруга, сын ФИО8, 2005 г.р. и дочь ФИО9, 2008 г.р.) о принятии на учет военнослужащих, нуждающихся по месту службы в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Решением командира и жилищной комиссии воинской части от 18 февраля 2010 года (протокол N 4) вышеуказанный рапорт заявителя удовлетворен, и составом семьи 4 человека он с 8 февраля 2010 года принят на учет лиц, нуждающихся в служебных жилых помещениях.
Однако решением начальника отделения от 18 июля 2014 года N 62-53-14/130 Лисица снят с вышеуказанного жилищного учета по причине неправомерных действий должностных лиц, осуществивших принятие заявителя на жилищный учет в служебном жилом помещении.
В обоснование принятого решения должностным лицом приведены обстоятельства, связанные с тем, что Лисица в период с 20 ноября 2002 года по 7 февраля 2005 года был зарегистрирован и проживал в жилом помещении, расположенном в г. Рязани по адресу: "адрес", которое выделялось его отцу, в том числе и на него. Таким образом, поскольку заявитель в г. Рязани был обеспечен жилым помещением и к новому месту военной службы не прибывал, то правом на обеспечение служебным жильем в порядке, предусмотренном п.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", он не обладает.
В связи со снятием с жилищного учета, решением начальника отделения от 18 июля 2014 года N 62-62-14/5 заявителю отказано в предоставлении распределенного служебного жилого помещения, расположенного по адресу: г. Рязань, "адрес".
Считая решения от 18 июля 2014 года N 62-53-14/130 и N 62-62-14/5 незаконными, Лисица обратился в военный суд с заявлением, в котором просил возложить на должностное лицо обязанность их отменить, восстановив его составом семьи 4 человека в списке военнослужащих, нуждающихся по месту службы в служебном жилом помещении.
Он также выдвигал требование о возложении на начальника отделения обязанности предоставить ему на вышеуказанный состав семьи служебное жилое помещение.
Кроме того, в счет возмещения понесенных по делу судебных расходов просил взыскать в его пользу с отделения государственную пошлину, уплаченную им при подаче заявления, в размере 200 рублей.
Гарнизонный военный суд, согласившись с основаниями снятия заявителя с жилищного учета, в удовлетворении его заявления отказал.
В апелляционной жалобе заявитель, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его заявления.
Приводя вышеуказанные обстоятельства, утверждает о своем праве состоять на учете лиц, нуждающихся по месту службы в служебном жилом помещении, поскольку таковым никогда не обеспечивался, с 2005 года постоянно по месту жительства был зарегистрирован по адресам воинских частей.
Обращает внимание на то, что жилое помещение, расположенное в г. Рязани по адресу: "адрес", выделялось не ему, а его отцу, и с 2006 года на праве общей долевой собственности принадлежит его родителям. При этом снятие с регистрационного учета по адресу вышеуказанной квартиры (7 февраля 2005 года) было связано с заключением им брака (29 января 2005 года), после которого любая семья старается жить отдельно от своих родителей.
Ссылаясь на положения ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и ст. 99 ЖК РФ, а также Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, считает, что при принятии решения суд неправильно применил нормы материального права.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобе, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно абз. 7 п.1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Из материалов дела видно, что Лисица на военную службу по контракту поступил после 1 января 1998 года, следовательно, он относится к категории военнослужащих, обеспечивающихся на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями.
В силу абз. 2 пункта 1 той же статьи Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Согласно ч. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым относится служебное жилье, предоставляются по установленным этим же Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Таким образом, в силу действующего законодательства единственным условием предоставления служебных жилых помещений военнослужащим, имеющим право на их получение, является то, что у них в собственности, пользовании и владении отсутствуют жилые помещения по месту службы.
Как видно из материалов дела, Лисица, с 2001 года проходящий службу в воинских частях, расположенных в г. Рязани, в период с 20 ноября 2002 года по 7 февраля 2005 года был зарегистрирован и проживал в жилом помещении, расположенном в г. Рязани по адресу: "адрес", которое выделялось его отцу, в том числе и на него, что следует из копии служебного ордера от 28 мая 2002 года.
