Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего Пащенко Н.В. и судей коллегии Усольцевой Л.А., Ихисеевой М.В. при секретаре Семеновой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании 12 ноября 2014 г. дело по апелляционной жалобе и.о. директора ГКУ "Центр занятости населения город Улан-Удэ" Барнакова Л.В. на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 15 августа 2014 года, которым постановлено:
Исковые требования Югова Ю.А. к государственному казенному учреждению "Центр занятости населения г. Улан-Удэ" удовлетворить.
Обязать Государственное казенное учреждение "Центр занятости населения г. Улан-Удэ" признать Югова Ю.А. безработным с назначением пособия по безработице.
Заслушав доклад судьи Пащенко, выслушав представителя Центра занятости населения Ивайловского А.Д., а также Югова и его представителя Малгатаева С.А., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Югов обратился в суд с иском к ГКУ "Центр занятости населения города Улан-Удэ" о признании его безработным и возложении на Центр обязанности выплачивать истцу пособие по безработице.
Исковые требования мотивированы тем, что Центр необоснованно отказывает Югову, зарегистрированному в качестве лица, ищущего работу, в выплате пособия по безработице по тем мотивам, что Югов не имеет постоянной регистрации по месту жительства в г. " ... ", а зарегистрирован по месту пребывания в Центре социальной адаптации для лиц без определенного места жительства "Шанс", находящемся по адресу г. " ... ".
В судебном заседании Югов поддержал заявленные требования, пояснил, что освободившись из мест лишения свободы, приехал в г. " ... ", где не имеет постоянного места жительства, живет в Центре "Шанс", где и зарегистрирован по месту пребывания. 24.03.2014г. Югов обратился в Центр занятости, представив необходимые документы - паспорт, свидетельство о регистрации по месту пребывания, трудовую книжку, СНИЛС, справку об инвалидности, поэтому полагает отказ в признании безработным по мотивам отсутствия постоянной регистрации незаконным.
Представитель истца Кулипанова Н.Н. исковые требования поддержала, суду пояснила, что в материалах дела имеются доказательства того, что истец с сентября 2013 года по настоящее время постоянно проживает на территории г. " ... ", отсутствие регистрации по месту жительства не может служить основания для ограничения конституционных прав гражданина. Просит учесть трудную жизненную ситуацию, в которой находится истец.
Представитель ГКУ "Центр занятости населения г. Улан-Удэ" Ивайловский А.Д. исковые требования не признал, суду пояснил, что в связи с тем, что Югов зарегистрирован по месту пребывания, отсутствуют основания для признания его безработным и выплаты пособия по безработице в соответствии с положениями п.2 ст. 3 Закона от 19.04.1991 года N 1032-1 "О занятости населения".
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе исполняющий обязанности директора ГКУ "Центр занятости населения город Улан-Удэ" Барнаков просит его отменить, мотивируя тем что согласно разъяснений Управления федеральной государственной службы занятости населения по Республике Бурятия, регистрация граждан по месту жительства подтверждается соответствующей отметкой в паспорте гражданина. На момент обращения Югова в органы службы занятости, у последнего в паспорте отсутствовали какие-либо отметки о регистрации. Регистрация по месту пребывания, не является регистрацией по месту жительства.
Также жалоба содержит ссылку на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2003 N 105-О, согласно которого введение требования учета (регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы. Также в жалобе указывается, что Югов не представил справку о среднем заработке по последнему месту работы и документ, удостоверяющий его профессиональную квалификацию.
В суде апелляционной инстанции представитель ГКУ "Центр занятости населения г. Улан-Удэ" Ивайловский поддержал доводы жалобы.
Югов и его представитель Малгатаев с жалобой не согласились. При этом Югов пояснил, что имеет специальность газоэлектросварщика, его последнее место работы в 2003 году завод ЛВРЗ. Документ, подтверждающий квалификацию газоэлектросварщика, в Центр им предоставлялся. Так как место, где Югов работал в 2003г., сейчас не существует, им была представлена архивная справка о среднем заработке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
Из письма Государственного казенного учреждения "Центр занятости населения г. Улан-Удэ" от 14 апреля 2014 года следует, что истцу было отказано в признании его безработным гражданином в связи с отсутствием у него регистрации по месту жительства.
Однако, из приведенного выше п.2 ст.3 ФЗ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" не следует, что гражданин, подтверждая свое место жительства, в обязательном порядке должен представить сведения о регистрации по месту жительства и не может подтвердить свое место жительства регистрацией по месту пребывания.
Исходя из положений ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Как следует из справки АУСО "Республиканский центр специальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий "Шанс" Югов проживает в учреждении с 02 июля 2014 года по настоящее время. Также ранее в период с 07.10.2013 г. по 07.10.2014 г., имел временную регистрацию по месту пребывания по адресу г. " ... " (АУСО "Республиканский центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий "Шанс").
То есть, Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий "Шанс", где Югов преимущественно проживает, в данном случае является местом жительства истца, который иного места жительства постоянного или временного не имеет. Оснований полгать, что Югов имеет другое место жительства и может злоупотребить правом на получение пособия, не имеется.
Согласно п. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Регистрация граждан по месту пребывания и по месту жительства или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Учитывая указанные положения закона, суд пришел к обоснованному выводу о том, что ответчик, отказывая гражданину в признании его безработным на основании только отсутствия регистрации по месту жительства, необоснованно поставил реализацию конституционных прав и свобод гражданина в зависимость от указанного обстоятельства.
Удовлетворяя исковые требования, суд правомерно сослался также на то, что отсутствуют основания, предусмотренные с.3 ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" для отказа в признании Югова безработным.
Доводы жалобы о том, что признанию Югова безработным препятствует непредставлении истцом иных документов, кроме сведений о постоянной регистрации, не могут быть приняты во внимание, так как ответчик не ссылался на эти доводы в суде первой инстанции. Кроме того, на заседании коллегии Югов пояснил, что им были представлены в ГКУ "Центр занятости населения города Улан-Удэ" документы, подтверждающие его квалификацию, и архивная справка о среднем заработке. Оснований не доверять данным пояснениям у судебной коллегии не имеется, так как ответчик их не опроверг.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 15 августа 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.