Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ковалева Т.И.,
судей Ишенина Д.С., Седых Е.Г.
при секретаре Бабаевой Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Перуновой Д.О. к ОМС "Управление образования ... ", Администрации МО " ... " о понуждении предоставления бесплатного дошкольного образования, в группе полного дня, в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по апелляционной жалобе представителя Перуновой Д.О. - Быков И.А. на решение Синарского районного суда г.Каменска-Уральского Свердловской области от 05 декабря 2014 года.
Заслушав доклад судьи Ковалева Т.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Перуновой Д.О., обратилась в суд с иском к ОМС "Управление образования ... ", Администрации ... , о понуждении предоставления бесплатного дошкольного образования ее малолетнему сыну в группе полного дня, в муниципальном дошкольном образовательном учреждении ...
В обоснование иска указала, что ( / / ) малолетний ( / / ), ( / / ) года рождения, поставлен на учет в Управлении образования ... для определения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение в группу полного дня. На письменное обращение от ( / / ) о предоставлении ее сыну места в МДОУ, Управлением образования ... было отказано в связи с отсутствием свободных мест, о сроках получения доступа в МДОУ информации не предоставлено. Считала отказ в предоставлении малолетнему сыну места в МДОУ ... несоответствующим Конституции Российской Федерации, Закону РФ "Об образовании в Российской Федерации" и нарушающим законные права и интересы ребенка на доступ к дошкольному образованию. Просила обязать Администрацию ... обеспечить свободным местом в группе полного дня МДОУ расположенного по месту жительства ( / / ), в течение одного месяца в одном из следующих МДОУ ... : N N, расположенного по ... ; N N, расположенного по ... ; N комбинированного вида, расположенного по ... ; N N, расположенного по ... ; N расположенного по ... ; N N, расположенного по ... Обязать ОМС "Управление образования ... " в установленном порядке незамедлительно направить ( / / ) на свободное место в группу полного дня МДОУ, по факту исполнения Администрацией ... решения суда в части обеспечения свободным местом в МДОУ несовершеннолетнего ( / / ).
Решением Синарского районного суда г.Каменска-Уральского Свердловской области от 05 декабря 2014 года на ОМС "Управление образования ... " возложена обязанность предоставить малолетнему ( / / )., ( / / ) года рождения, место в одном из Муниципальных дошкольных образовательных учреждений ... расположенного вблизи места жительства несовершеннолетнего, в т.ч. указанных в заявлении родителя, а в случае отсутствия свободных мест в данных МДОУ, в иных Муниципальных дошкольных образовательных учреждениях ... , для получения им бесплатного дошкольного образования в группе полного дня, в порядке очередности, исходя из даты принятия на учет, возраста и состояния здоровья ребенка. В удовлетворении иска к Администрации МО " ... " отказано.
С таким решением представитель Перуновой Д.О. - Быков И.А. не согласился, в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Полагает, что Администрация МО " ... " является надлежащим ответчиком, поскольку именно на него возложены функции по строительству новых образовательных учреждений. Место в дошкольном общеобразовательном учреждении должно быть представлено по первому требованию родителей, в связи обязанностью данного обеспечения и гарантиями государства.
В апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Истец и представитель ответчика в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены. На основании п. 2 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Судом установлено, что истец Перуновой Д.О. является матерью ( / / )., ( / / ) года рождения.
( / / ) малолетний ( / / ) поставлен на учет будущих воспитанников МДОУ в Управлении образования ...
На письменное обращение от ( / / ) в Управление образования ... по вопросу предоставления малолетнему ребенку истца путевки для определения в качестве воспитанника в МДОУ ... в группу полного дня Управлением образования ... Перуновой Д.О. был дан ответ, согласно которому выделить место в детском саду не представляется возможным, в период доукомплектования МДОУ на 2014-2015 годы место в дошкольное образовательное учреждение не выделено в связи с отсутствием свободных мест; малолетний сын истца получит путевку в МДОУ в порядке очередности, после предоставления мест в МДОУ другим детям, поставленным на учет для предоставления места в дошкольное образовательное учреждение ранее, в т.ч. которые пользуются льготами.
В Законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
В соответствии с п. п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
В рамках предоставленных федеральными законами полномочий администрацией г. Каменска-Уральского было принято постановление от 30 июня 2010 года N 6917 "Об утверждении долгосрочной программы "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений города Каменска-Уральского на 2010-2015 годы" (утратившего силу постановлением Администрации г. Каменска-Уральского от 02 декабря 2013 года N 1725 "Об утверждении муниципальной системы образования города Каменска-Уральского на 2014-2016 годы).
