Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Цыганковой В.А.
судей
Осининой Н.А.,
Овчинниковой Л.Д.,
при секретаре
П.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 декабря 2014 года гражданское дело N ... по апелляционной жалобе ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по исковому заявлению К.В. к ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" о признании решения незаконным, восстановлении на учете нуждающихся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Цыганковой В.А., объяснения К.В., его представителя - Б.Т,, представителя ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу Ж.А., представителя ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" - Е.М., К.А., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда,
УСТАНОВИЛА:
К.В. обратился в суд с иском, в дальнейшем уточненным, в котором указал, что в период с "дата" по "дата" проходил службу в ГУ МЧС России по Санкт-Петербургк, уволен по достижении предельного возраста, на момент увольнения выслуга составила 25 лет 6 месяцев 4 дня. "дата" он с семьей из трех человек (он сам, его жена, дочь) были поставлены на учет нуждающихся в получении жилой площади в ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, "дата" решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу снят с учета по мотивам неправомерности постановки на такой учет. Считает названное решение незаконным, противоречащим положениям ст. 56 ЖК РФ, просит его отменить, обязать ответчиков восстановить его и членов его семьи на учете нуждающихся в получении жилья с "дата" года.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" постановлено признать решение жилищной комиссии от "дата" о снятии с учета нуждающихся в получении жилой площади в ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу незаконным, обязать Северо-Западный филиал федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу восстановить истца в очереди на учете по улучшению жилищных условий, с семьей в составе трех человек: самого, жены и дочери.
В апелляционной жалобе ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" просит отменить решение районного суда как неправильное.
Судебная коллегия, выслушав явившихся участников процесса, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
К.В. "дата" уволен из государственной противопожарной службы МЧС России на основании п. "б" ч. 1 ст. 58 (достижение предельного возраста) Положения о службе в органах внутренних дел РФ.
Согласно справке о регистрации истец, его жена К.А., их дочь Кошелева В.В "дата" г.рождения, зарегистрированы постоянно с "дата" в комнате размером " ... " кв. м коммунальной "адрес" "адрес".
Решением жилищной комиссии ГУ по делам ГО и ЧС Санкт-Петербурга от "дата" истец поставлен на учет по улучшению жилищных условий с составом семьи из трех человек (он сам, его жена, дочь), рапорт о постановке на учет им подан "дата" года, с "дата" он вместе с семьей состоит на учете в отделе учета и распределения жилой площади администрации "адрес" Санкт-Петербурга,
На основании решения жилищной комиссии ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу от "дата" истец снят с учета в ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу в качестве нуждающегося в получении жилой площади как принятый на учет после "дата".
Суд первой инстанции, разрешая заявленные К.В. требования, пришел к обоснованному выводу о том, что основания, по которым истец был снят с учета, не предусмотрены действующим законодательством.
Статья 40 Конституции Российской Федерации предусматривает право каждого на жилище.
Исходя из ст. 40 ч. 3 Конституции РФ, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных или других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
Согласно ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Как видно из материалов дела, к основаниям для исключения истца из списка очередников, нуждающихся в получении жилья согласно решению жилищной комиссии от "дата" отнесены рекомендации о пересмотре права нахождения в указанной очереди, изложенные в акте проверки от "дата", и положений ст. ст. 49, 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ".
Оценивая приведенные выше обстоятельства дела на основании указанных правовых положений, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусматривает названные основания в качестве оснований для снятия с учета нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, поскольку перечень, изложенный в данной статье, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Согласно положениям ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
В силу п. 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до "дата" в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно положениям ст. 13 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 ч. 2 Федерального закона от "дата" N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", действующей до момента внесения изменений "дата", личному составу Государственной противопожарной службы жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным действующим законодательством нормам предоставляется в первоочередном порядке территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органами местного самоуправления, а также предприятиями, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы.
В силу изменений, внесенных Федеральным законом от "дата" N 122-ФЗ, ч. 2 ст. 8 Федерального закона от "дата" N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" признана утратившей силу.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от "дата" N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от "дата" N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник, в частности, проживает в общежитии.
Предусмотренная ст. 4 указанного Закона единовременная социальная выплата, предоставляемая в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, является одной из форм обеспечения сотрудников внутренних дел, а, следовательно, и сотрудников Государственной противопожарной службы жилыми помещениями.
Согласно положениям преамбулы Федерального закона от "дата" N 122-ФЗ данный Закон принят в целях решения задач обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, обеспечения экономической безопасности государства и приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствии с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой; а нормы данного закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в данной преамбулой, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.
Анализируя данные правовые положения, суд первой инстанции обоснованно счел, что в данном случае снятие истца с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях без предоставления благоустроенного жилого помещения либо решение жилищной проблемы иным способом, принимая во внимание, что истец был принят на учет как нуждающийся в получении жилой площади ставит его в неравное положение с другими сотрудниками, которые поставлены на учет нуждающихся в получении жилой площади до "дата".
Таким образом, как верно указал районный суд, истец был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в отсутствие оснований, предусмотренных ст. 56 Жилищного кодекса РФ и Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N 1054, согласно которым военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета при определенных условиях, которые в рассматриваемом случае не имели места.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение о снятии истца с учета является неправильным, в связи с чем обоснованно признано судом первой инстанции незаконным. В качестве мер, направленных на устранение нарушений права истца, суд обязал восстановить его в очереди нуждающихся в обеспечении жилой площадью.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что истец необоснованно был принят на учет, для его постановки не имелось правовых оснований, в ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" истец с заявлением о принятии на учет не обращался, ФКУ не является правопреемником ГУ МЧС были оценены в ходе рассмотрения дела, этим доводам судом дана надлежащая оценка, оснований для переоценки приведенных доводов у судебной коллегии не имеется.
Довод жалобы о том, что истец в настоящее время нуждающимся в улучшении жилищных условий не является, так как его супруге принадлежит доля в праве собственности на дом, не может быть принят в основу отмены состоявшегося решения о восстановлении истца на учете, поскольку наличие иных жилых помещений у членов семьи истца не являлось основанием для снятия истца с учета.
Таким образом, постановленное решение является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.