Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Булгытовой С.В., судей Казанцевой Т.Б., Тубденовой Ж.В., при секретаре Коневиной Г.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску межрайонного прокурора Северобайкальского района в интересах несовершеннолетних " ... " и их законного представителя Рыжовой В.В. к Министерству финансов Республики Бурятия, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании уплаченных денежных средств за коммунальные услуги
по апелляционной жалобе представителя Министерства финансов РФ, представляемого УФК по РБ, Пантиной И.А. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 24 декабря 2014 г., которым постановлено:
Исковые требования межрайонного прокурора Северобайкальского района к Министерству финансов РФ удовлетворить.
Взыскать с Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу Рыжовой В.В. уплаченные денежные средства за коммунальные услуги в размере " ... " руб.
В удовлетворении исковых требований межрайонного прокурора Северобайкальского района к Министерству финансов РБ отказать.
Заслушав доклад судьи Казанцевой Т.Б., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Дмитриеву Ю.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонный прокурор Северобайкальского района обратился в суд с иском в интересах Рыжовой В.В., несовершеннолетних " ... " к Министерству финансов РБ., Министерству финансов РФ о взыскании оплаченных за коммунальные услуги денежных средств в размере " ... " руб. за период с сентября 2011 г. по май 2013 г.
Требования мотивированы тем, что семья Рыжовых является многодетной, имеет троих детей " ... " в связи с чем с момента рождения третьего ребенка возникло право на получение льготы по оплате коммунальных услуг в соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.1992 г. N431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", которым предусмотрено предоставление скидки в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией. С сентября 2011 г. по май 2013 г. за электроснабжение оплачено " ... " руб., за холодное, горячее водоснабжение и отопление - " ... " руб. Поскольку органы государственной власти Российской Федерации и Республики Бурятия не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, возмещение указанных расходов должно производиться за счет казны Российской Федерации и казны Республики Бурятия.
В судебном заседании представитель прокурора Сангаева Г.Б. поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске.
Истец Рыжова В.В., представляющая свои интересы и интересы несовершеннолетних детей, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В возражении на исковое заявление указал, что Указ Президента не имеет прямого действия, имеет публично-правовой характер, не устанавливает льготы для многодетных семей, а поручает субъектам РФ установить такие льготы. Регулирование вопросов в области социальной поддержки многодетных семей относится к полномочиям органов государственной власти Республики Бурятия. Недостаточность собственных доходных источников и отсутствие в республиканском бюджете средств на реализацию рассматриваемой меры социальной поддержки является необоснованным, поскольку финансирование данной меры может осуществляться из средств, предоставленных субъекту РФ из федерального бюджета. Доказательств того, что семья является малообеспеченной и нуждающейся в дополнительной социальной поддержке не представлено.
Представитель ответчика Министерства финансов РБ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление указал, что у Республики Бурятия отсутствуют расходные обязательства по финансированию мероприятий по возмещению оплаченных многодетными семьями коммунальных услуг.
Третье лицо Рыжов А.А. в судебное заседание не явился, извещен был надлежащим образом.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства финансов РФ, представляемого УФК по РБ, Пантина И.А. просит отменить решение районного суда и принять по делу новое решение о взыскании денежных средств с Министерства финансов Республики Бурятия за счет казны Республики Бурятия.
В заседание суда апелляционной инстанции представители ответчиков Министерства финансов РФ, Министерства финансов РБ, истец Рыжова В.В., представляющая свои интересы и интересы несовершеннолетних детей, не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Дмитриеву Ю.А., возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, семья Рыжовых является многодетной, имеет троих детей.
В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 05.05.1992 N431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" правительствам республик в составе РФ, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга предписано установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.
Пунктом 3 Указа на Министерство финансов РФ совместно с Министерством социальной защиты РФ возложена обязанность в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных указом.
В соответствии с п.2 Письма Министерства РФ N51 Министерства социальной зашиты населения РФ N1-2359-18 от 29.06.1992 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей" предусматривалось, что скидки на плату за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией производятся за счет средств местных бюджетов.
Решением Верховного суда РФ от 26.03.2003 г. NГКПИ 03-139 п.2 вышеуказанного письма признан недействующим.
Таким образом, порядок и условия возмещения расходов на осуществление указанных мер до настоящего времени не установлены.
Как следует из правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в определении N68-О от 09 апреля 2002 года, пробел в законодательном урегулировании не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан и организаций, и не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Конституционный суд РФ при этом указал, что федеральный законодатель, имея достаточно времени, не выполнил своих обязанностей по урегулированию вопроса, в связи с чем впредь до надлежащего урегулирования возникающих при этом правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, должно производиться за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с ч.2 ст.90 Конституции РФ указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Поскольку порядок финансирования расходов на выплату компенсации за предоставление многодетным семьям установленных льгот по предоставлению скидки в размере не ниже 30 процентов от установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией до настоящего времени не определен, выводы суда первой инстанции о том, что до надлежащего урегулирования возникших при этом правоотношений распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней должно производиться за счет средств федерального бюджета, являются верными.
Доводы жалобы о том, что именно субъект РФ уполномочен установить для многодетных семей скидку от платы за пользование коммунальными услугами в размере не ниже 30 %, в связи с чем субъект РФ является надлежащим ответчиком по делу, судебной коллегией не принимаются.
Оснований для возложения на субъект РФ обязанности финансировать предоставление этой льготы не имеется, поскольку действующим на территории Республики Бурятия Законом "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Бурятия" от 06.07.2006 N 1810-III, не предусмотрено предоставление вышеуказанных скидок.
С учетом изложенного не могут быть приняты во внимание ссылки на ст. 84 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой определен перечень оснований возникновения расходных обязательств РФ, поскольку к расходным обязательствам Министерства финансов РБ финансирование соответствующих льгот не отнесено. Принцип самостоятельности бюджетов судом не нарушен.
В целом доводы жалобы по существу повторяют позицию ответчика, изложенную в возражении на исковое заявление. Изложенная в жалобе позиция основана на ином толковании норм материального права и отражает иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Эти обстоятельства исследованы судом в полном объеме, получили надлежащую правовую оценку, основанную на нормах материального закона, подробно мотивированную в решении, и судебная коллегия полагает возможным с выводами, изложенными в решении суда, согласиться. Доводы жалобы не содержат сведений о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, влияющих на исход дела, в связи с чем она не может быть удовлетворена.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 24 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: С.В. Булгытова
Судьи: Т.Б. Казанцева
Ж.В. Тубденова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.