Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Ихисеевой М.В., судей Казанцевой Т.Б., Назимовой П.С., при секретаре Васильевой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фрунчак Л.М., Серкиной Г.М. к ОАО "МРСК Сибири" - "Бурятэнерго" о признании незаконными установки общедомового прибора учета, начисленной суммы задолженности по прибору учета, понуждении производить расчеты по приборам учета, установленным в квартирах
по апелляционной жалобе Фрунчак Л.М., Серкиной Г.М., Воробьевой Е.Н. на решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 28 августа 2014 г., которым отказано в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Казанцевой Т.Б., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истцы Фрунчак Л.М., Серкина Г.М. обратились в суд с иском о признании незаконными установки общедомового прибора учета, начисленной суммы задолженности по прибору учета, понуждении производить расчеты по приборам учета, установленным в квартирах.
В обоснование требований истцы указали, что являются собственниками жилых помещений - квартир NN " ... " в доме N " ... " по ул. " ... ". ОАО "МРСК Сибири" - филиал "Бурятэнерго" был установлен общедомовой прибор учета электроэнергии, в соответствии с которым производится начисление оплаты за электроэнергию на общедомовые нужды, о чем им стало известо в октябре 2013 г ... ОДПУ был установлен без согласования с собственниками жилых помещений, указанный не решался на общем собрании собственников помещений МКД. В квартирах имеются индивидуальные приборы учета, которые не признаны непригодными к использованию, опломбированы и работают в штатном режиме. Поскольку прибор учета был установлен с нарушением ч. 9 ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении" и Порядка, утвержденного Приказом Минэнерго от 07.04.2010 г. N 149, основания взимать плату по его показаниям отсутствуют.
В судебном заседании истцы Фрунчак Л.М., Серкина Г.М., третье лицо Воробьева Е.Н., представитель третьего лица Администрации МО ГП "п. Нижнеангарск" Богданов Ю.В. просили исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика ОАО "МРСК Сибири" - "Бурятэнерго" Ахмедова О.С. в судебном заседании не признала исковые требования, ссылаясь на то, что в октябре 2012г. ОАО "МРСК Сибири" в соответствии с ч. 9 ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении" была произведена установка общедомового прибора учета электроэнергии, так как жильцы дома самостоятельно указанный прибор в срок до 01.07.2012 г. не установили. Установка производилась по согласованию с Администрацией МО "Северо-Байкальский район", так как отсутствовала организация, занимающаяся управлением общим имуществом многоквартирных домов. Начисления за общедомовые нужды были произведены на основании данных ОДПУ пропорционально общей площади дома и площадей квартир. На момент установки прибора учета дом не был включен в перечень домов, признанных аварийными и подлежащих капитальному ремонту.
Решением районного суда в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истцы Фрунчак Л.М., Серкина Г.М., третье лицо Воробьева Е.Н. просят отменить решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению заявителей жалобы, суд при вынесении решения не учел, что ОДПУ был установлен без согласия собственников, с нарушением порядка, утвержденного Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149, договор на установку, предусмотренный данным нормативным актом, не заключен. Суд не исследовал также вопрос об обоснованности начислений на общедомовые нужды.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, были извещены надлежащим образом. От Фрунчак Л.М., Серкиной Г.М., Воробьевой Е.Н., представителя Администрации МО ГП "п. Нижнеангарск" поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Из материалов дела следует, что истцы Фрунчак Л.М. и Серкина Г.М. являются собственниками квартир NN " ... " в многоквартирном жилом доме N " ... " по улице " ... ".
01 октября 2012 г. сетевой организацией - ОАО "МРСК-Сибири" в указанном жилом доме был установлен и введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета электроэнергии (далее - ОДПУ), с указанного периода собственникам производится начисление оплаты за электроэнергию на общедомовые нужды в соответствии с показаниями данного прибора учета.
Заявляя исковые требования, истцы полагали, что ОДПУ установлен незаконно, поскольку установка не согласована с собственниками жилых помещений, соответственно, начисление платежей за электроэнергию на общедомовые нужды также является незаконным.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении).
Согласно ч.1 ст. 13 названного Закона производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с ч. 5 ст. 13 данного Закона собственники жилых домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны были до 1 июля 2012 года обеспечить оснащение домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию; при этом многоквартирные дома в указанный срок должны были быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Как установлено ч.12 ст.13 Закона об энергосбережении, до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Аналогичные последствия невыполнения собственниками помещений в многоквартирных домах действий по оснащению приборами учета и обеспечения допуска сетевой организации к местам установки приборов учета указаны в п. 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения).
Разрешая спор, суд, исследовав представленные доказательства, руководствуясь приведенными правовыми нормами, пришел к правильному выводу о том, что, поскольку в установленный Законом об энергосбережении срок, то есть до 01.07.2012 г., собственники жилых помещений в доме N " ... " по ул. " ... " не приняли мер по установке и вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета электрической энергии, ОАО "МРСК Сибири" филиал "Бурятэнерго" в силу прямого указания закона (ч. 12 ст.13 Закона об энергосбережении) было обязано совершить действия по установке общедомового прибора учета в данном доме, при этом согласие собственников на совершение указанных действий в данной ситуации не требуется. В связи с изложенным суд обоснованно отказал в удовлетворении требований о признании указанных действий незаконными.
Ссылки в жалобе на Приказ Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149, который утвержден порядок заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанный порядок распространяется на правоотношения, возникающие при установке приборов учета по инициативе собственников помещений, подлежащий оснащению соответствующими приборами учета. В рассматриваемом же случае прибор учета был установлен по императивному предписанию закона в связи с тем, что собственники по своей инициативе соответствующих действий не произвели.
Обоснованно было отказано также судом первой инстанции в удовлетворении требований о признании незаконным начислений в соответствии с показаниями ОДПУ и обязании производить начисление в соответствии с индивидуальными приборами учета.
В соответствии с п.40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Согласно п. 44 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам; объем коммунальной услуги, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащему каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 11, 12, 14 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Поскольку в многоквартирном доме, в котором проживают истцы, был установлен общедомовой прибор учета, в силу изложенных норм расчет потребления электроэнергии производится должен производиться с учетом показаний ОДПУ в установленном законом порядке по указанной формуле, из чего обоснованно исходил суд при вынесении решения.
Ссылки в жалобе на то, что суд не исследовал обоснованность произведенных расчетов потребления электроэнергии на общедомовые нужды, не могут быть приняты во внимание, поскольку требования относительно расчетов были связаны с незаконной, по мнению истцов, установкой прибора учета, иные основания исковых требований в иске заявлены не были.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на несогласие с указанными выводами суда, по существу повторяют доводы истцов, которыми они поддерживали исковые требования в суде первой инстанции, им судом была дана верная правовая оценка, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 28 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: М.В. Ихисеева
Судьи: Т.Б. Казанцева
П.С. Назимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.