Во исполнение данной программы в течении 2010-2011 годов дополнительно было введено 558 мест за счет перепрофилирования групп из оздоровительных в общеразвивающие, увеличение численности детей в рамках областной государственной целевой программы "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Свердловской области на 2010-1014 годы" за счет доведения мест до нормативов, установленных СанПин, открытия новых групп и т.д.
В соответствии с решением Городской Думы г. Каменска-Уральского от 23 января 2013 года N 64 внесены поправки в бюджет на 2013 год и на перепрофилирование спортивных залов и уплотнение мест в дошкольных учреждениях выделено 35243,7 тыс. рублей. За счет данных средств к 01 сентября 2013 года введено дополнительно 665 мест.
Приказом начальника Управления образования г. Каменска-Уральского от 24 февраля 2012 года N 68 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по приему заявлений, постановке на электронный учет детей в целях предоставления мест в образовательных учреждениях муниципального образования город Каменск-Уральский, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, ведению такого учета, выдаче путевок и зачислению детей в данные образовательные учреждения муниципального образования город Каменск-Уральский.
При этом, как установлено в п. 2.8 Положения о порядке комплектования детьми муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденного приказом начальника ОМС "Управление образования г. Каменска-Уральского" от 24 февраля 2012 года N 71, распределение мест в МДОУ осуществляется в порядке очередности с учетом наличия вакантных мест в МДОУ, возраста ребенка, права на льготное или преимущественное устройство, а также с учетом указанных заявителями МДОУ. Управление образования в случае отсутствия мест в МОУ, указанных заявителем, предлагает ему близлежащие МДОУ к заявленным, с учетом направленности имеющихся групп в МДОУ, кроме детей, которым право льготного устройства в МДОУ предоставляется в соответствии с действующим законодательством по месту жительства.
Разрешая заявленный спор и возлагая на ОМС "Управление образования ... " предоставить в порядке очередности малолетнему ( / / ) место в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении ... для получения им бесплатного дошкольного образования в группе полного дня, суд не усмотрел нарушений прав истца со стороны ответчиков.
Доводы жалобы о том, что принцип очередности в комплектовании дошкольных учреждений устанавливает ограничения в доступе к бесплатному дошкольному образованию, являлись предметом проверки суда первой инстанции. Им дана надлежащая правовая оценка, соответствующая требованиям ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда подтверждены материалами дела.
Указанные доводы обоснованно признаны несостоятельными с изложением в решении мотивов. Как правильно указано судом, реализация права на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования неразрывно связана с порядком комплектования детьми муниципальных образовательных учреждений, утвержденным учредителем в пределах предоставленной ему законом компетенции. При этом устанавливающее соответствующий порядок Положения о порядке комплектования детьми муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденного приказом начальника ОМС "Управление образования г. Каменска-Уральского" от 24 февраля 2012 года N 71, является действующим и применяется на территории муниципального образования. Установленный учредителем порядок комплектования МДОУ распространяется в равной степени на всех лиц, поэтому не ограничивает круг лиц, которым предоставляется дошкольное образование, не создает препятствий в доступе к бесплатному дошкольному образованию для определенного круга лиц, в том числе и для несовершеннолетнего ( / / ).
Действительно, ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Вместе с тем, все гарантированные Конституцией Российской Федерацией права должны осуществляться гражданами с соблюдением принципа, установленного ст. 17 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В этой связи реализация конституционных прав на получение ребенком дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением указанного принципа, в частности, такая реализация права не должна нарушать права других детей, поставленных на очередь ранее ребенка истца, либо имеющих в соответствии с законом право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что отсутствием возможности определения ребенка в дошкольное образовательное учреждение затронуто и нарушено право истца на труд, ограничена ее возможность приступить к работе, отношения к праву на беспрепятственный доступ к дошкольному образованию ее малолетнего ребенка не имеет.
Доводы жалобы о том, что Администрация МО " ... " является надлежащим ответчиком, поскольку именно на него возложены функции по строительству новых образовательных учреждений, судебная коллегия считает основанными на неправильном толковании закона. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 32 Устава муниципального образования "г. Каменск-Уральский", п. 2.2 Положения об органе местного самоуправления "Управления образования г. Каменска-Уральского", утвержденного решением Каменск-Уральской городской Думы от 18 августа 2014 года N 306 функции по предоставлению места в МДОУ возложены на ОМС "Управление образования г. Каменска-Уральского".
Решение суда является законным и обоснованным.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 320, п.1 327.1, п. 1 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Синарского районного суда г.Каменска-Уральского Свердловской области от 05 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Перуновой Д.О. - Быков И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: Ковалева Т.И.
Судьи: Д.С. Ишенин
Е.Г. Седых
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.