Апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 17 февраля 2015 г. по делу N 33-97/2015
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: БАСОВА А.И.,
СУДЕЙ: ЕРШОВА К.Г.,
ПОЗДНЯКОВА С.И.,
при секретаре Давыдове А.А.,
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя командира войсковой части 10953 на решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 8 сентября 2014 года по заявлению
АЛЕКСЕЕВА Дениса Владимировича
об оспаривании действий командира войсковой части 10953, начальника управления кадров Западного военного округа (далее ЗВО) и руководителя Федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" (далее ЕРЦ), связанных с прекращением дополнительных выплат и удержанием ранее выплаченных денежных средств.
Заслушав доклад судьи Позднякова С.И., объяснения представителя командира войсковой части 10953 Козлова А.Н., поддержавшего апелляционную жалобу и представителя Алексеева Д.В. адвоката Маркина К.А., возражавшего против её удовлетворения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Приказом командира войсковой части 10953 от 31 января 2014 года N 5 Алексеев освобожден от исполнения обязанностей военной службы до исключения из списков личного состава и с 25 сентября 2013 года ему установлены к выплате: оклад по воинскому званию; оклад по воинской должности; ежемесячная надбавка за выслугу лет; районный коэффициент и процентная надбавка к денежному довольствию за военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним областях (л.д.43).
Основанием для издания указанного приказа послужило заключение военно-врачебной комиссии, утверждённое 25 сентября 2013 года, в котором содержится вывод о негодности Алексеева к военной службе и необходимости освобождения его от исполнения обязанностей военной службы на срок до исключения военнослужащего из списков личного состава (л.д.12-13).
Поводом для обращения Алексеева в суд послужило то обстоятельство, что в феврале 2014 года ЕРЦ ему было начислено и выплачено денежное довольствие без учёта ранее получаемых надбавок за классную квалификацию, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну и премии за добросовестное исполнение должностных обязанностей, а также произведён перерасчёт денежного довольствия.
Основанием для начисления и выплаты ЕРЦ Алексееву денежного довольствия в меньшем размере, чем он получал его до февраля 2014 года, послужили действия должностных лиц управления кадров ЗВО, которые, в связи с изданием командиром войсковой части 10953 приказа N 5 от 31 января 2014 года, ввели в единую базу данных сведения о сдаче заявителем дел и должности с 1 октября 2013 года.
Эти обстоятельства послужили основанием для заявления Алексеевым в суд требований о признании незаконными:
- приказа командира войсковой части 10953 от 31 января 2014 года N 5, в части касающейся установления заявителю с 25 сентября 2013 года состава и размера денежного довольствия без учета денежных надбавок за классную квалификацию, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну и премии за добросовестное исполнение должностных обязанностей;
- действий начальника управления кадров ЗВО, связанных с введением в единую базу данных информации о сдаче Алексеевым дел и должности с 1 октября 2013 года, с одновременным удалением дополнительных видов выплат с 2 октября 2013 года;
- произведённый в феврале 2014 года ЕРЦ перерасчёт денежного довольствия.
Удовлетворяя заявленные Алексеевым требования, гарнизонный военный суд признал незаконными действия командира войсковой части 10953 и руководителя ЕРЦ, связанные с уменьшением заявителю размера выплаты денежного довольствия с 1 октября 2013 года и возложил обязанность: на начальника управления кадров ЗВО удалить из единой базы данных информацию о сдаче Алексеевым дел и должности с 1 октября 2013 года с одновременным удалением дополнительных выплат с 2 октября 2013 года, возвратив предыдущую информацию относительно заявителя; на ЕРЦ - произвести перерасчет и выплатить Алексееву денежное довольствие, удержанное в феврале 2014 года.
Этим же решением гарнизонный военный суд отказал в удовлетворении требования Алексеева о возложении обязанности на ЕРЦ производить в дальнейшем выплату денежного довольствия с учётом права на получение денежных надбавок за классную квалификацию, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и премии за добросовестное исполнение должностных обязанностей.
Из оспариваемого решения гарнизонного военного суда видно, что вывод о неправомерности действий должностных лиц, связанных с уменьшением Алексееву размера денежного довольствия, основан на том обстоятельстве, что заявитель установленным порядком от занимаемой воинской должности не освобождался и в распоряжение не зачислялся.
Не соглашаясь с решением гарнизонного военного суда, представитель командира войсковой части 10953 в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение, отказав Алексееву в удовлетворении заявленных им требований. Обосновывая апелляционную жалобу, её автор пишет, что Алексеев, будучи назначенным приказом Министра обороны РФ N 2369 от 22 декабря 2012 года на воинскую должность с 1 декабря 2011 года, дела и должность не принимал и к исполнению обязанностей не приступал. Это обстоятельство, по мнению представителя должностного лица, свидетельствует об отсутствии оснований для установления заявителю дополнительных ежемесячных выплат и, в то же время, является основанием для удержания с него ранее выплаченных денежных средств, на получение которых у него не имелось права. Кроме того, автор жалобы утверждает, что срок для выплаты Алексееву надбавки за классную квалификацию закончился в ноябре 2013 года, а доступ заявителя к сведениям, составляющим государственную тайну был прекращён в первом полугодии 2012 года. Ссылаясь на п. 80 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооружённых Сил РФ, представитель должностного лица полагает, что премия заявителю не подлежит выплате в связи с тем, что он не принимал дела и должность и был освобождён от исполнения обязанностей военной службы.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд не находит оснований для отмены или изменения решения гарнизонного военного суда.