Из копии паспорта заявителя усматривается, что с 14 февраля 2005 года по 16 апреля 2012 года он был зарегистрирован по адресу войсковой части N (г. Рязань-15), после расформирования которой с 16 апреля 2012 года принят на регистрационной учет по адресу войсковой части N (Рязань, "адрес"), в которой службу проходит в настоящее время.
Согласно копии паспорта супруги заявителя, а также справки командования войсковой части N члены семьи Лисицы (супруга, дети: сын ФИО10, 2005 г.р. и дочь ФИО11, 2008 г.р.) также с 2005 года, а дочь с 2008 года имели постоянную регистрацию по адресу войсковой части N и в настоящее время зарегистрированы по месту службы заявителя.
Этими же материалами дела, в частности сведениями из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (по состоянию на 15 августа 2014 года) подтверждаются обстоятельства, связанные с отсутствием у Лисицы и членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности в Рязанской области.
Таким образом, вопреки ошибочному выводу суда первой инстанции, заявитель имеет право по месту службы состоять на учете военнослужащих, нуждающихся в обеспечении служебными жилыми помещениями, поскольку у него, как и у всех членов его семьи в собственности, пользовании и владении отсутствуют жилые помещения, находящиеся в г. Рязани.
При указанных обстоятельствах решение суда об отказе заявителю в признании незаконными решений начальника отделения от 18 июля 2014 года N 62-53-14/130 и N 62-62-14/5 о снятии его с жилищного учета и об отказе ему в предоставлении распределенного служебного жилого, в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права подлежит отмене, с принятием по делу нового решения.
Согласно п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. При этом, принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований и выносить решение, предрешающее существо решения, которое должно быть принято должностным лицом.
Поскольку за обеспечение жильем военнослужащих, проходящих службу в "адрес", отвечает начальник отделения, а основанием для принятия оспоренного им решения от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в предоставлении заявителю распределенного служебного жилого помещения послужило решение должностного лица от 18 июля 2014 года N 62-53-14/130 о снятии Лисицы с жилищного учета, которое признано незаконным, то при таких данных судебная коллегия считает необходимым возложить на должностное лицо обязанность отменить вышеуказанное решение N 62-62-14/5 и, не предрешая существо решения, обязать начальника отделения повторно рассмотреть вопрос о предоставлении заявителю на семью из 4 человек служебного жилого помещения.
Поскольку требования заявителя подлежат частичному удовлетворению, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ оплаченная им по делу государственная пошлина в размере 200 рублей подлежит взысканию в его пользу с отделения пропорционально размеру удовлетворенных требований, то есть в размере 100 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329 и п. 3-4 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рязанского гарнизонного военного суда от 13 октября 2014 года по заявлению Лисицы ФИО12 об оспаривании действий начальника отделения (заселения) по Рязанской области - г. Рязань ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации", связанных со снятием заявителя с жилищного учета и отказом ему в предоставлении служебного жилого помещения, в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права отменить, приняв по делу новое решение.
Заявление Лисицы ФИО13 удовлетворить частично.
Признать незаконными решения начальника отделения (заселения) по Рязанской области - г. Рязань ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации" от 18 июля 2014 года N 62-53-14/130 и N 62-62-14/5 о снятии заявителя с жилищного учета и об отказе ему в предоставлении распределенного служебного жилого помещения, соответственно.
Обязать начальника отделения (заселения) по Рязанской области - г. Рязань ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации" отменить решения от 18 июля 2014 года N 62-53-14/130 и N 62-62-14/5, восстановив Лисицу ФИО14 на учете военнослужащих, нуждающихся по месту службы в обеспечении служебными жилыми помещениями, и повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ему на состав семьи 4 человека служебного жилого помещения.
В удовлетворении требования Лисицы ФИО15 о возложении на начальника отделения (заселения) по Рязанской области - г. Рязань ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации" обязанности предоставить заявителю служебное жилое помещение - отказать.
Взыскать с отделения (заселения) по Рязанской области - г. Рязань ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации" в пользу Лисицы ФИО16 понесенные им по делу судебные расходы, связанные с оплатой заявления государственной пошлиной, пропорционально размеру удовлетворенных требований, то есть в размере 100 рублей, отказав в возмещении данных расходов в большем размере.
Председательствующий
Судьи:
"данные изъяты"
Судья Московского окружного
военного суда Н.Н. Зинюшин
Секретарь судебного заседания Н.М. Татарченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.