ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 октября 2014 года г. Улан-Удэ
Верховный суд Республики Бурятия в составе судьи Булгытовой С.В.
при секретаре Аюшеевой Н.А.
с участием прокурора Болдоевой Э.В.
рассмотрев
в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Митрофанова В.А., Митрофановой М.А., Молоковой С.А., Усольцева А.М., Федорова А.Т., Тихова А.В., Осколкова В.А., Борисюк О.И. об оспаривании Приказа Республиканской службы по тарифам РБ от 28.02.2014 N 4/1 "О тарифах на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Республики Бурятия",
УСТАНОВИЛ:
Митрофанов В.А., Митрофанова М.А., Молокова С.А., Усольцев А.М., Федоров А.Т., Тихов А.В., Осколков В.А., Борисюк О.И. просят суд признать Приказ Республиканской службы по тарифам РБ от 28.02.2014 N 4/1 "О тарифах на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Республики Бурятия" (далее - Приказ РСТ РБ от 28.02.2014 N 4/1) противоречащим закону и подлежащим отмене.
Требования мотивированы тем, что с 15 июня 2014 года по решению Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия отменены пригородные поезда сообщением Улан-Удэ - Петровский Завод и Петровский Завод - Улан-Удэ.
Заявители проживают в с. Кижа и п. Горхон Республики Бурятия, ранее постоянно пользовались услугами отмененного поезда.
По мнению заявителей, отмена электропоезда по указанному пригородному сообщению, вызвана изданием Приказа РСТ РБ от 28.02.2014 N 4/1, в соответствии с которым резко и необоснованно повышены тарифы на пригородное сообщение. В результате нарушено право заявителей на доступное пригородное железнодорожное передвижение до места работы, учебы, лечения, затруднена реализация прочих нужд жизнеобеспечения населения отдаленных от регионального центра поселков.
Оспариваемый Приказ РСТ РБ от 28.02.2014 N 4/1 нарушает требования пунктов 1 и 3 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации". Кроме того, указанное тарифное решение многократно превышает естественные годовые инфляционные пределы, установленные для потребительского набора товаров, работ и услуг.
В судебном заседании заявители Митрофанов, Митрофанова, Федоров, Тихов, Борисюк, а также их представители Низовкина Н.Ю., Стецура Т.С. и Филонова Н.И. поддержали доводы заявления.
Представители РСТ РБ Барышева А.В. и Цырендондокова М.Н. возражали против удовлетворения заявления и пояснили, что РСТ РБ устанавливает тарифы на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении. Расчет тарифов производится в соответствии с Методикой расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.09.2010 N 235-т/1.
Приказ РСТ РБ от 28.02.2014 N 4/1 не противоречит Федеральному закону "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", поскольку при установлении тарифов данный Федеральный закон не применяется.
Прокурор в заключении указала, что оснований для удовлетворения заявления не имеется, поскольку противоречия оспариваемого Приказа РСТ РБ от 28.02.2014 N 4/1 федеральному и республиканскому законодательству не усматривается.
Суд не находит оснований для удовлетворения заявления.
Согласно части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия N 4/1 от 28 февраля 2014 года установлены тарифы на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Республики Бурятия. Для 1-ой зоны (10 км) со дня официального опубликования (05 марта 2014 года) установлен и введен в действие тариф в размере 82 рубля и с 01 октября 2014 года - в размере 107 рублей.
Данный Приказ издан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 950 "Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий" и Постановлением Правительства Республики Бурятия от 03.02.2005 N 29 "О Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия".
Постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 N 950 утверждено Положение об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля (далее - Положение).
Указанное Положение разработано в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
Согласно данной статье органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из Положения следует, что государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется посредством установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий и контроля за применением указанных цен (тарифов) (пункт 3); органы регулирования участвуют в государственном регулировании и контроле деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении (подпункт "а" пункта 4).
Согласно пункту 6 Положения государственное регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении и услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах осуществляется органами регулирования в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, иными нормативными правовыми актами в установленной сфере деятельности и данным Положением.
Во исполнение Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" Федеральная служба по тарифам Приказом от 28.09.2010 N 235-т/1 утвердила Методику расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации (далее - Методика).
Согласно пункту 2 Методики она предназначена для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и организациями, осуществляющими деятельность в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении и являющихся субъектами естественных монополий, при расчете экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации.
Таким образом, Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия при установлении тарифов на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении руководствуется: 1) Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях"; 2) Положением об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 N 950; 3) Методикой расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной Приказом ФСТ РФ от 28.09.2010 N 235-т/1, 4) Постановлением Правительства РБ от 03.02.2005 N 29 "О Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия".
Противоречия оспариваемого Приказа РСТ РБ от 28.02.2014 N 4/1 перечисленным нормативным правовым актам не усматривается.