Согласно материалам дела, с декабря 2011 года командованием неоднократно предпринимались меры для приведения служебного положения Алексеева в соответствие с проводимыми организационно-штатными мероприятиями, в связи с чем, как Министром обороны РФ, так и командирами воинских частей, издавались приказы об освобождении заявителя от воинских должностей и назначении его на другие воинские должности, об исключении и включении в списки личного состава.
Вместе с тем, указанные приказы по различным основаниям решениями гарнизонных военных судов были признаны незаконными, нарушающими права заявителя, и в последующем - отменены.
Фактически на день возникновения спорных правоотношений, которые являются предметом рассмотрения в настоящем гражданском деле, Алексеев занимал воинскую должность офицера (по боевому управлению) пункта наведения авиации 589 радиотехнического батальона 334 радиотехнического полка 2 бригады воздушно-космической обороны 1 командования ВВС и ПВО Западного военного округа.
На указанную воинскую должность он был назначен с 1 декабря 2011 года приказом МО РФ N 2369 (?13) от 22 декабря 2012 года (л.д.161).
При таких обстоятельствах само по себе отсутствие приказа о приёме Алексеевым дел и должности, на которую он фактически был назначен "задним числом" в целях восстановления его нарушенных прав, не может служить основанием для вывода о незаконности производства ему дополнительных выплат, предусмотренных для военнослужащих, занимающих воинские должности.
Каких-либо доказательств о том, что служебное положение Алексеева после назначения на указанную должность, в том числе в связи с его неоднократным нахождением в медицинских учреждениях на обследовании и лечении, каким-либо образом менялось, в материалах дела не имеется.
Не изменилось служебно-должностное положение Алексеева и в связи с изданием командиром войсковой части 10953 приказа N 5 от 31 января 2014 года, поскольку в распоряжение по какому-либо основанию, в том числе предусмотренному п.п. "г" п. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы, он не зачислялся и от воинской должности не освобождался.
Не основано на нормах действующего законодательства и утверждение автора апелляционной жалобы о том, что истекли сроки для выплаты заявителю надбавки за классную квалификацию.
В соответствии с п. 46 "Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" надбавка за классную квалификацию выплачивается со дня присвоения (подтверждения) военнослужащим классной квалификации (квалификационной категории), оформленного приказом соответствующего командира (начальника), и по день окончания срока, на который присвоена (подтверждена) классная квалификация (квалификационная категория).
Сроки, на которые военнослужащим присваивается классная квалификация, установлены "Правилами присвоения, изменения и лишения классной квалификации в отношении военнослужащих", утверждёнными постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года N 1198 "О присвоении, изменении и лишении классной квалификации военнослужащих", согласно которым военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, классная квалификация присваивается (подтверждается) на следующие сроки:
- специалист третьего класса - на 2 года;
- специалист второго класса - на 3 года;
- специалист первого класса - на 3 года;
- мастер - на 3 года.
Из материалов дела видно, что Алексееву приказом командира войсковой части 10953 N 361 от 30 ноября 2011 года была присвоена классная квалификация специалист 2 класса (л.д.280).
Таким образом, классная квалификация Алексееву была присвоена до 30 ноября 2014 года.
В соответствии со ст. 48 "Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" выплата надбавки прекращается со дня лишения военнослужащего классной квалификации (квалификационной категории), оформленного приказом соответствующего командира (начальника).
Поскольку заявитель установленным порядком классной квалификации не лишался, оснований для прекращения ему выплаты надбавки за классную квалификацию в январе 2014 года не имелось.
Не основано на нормах действующего законодательства и убеждение автора апелляционной жалобы о том, что у Алексеева, на момент издания обжалуемого приказа, отсутствовало право на получение надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
Ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну предусмотрена п. 4 части 10 ст. 2 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", а её размер, как это следует из содержания части 11 этой же нормы, устанавливается Правительством Российской Федерации по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с п. 52 "Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации", прекращение выплаты этой надбавки обусловлено прекращением допуска к государственной тайне или прекращением доступа к сведениям, составляющим государственную тайну.
Согласно действующим в настоящее время разъяснениям Минздравсоцразвития РФ от 19 мая 2011 года N 408н "О порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны", которому дано такое право постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2006 года N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны", указанная процентная надбавка не выплачивается:
- гражданам, освобожденным от занимаемых должностей;
- гражданам, в отношении которых допуск к государственной тайне на постоянной основе прекращен;
- гражданам, освобожденным от работы на постоянной основе со сведениями, составляющими государственную тайну, приказом (распоряжением, указанием);
- гражданам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им установленного возраста;
- военнослужащим и лицам рядового и начальствующего состава, находящимся в распоряжении соответствующих командиров (начальников).
Поскольку Алексеев от занимаемой должности или от работы на постоянной основе со сведениями, составляющими государственную тайну, приказом соответствующего должностного лица не освобождался, и в распоряжение не зачислялся, оснований для прекращения ему выплаты указанной надбавки не имелось.
Не имелось перечисленных в п. 82 "Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" оснований и для прекращения Алексееву выплаты премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей.
При таких обстоятельствах изложенные представителем командира войсковой части 10953 в апелляционной жалобе доводы в обоснование правомерности прекращения Алексееву выплаты ежемесячных надбавок, сами по себе правового значения не имеют и не могут служить основанием для отмены или изменения решения гарнизонного военного суда.
С учётом изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 8 сентября 2014 года по заявлению АЛЕКСЕЕВА Дениса Владимировича об оспаривании действий командира войсковой части 10953, начальника управления кадров Западного военного округа и руководителя Федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации", связанных с прекращением дополнительных выплат и удержанием ранее выплаченных денежных средств, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.