Судья Верховного суда Республики Бурятия Куницына Т.Н.
с участием прокурора Налетовой М.М.
при секретаре Помишиной Л.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Территориальной избирательной комиссии МО "Тункинский район" о признании незаконным Постановления Избирательной комиссии Республики Бурятия N 149/1887-5 от 23 июля 2014 г.
УСТАНОВИЛ:
Решением 71-ой сессии районного Совета депутатов муниципального образования "Тункинский район" 4 созыва от 17.06.2014 г. на 14.09.2014 г. назначены выборы депутатов в представительный орган муниципального образования "Тункинский район". Решение опубликовано в газете "Саяны" 20 июня 2014 г.
19.07.2014 г. избирательное объединение "Местное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Тункинском районе Республики Бурятия" представила в Территориальную избирательную комиссию муниципального образования "Тункинский район", на которую также возложены полномочия окружной избирательной комиссии, документы для заверения списка кандидатов по единому избирательному округу и по одномандатным избирательным округам.
Решением Территориальной избирательной комиссии МО "Тункинский район" N 12 от 22.07.2014 г. избирательному объединению отказано в заверении списка кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования "Тункинский район" по единому избирательному округу по тому основанию, что представленные документы не соответствуют требованиям подпункта 2 п. 6.1 ст. 24, подпункта 4 п. 8 ст. 26 Закона Республики Бурятия "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Республике Бурятия" и ст. 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Решением Территориальной избирательной комиссии N 13 от 22.07.2014 г. избирательному объединению также отказано в заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам в связи с несоблюдением требований по оформлению решения Совета регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Бурятия от 10.07.2014 г. о согласовании кандидатур для выдвижения в депутаты представительного органа МО "Тункинский район" и протокола заседания Совета Местного отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ от 13.07.2014 г. Также комиссия указала на несоответствие сведений о кандидатах, указанных в списке, сведениям, указанным в заявлении кандидата, и несоответствие сведений по уполномоченным представителям избирательного объединения.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Бурятия N 149/1887-5 от 23.07.2014 г. (с изменениями от 31.07.2014 г.) решения Территориальной избирательной комиссии N 12 и N 13 по жалобе председателя Совета Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Матханова И.Э. отменены; заверены списки кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования "Тункинский район" по единому избирательному округу в количестве 10 человек и по одномандатным избирательным объединениям в количестве 6 человек.
Территориальная избирательная комиссия муниципального образования "Тункинский район" обратилась в суд с заявлением о признании постановления Избирательной комиссии Республики Бурятия от 23.07.2014 г. незаконным.
В обоснование требований о незаконности постановления Избирательной комиссии Республики Бурятия в части заверения списка кандидатов по единому избирательному округу заявитель указал на его несоответствие требованиям избирательного законодательства. Список кандидатов в нарушение п. 14.4 ст. 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не пронумерован, не заверен печатью уполномоченного представителя избирательного объединения; в списке указана принадлежность кандидатов к политической партии, в то время как в личных заявлениях кандидатов такие сведения отсутствуют; копии паспортов кандидатов заверены уполномоченным представителем избирательного объединения, а не постоянно действующим руководящим органом избирательного объединения, копии остальных документов не заверены вообще; имеются расхождения биографических данных, указанных в списках и заявлениях кандидатов, уполномоченных представителей избирательного объединения; не представлена оформленная в установленном порядке доверенность уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам. Оспаривая постановление Избирательной комиссии Республики Бурятия в части заверения списка кандидатов по одномандатным округам заявитель помимо аналогичных нарушений об оформлении списка и расхождения в биографических данных кандидатов указал на ненадлежащее оформление решения Совета регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Бурятия от 10.07.2014 г. о согласовании кандидатур для выдвижения в депутаты представительного органа МО "Тункинский район", которое не удостоверено подписью и печатью избирательного объединения, и протокола заседания Совета Местного отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ от 13.07.2014 г., в котором не указаны сведения о количестве членов Совета местного отделения, реквизиты решения, устанавливающего такую численность, сведения о количестве членов Совета, присутствующих на заседании 13.07.2014 г.
В судебном заседании председатель Территориальной избирательной комиссии МО "Тункинский район" Балданов Л.Д., представители заявителя Сковыра Д.О. и Бочеев А.А. поддержали заявленные требования, пояснив, что ненадлежащее оформление решения Совета Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ о согласовании кандидатур от 10.07.2014 г. и протокола заседания Совета Местного отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ от 13.07.2014 г. Территориальная избирательная комиссия расценила как отсутствие этих документов. Полагали, что положения п. 1.1 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не применимы к стадии выдвижения кандидатов, поэтому избирательная комиссия не должна была предоставлять время для устранения недостатков.