Согласно пункту 1.2 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 03.02.2005 N 29, Служба является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Республики Бурятия, а также контроль в сфере государственного регулирования тарифов (цен), иные функции в пределах компетенции, установленной законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Бурятия.
Согласно пункту 6.3.4 данного Положения руководитель Службы издает в пределах своих полномочий приказы, имеющие нормативный характер.
Приказ опубликован на официальном Интернет-портале Правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru 05 марта 2014 года, а также в Официальном вестнике N 13 - приложении к газете "Бурятия", N 33, 07 марта 2014 года, зарегистрирован в реестре нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Бурятия 05 марта 2014 года N 032014045.
Согласно пункту 2 оспариваемого Приказа он вступает в силу со дня официального опубликования.
Оспариваемый акт принят в пределах полномочий РСТ РБ с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Из представленных РСТ РБ документов видно, что принятие Приказа РСТ РБ от 28.02.2014 N 4/1 вызвано следующими обстоятельствами.
Перевозку пассажиров в пригородном сообщении по Республике Бурятия осуществляет ОАО "Байкальская пригородная компания".
Приказом РСТ РБ от 17.12.2012 N 4/16 "О предельных (максимальных) тарифах на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Республики Бурятия" установлен и введен в действие с 20 декабря 2012 года предельный (максимальный) тариф для 1-ой зоны (10 км) в размере 27 рублей.
Приказом РСТ РБ от 22 февраля 2013 года N 4/1 "О предельных (максимальных) тарифах на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Республики Бурятия" установлен и введен в действие предельный (максимальный) тариф для 1-ой зоны (10 км) в размере 28 рублей с 1 марта 2013 года и 32 рубля с 1 октября 2013 года.
ОАО "Байкальская пригородная компания" не согласилось с установленными тарифами и обратилось с заявлениями о рассмотрении досудебного спора с РСТ РБ в Федеральную службу по тарифам.
Приказами Федеральной службы по тарифам от 18.12.2013 NN 1632-д и 1643-д требования ОАО "Байкальская пригородная компания" частично удовлетворены.
В Приказе ФСТ России от 18.12.2013 N 1632-д указано, что при расчете экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в Республике Бурятия Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия было допущено нарушение положений пункта 23.6 Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной Приказом ФСТ России от 28.09.2010 N 235-т/1. Следствием вышеуказанного нарушения явилось то, что при формировании цен (тарифов) на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в Республике Бурятия для ОАО "Байкальская ППК" на 2012 год некорректно учтена величина пассажирооборота.
В приказе ФСТ России от 18.12.2013 N 1643-д указано, что при расчете экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в Республике Бурятия, Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия было допущено нарушение положений пунктов 23.7.2.3 (некорректно учтен индекс изменения объемов работы: вагоно-километры вместо поездо-часы) и 23.6 (некорректно учтена величина средней населенности вагонов) Методики. Следствием вышеуказанного нарушения явилось то, что в экономически обоснованных затратах, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в Республике Бурятия, для ОАО "Байкальская ППК" на 2013 год некорректно учтены экономически обоснованные расходы по статье "Управление и эксплуатация подвижного состава", а также некорректно учтена величина пассажирооборота.
Федеральная служба по тарифам предписала Республиканской службе по тарифам РБ произвести соответствующие перерасчеты.
Таким образом, оспариваемый Приказ РСТ РБ от 28.02.2014 N 4/1 издан во исполнение указаний ФСТ РФ для устранения допущенных нарушений Методики.
Оснований считать, что Приказ РСТ РБ от 28.02.2014 N 4/1 противоречит Федеральному закону от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", не имеется, поскольку указанный Федеральный закон не регулирует установление тарифов на железнодорожном транспорте.
Согласно пункту 1 статьи 8 данного Федерального закона тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ссылки заявителей на статью 1 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" нельзя принять во внимание, поскольку она касается основ функционирования железнодорожного транспорта в Российской Федерации, а не государственного регулирования тарифов.
Доводы заявителей о том, что тарифное решение многократно превышает естественные годовые инфляционные пределы, установленные для потребительского набора товаров, работ и услуг, не обоснованы ссылкой на конкретный закон или иной нормативный правовой акт, поэтому не могут быть приняты во внимание.
Доводы о том, что в настоящее время заявители лишены возможности пользоваться железнодорожным транспортом пригородного сообщения, нельзя принять во внимание, поскольку указанное обстоятельство само по себе не свидетельствует о противоречии оспариваемого Приказа РСТ РБ от 28.02.2014 N 4/1 федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного суд принимает решение об отказе в удовлетворения заявления.
Руководствуясь статьями 197, 198, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Митрофанова В.А., Митрофановой М.А., Молоковой С.А., Усольцева А.М., Федорова А.Т., Тихова А.В., Осколкова В.А., Борисюк О.И. об оспаривании Приказа Республиканской службы по тарифам РБ от 28.02.2014 N 4/1 "О тарифах на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Республики Бурятия" отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Булгытова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.