Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего Поздняковой О.Ю.
судей Волошиной Е.В., Герасимовой О.В.
при секретаре Солоха А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 февраля 2015 года дело по иску прокурора Индустриального районного суда города Хабаровска в интересах Костьевой А.К., несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, к Краевому Государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску", Министерству строительства Хабаровского края о признании нуждающимся в предоставлении меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения взамен утраченного, возложении обязанности включить в список нуждающихся в предоставлении мер социальной поддержки, по апелляционной жалобе представителя Министерства социальной защиты Хабаровского края на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 26 ноября 2014 года,
заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю., объяснения Костьевой А.К., представителя Бутовой Е.И. - Алексеевой Г.Н., представителя Министерства социальной защиты населения Хабаровского края - Стасюк Д.А.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Индустриального района г. Хабаровска в интересах Костьевой А.К., несовершеннолетних ФИО1., ФИО2 обратился в суд с иском к КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску", Министерству строительства Хабаровского края о признании нуждающимся в предоставлении меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения взамен утраченного, возложении обязанности включить в список лиц, нуждающихся в предоставлении такой меры социальной поддержки. В обоснование заявленного требования указал, что в результате наводнения, произошедшего в августе- сентябре 2013 года, жилой дом, расположенный по "адрес", принадлежащий на праве собственности Бутовой Е.И., попал в зону затопления и заключением межведомственной комиссии соответствующего органа был признан непригодным для проживания и не подлежащим восстановлению. Помимо собственника, в данном жилом доме проживали и зарегистрированы: Костьева А.К. и ФИО1 Решением суда от 10.09.2013 года был установлен факт постоянного проживания в данном доме на момент объявления ЧС несовершеннолетнего ФИО2 При обращении Костьевой А.К. в КГКУ "Центр социальной поддержки населения г.Хабаровска" с заявлением о включении ее и ее несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2 в списки граждан, на предоставление меры поддержки в форме предоставления жилого помещения, отказано со ссылкой на то, что собственник дома Бутова Е.И. уже воспользовалась правом на получение меры социальной поддержки. Полагает такой отказ незаконным и нарушающим жилищные права Костьевой А.К., и ее несовершеннолетних детей, лишившихся жилья в связи с ЧС. Просит признать Костьеву А.К. и ее несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2 нуждающимися в предоставлении меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения взамен утраченного жилого помещения в соответствии с приложением N 15 к Постановлению Правительства Хабаровского края N 205-пр "Об утверждении государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае" от 22 июня 2012 года.
Определением Центрального районного суда г.Хабаровска от 07 ноября 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство социальной защиты населения Хабаровского края, Бутова Е.И.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 26 ноября 2014 года требования прокурора удовлетворены. Костьева А.К., несовершеннолетние ФИО1, ФИО2 признаны нуждающимися в предоставлении меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения взамен утраченного в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года. На КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску", Министерство строительства Хабаровского края возложена обязанность включить Костьеву А.К. и ее детей в единый список граждан РФ, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате ЧС, на предоставление меры поддержки в форме предоставления жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления такой меры социальной поддержки.
В апелляционной жалобе представитель Министерства социальной защиты населения Хабаровского края просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что поскольку собственнику утраченного жилого помещения Бутовой Е.И. уже была предоставлена мера социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения из норматива 33 кв.м. как на одиноко проживающего человека, то Костьева А.К., ФИО1, ФИО2, как члены её семьи собственника утратили право на получение данной меры социальной поддержки, в противном случае будет нарушен принцип однократности предоставления меры соц. поддержки в отношении одного жилого помещения, и приведет к необоснованной переплате денежных средств федерального бюджета.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами
Согласно ч.2 ст.7 Конституции РФ Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку указанным в законе гражданам, устанавливая гарантии социальной защиты.
Граждане Российской Федерации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества, на возмещение ущерба, причиненному их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсации и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ в редакции закона от 28.12.2013г.).
В соответствии с ч.1 ст.18 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера" граждане РФ имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Указом Президента РФ от 31 августа 2013 года N693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутии), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области", постановлено считать одной из важнейших государственных задач ремонт поврежденного и строительство нового жилья для граждан, пострадавших от наводнения, в связи с чем, Правительству РФ предложно решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодно для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов РФ и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Решением Правительства РФ от 09 августа 2013 года N569-рп "О введении чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края" с 12-00 часов 09 августа 2013 года на территории Хабаровского края введен режим чрезвычайной ситуации в связи с крупномасштабным наводнением.
Как следует из представленных материалов дела, жилой дом, расположенный по "адрес", принадлежащий на праве собственности Бутовой Е.И., попал в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации и заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением Администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ N, был признан непригодным для проживания и неподлежащим восстановлению (л.д. 20-22).
Заявление Бутовой Е. И. о предоставлении меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения (л.д. 75-78) КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску" было удовлетворено, согласно уведомления N от ДД.ММ.ГГГГ она была включена в список граждан РФ, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, на получение меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения общей площадью 33 кв.м. В последствии Бутовой Е.И. предоставлено жилое помещение.
Согласно решения Индустриального районного суда г. Хабаровска от 22 августа 2014 года Костьева А.К. и ее несовершеннолетние дети ФИО1, ФИО2 признаны членами семьи Бутовой Е.И.
ДД.ММ.ГГГГ Костьева А.К. обратилась с заявлением в КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" о предоставлении ей на состав семьи три человека меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения, в чем ей было отказано, в связи с отсутствием факта постоянного проживания несовершеннолетнего ФИО2 на день объявления чрезвычайной ситуации в жилом помещении, признанном непригодным.
Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 10 сентября 2014 года установлен факт постоянного проживания ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ рождения, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Костьева А.К. повторно обратилась с заявлением в КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" о предоставлении ей на состав семьи три человека меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения, в чем ей было повторно отказано, со ссылкой на то, что собственником дома Бутовой Е.И. уже реализовано право на получение меры социальной поддержки, и что в отношении одного жилого помещения мера социальной поддержки предоставляется однократно. В соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений взамен утраченных гражданами, признанными пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года, и являющихся собственниками утраченных жилых помещений (введен Постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 года N205-пр Приложение 15.) право на получение данной меры социальной поддержки имеют граждане Российской Федерации - собственники (сособственники) жилых помещений, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, и (или) члены их семьи, являющиеся гражданами Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий: постоянно проживали на день объявления чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении; не имеют другого жилья, пригодного для проживания.
Указанная мера поддержки предоставляется данным гражданам: однократно и в отношении одного жилого помещения; в случае если граждане не воспользовались правом на получение мер поддержки, установленных настоящим Порядком либо приложениями N 16, 17 к государственной целевой программе Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 г. N 205-пр.
Под утраченным жилым помещением понимается жилое помещение, находившееся в собственности граждан и признанное непригодными для проживания, либо расположенное в многоквартирном доме, признанном аварийным, либо утрачено в результате гибели.
Факт проживания граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, подтверждается регистрацией по месту жительства в данных жилых помещениях по состоянию на день объявления чрезвычайной ситуации либо устанавливается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в судебном порядке.
К членам семьи собственника утраченного жилого помещения относятся постоянно проживавшие на день объявления чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Под другим жильем, пригодным для проживания, понимаются принадлежащие гражданам на праве собственности жилые помещения, которые не признаны в установленном Правительством РФ порядке непригодными для проживания, за исключением жилых помещений, общая площадь (общая площадь, приходящаяся на долю в праве общей собственности) которых составляет менее 13 кв. метров.
При рассмотрении данного гражданского дела судом первой инстанции было установлено, что Костьева А.К., ФИО1, ФИО2 являются членами семьи собственника жилого дома "адрес", постоянно проживали в нем на день объявления чрезвычайной ситуации, в собственности другого пригодного для проживания жилого помещения не имеют, что подтверждается соответствующими справками ( N). И что было достоверно известно заинтересованному лицу при предоставлении жилого помещения взамен утраченного только собственнику утраченного жилого помещения Бутовой Е.И., без учета заявителей, как членов ее семьи.
В ходе судебного разбирательства обстоятельств того, что заявители уже воспользовались данным правом или правом на получение иных мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья в замен утраченного, в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта (Приложение 16, 17 к государственной целевой программе Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012г. N205-пр), установлено не было.
Таким образом, с учетом приведенных норм закона и установленных судом обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и признании за заявителями права на предоставление меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения.
С учетом того, что на одного человека при численности членов семьи три и более человек норматив общей площади жилого помещения при предоставлении меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения составляет по 18 кв.м. (п.1.9 Порядка), суд первой инстанции, признав за заявителями право на получение указанной меры, правомерно возложил обязанность на КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску", Министерство строительства Хабаровского края в пределах их компетенции включить Костьеву А.К. и ее несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2 в единый список граждан Российской Федерации, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации.
С приведенными в апелляционной жалобе доводами о том, что мера социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения уже предоставлена собственнику непригодного для проживания жилого помещения Бутовой Е.И., и не может быть предоставлена Костьевой А.К. и ее детям, поскольку данная мера поддержки предоставляется однократно, в отношении одного и того же помещения, судебная коллегия согласиться не может.
В соответствии с п. 1.2 "Порядка предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года", разработанным в целях реализации мер социальной поддержки (Приложение N 15 к Государственной программе Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной Постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 года N 205-пр. (ред. от 09.04.2014)), установлено, что право на получение мер поддержки имеют собственники (сособственники) утраченных жилых помещений или наниматели по договорам социального найма жилых помещений, находящихся в краевой государственной собственности, и (или) члены их семьи, постоянно проживающие на день объявления чрезвычайной ситуации в жилом помещении, признанном в установленном Правительством РФ порядке непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.
Из вышеприведенной нормы следует, что основаниями для получения меры социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений на основании Государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", является факт постоянного проживания на день объявления чрезвычайной ситуации в жилом помещении, признанном непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, а также отсутствие другого жилья, пригодного для проживания, при этом условие о невозможности предоставления рассматриваемой меры социальной поддержки отдельно членам семьи собственника при реализации такой меры только собственником утраченного жилого помещения, вышеприведенные нормативные акты не содержат. Тогда как совокупность установленных в отношении Костьева А.К., ФИО1 и ФИО2 обстоятельств, свидетельствует о возникновении у них права на получение жилого помещения взамен утраченного, и которого они не могут быть лишены ввиду реализации своего права Бутовой Е.И.
Предоставление Бутовой Е.И. меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения исходя из норматива предоставления жилой площади 33 кв.м. как для одиноко проживающей, не влечет утрату членами ее семьи права на получение данной меры социальной поддержки по нормативу, предусмотренному Порядком - по 18 кв.м. на одного человека при численности членов семьи три и более человек.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, так как они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным на оценке собранных по делу доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции, судебной коллегией не установлено, в связи с чем, предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 26 ноября 2014 года, по иску прокурора Индустриального районного суда города Хабаровска в интересах Костьевой А.К., несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, к КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску", Министерству строительства Хабаровского края, Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании нуждающимся в предоставлении меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения взамен утраченного, возложении обязанности включить в список нуждающихся в предоставлении мер социальной поддержки - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства социальной защиты населения Хабаровского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий судья Позднякова О.Ю.
Судьи Волошина Е.В.
Герасимова О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.