Представитель Избирательной комиссии Республики Бурятия Акчурин А.Р. не согласился с заявленными требованиями, полагая, что в данной ситуации у Территориальной избирательной комиссии отсутствует право на обращение в суд, поскольку обжалуемым постановлением избирательные права граждан или избирательных объединений не нарушаются. По существу требований показал, что все указанные в отмененных решениях Территориальной избирательной комиссии МО "Тункинский район" недостатки, послужившие основанием для отказа в заверении списков по единому избирательному округу и одномандатным избирательным округам, относятся к требованиям по оформлению документов, которым может даваться оценка только на стадии регистрации кандидатов, списка кандидатов. Эти недостатки не являются нарушениями требований к выдвижению списка кандидатов и не свидетельствуют об отсутствии документов. Считает, что избирательная комиссия должна была предоставить избирательному объединению возможность устранить недостатки либо предоставить пакет документов повторно. Территориальная избирательная комиссия каких-либо уведомлений в адрес избирательного объединения об устранении выявленных недостатков не направляла; рассмотрев вопрос о заверении списков избирательного объединения за пределами срока выдвижения кандидатов, списка кандидатов, тем самым лишила избирательное объединение возможности устранить недостатки и поставила избирательное объединение в неравное положение с другими избирательными объединениями.
Представитель Регионального отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Цыренов Б-Ц.Н. просил заявление Территориальной избирательной комиссии оставить без удовлетворения, пояснив, что избирательное объединение "Местное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Тункинском районе Республики Бурятия" в период с 15.07.2014 г. неоднократно предоставляла в Территориальную избирательную комиссию документы для заверения списков кандидатов; секретарь комиссии отказывал в приеме документов по надуманным основаниям и только 19.07.2014 г. документы были приняты. Поддержал доводы представителя Избирательной комиссии Республики Бурятии, полагая, что обжалуемое постановление принято в соответствии с требованиями избирательного законодательства.
Выслушав указанных лиц, обсудив доводы заявителя, выслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 259 ГПК РФ Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии, соответствующие комиссии референдума вправе обратиться с заявлением в суд в связи с нарушением избирательного законодательства, законодательства о референдуме органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностными лицами, кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, политической партией, ее региональным отделением, а также иным общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, избирательной комиссией, комиссией референдума.
Поскольку в своем заявлении Территориальная избирательная комиссия МО "Тункинский район" указывает на нарушение Избирательной комиссией Республики Бурятия избирательного законодательства, допущенного при рассмотрении вопроса о законности принятых Территориальной избирательной комиссией решений, суд считает, что у заявителя имеется право на обращение в суд.
Разрешая заявленные требования по существу, суд не находит оснований для их удовлетворения.
В соответствии с п. 14 ст. 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 67-ФЗ) основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются отсутствие документов, указанных в законе, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", настоящим Федеральным законом.
Перечень документов, который должен представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, со списком кандидатов, выдвинутым избирательным объединением, содержится в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти - также в п. 3.1) ст. 33 настоящего Федерального закона. Кроме того, согласно п. 14 ст. 35 Федерального закона N 67-ФЗ одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии.
Пунктом 2 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено предоставление в избирательную комиссию заявления выдвинутого лица о согласии баллотироваться, к которому в силу п. 2.2 данной статьи, должны быть приложены копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, и копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
В соответствии с п. 14.2 ст. 35 Федерального закона N 67-ФЗ основаниями для отказа в заверении списка по одномандатным (многомандатным) округам являются отсутствие документов, предусмотренных подпунктами "а", "в"-"ж" п. 14.1 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", настоящим Федеральным законом.
К числу документов, необходимых к предоставлению избирательным объединением на стадии выдвижения кандидатов, закон отнес список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа, по которому выдвигается кандидат; решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий); нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании; решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком; документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
Как следует из представленных документов и пояснения представителей заявителя, все указанные в законе документы за исключением нотариально оформленной доверенности уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам избирательными объединением для заверения списка кандидатов и списка кандидатов по одномандатным округам были представлены.
Их ненадлежащее оформление не может являться основанием для отказа в заверении списка кандидатов, поскольку закон не содержит такого указания. В связи с этим Избирательная комиссия Республики Бурятия обоснованно пришла к выводу о незаконности отказа Территориальной избирательной комиссии в заверении списка кандидатов и списка кандидатов по одномандатным округам.
Заверение списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, является обязательной стадией избирательного процесса, предшествует регистрации списка кандидатов и не должно подменять эту стадию.
Наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата (списка кандидатов), среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата (списка кандидатов), документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ, иного закона, согласно подпунктам в.1 п. 24, б.1 п. 25, з. п. 26 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ является основанием отказа в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключения кандидата из заверенного списка кандидатов.
Довод представителей заявителя о том, что ненадлежащее оформление решения Совета Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ о согласовании кандидатур от 10.07.2014 г. и протокола заседания Совета Местного отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ от 13.07.2014 г. должно расцениваться как отсутствие этих документов, суд находит не основанным на законе.
Названные документы были представлены избирательным объединением в Территориальную избирательную комиссию, о чем свидетельствует подтверждение получения документов, представленных в избирательную комиссию муниципального образования.
Отсутствие оформленной в установленном законом порядке доверенности уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам, предоставление которой в избирательную комиссию предусмотрено подпунктом 6 п. 8 ст. 26 Закона Республики Бурятия "О выборах депутатов представительно органа муниципального образования в Республике Бурятия", не может служит основанием для отказа в заверении списка кандидатов по единому избирательному округу, поскольку Федеральным законом предоставление такого документа не предусмотрено.
Довод представителей заявителя о том, что из положений ст. 35 Федерального закона N 67-ФЗ следует, что законом субъекта может быть расширен перечень документов, предоставляемых при выдвижении кандидатов, безоснователен.
Согласно п. 2 и п. 3 ст. 1 Федерального закона N 67-ФЗ данный Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации; федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
Конституционный Суд РФ в Определении от 01.06.2010 г. N 784-О-О указал, что законодатель субъекта Российской Федерации, вводя конкретные избирательные процедуры, связан требованием ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, и, во всяком случае, не должен снижать уровень федеральных гарантий избирательных прав, обеспечиваемый в Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации и согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
С учетом приведенных норм суд считает, что требование о предоставлении нотариально удостоверенной доверенности уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам на стадии выдвижения кандидатов (списка кандидатов), которая не названа федеральным законодательством в перечне документов, необходимых для предоставления, не может являться основанием для отказа в заверении списка по основанию отсутствия документа.
Кроме того, о законности постановления Избирательной комиссии Республики Бурятия, отменившего решения Территориальной избирательной комиссии N 12 и N 13 от 22.07.2014 г., свидетельствует и то обстоятельство, что избирательному объединению не была предоставлена возможность устранения недостатков или повторной подачи документов.
В целях единообразного применения избирательными комиссиями положений Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона N 95-ФЗ "О политических партиях" ЦИК России Постановлением от 11.06.2014 г. утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, регулирующие вопросы выдвижения кандидатов, списков кандидатов, представления документов для выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов в избирательные комиссии, заверения списков кандидатов, списков кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, регистрации кандидатов, списков кандидатов.
Согласно п. 4.6 Методических рекомендаций в случае выявления рабочей группой в представленных кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений документах для уведомления о выдвижении кандидатов, списков кандидатов неполноты сведений, несоблюдения требований Федерального закона N 67-ФЗ, Федерального закона N 95-ФЗ в части оформления документов, отсутствия документов кандидаты, иные управомоченные кандидатом лица, уполномоченные представители избирательного объединения незамедлительно извещаются о выявленных недостатках.
Уведомление о недостатках в представленных документах на этапе выдвижения кандидатов, списка кандидатов позволит кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения либо устранить все выявленные недостатки незамедлительно, либо, устранив все выявленные недостатки, представить пакет документов повторно в организующую выборы избирательную комиссию в пределах периода выдвижения.
Неуведомление Территориальной избирательной комиссией о недостатках в представленных документах и рассмотрение вопроса о заверении списков кандидатов за пределами периода выдвижения, который закончился 21.07.2014 г., лишило избирательное объединение "Местное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Тункинском районе Республики Бурятия" возможности устранить выявленные рабочей группой недостатки или представить пакет документов повторно.
При таких обстоятельствах Избирательная комиссия Республики Бурятии обоснованно признала отказ в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным округам незаконным.
Доводы заявителя не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении Избирательной комиссии Республики Бурятия избирательного законодательства, поэтому суд не находит оснований для удовлетворения заявления Территориальной избирательной комиссии.
Руководствуясь изложенным и ст.ст. 260.1 и 261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Территориальной избирательной комиссии МО "Тункинский район" о признании незаконным Постановления Избирательной комиссии Республики Бурятия N 149/1887-5 от 23 июля 2014 г. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 5 дней со дня его принятия.
Судья Верховного суда Т.Н. Куницына
Республики Бурятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.