Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Фединой Е.В.,
судей областного суда Булгаковой М.В., Коваленко А.И.,
при секретаре Михалёвой В.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу К.В.В. на решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 25 ноября 2014 года по гражданскому делу по иску К.В.В. к администрации города Оренбурга о признании незаконным отказа и возложении обязанности по постановке на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Фединой Е.В., пояснения К.В.В., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К.В.В. обратился с вышеназванным иском, указав, что (дата) он обратился к ответчику по вопросу принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Ответчик (дата) отказал ему на том основании, что он не подпадает под действие Программы в связи с тем, что он (истец) не был поставлен на учет в качестве нуждающихся граждан до 01 марта 2005 года.
Данное решение ответчика считает незаконным, грубо нарушающим его права.
Из органов внутренних дел он уволен по п."з" ст.19 ( ***). Выслуга лет на день увольнения в календарном исчислении составила 21 год 01 месяц 11 дней.
Просил суд признать незаконным отказ Управления жилищной политики администрации г.Оренбурга о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении; обязать Управление жилищной политики администрации г.Оренбурга признать его нуждающимся в жилом помещении и поставить на соответствующий учет.
В судебном заседании К.В.В. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика администрации г.Оренбурга Д.С.А. возражал против удовлетворения заявленных требований.
Решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 25 ноября 2014 года в удовлетворении исковых требований К.В.В. было отказано.
В апелляционной жалобе К.В.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель администрации г.Оренбурга, извещённый о времени и месте рассмотрения дела.
В силу положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела *** К.В.В. *** (дата) был уволен из органов внутренних дел в соответствии с Законом Российской Федерации " О милиции" по ст. 19 п. "з" ( ***).
Выслуга лет на день увольнения в календарном исчислении составляла 19 лет 05 месяцев 01 день, в льготном исчислении 21 год 01 месяц 11 дней.
На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления К.В.В. не состоял и не состоит, соответственно К.В.В. не является лицом, признанным в установленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Решением Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 05 марта 2014 года, вступившим в законную силу 22 мая 2014 года, К.В.В. был признан не приобретшим право пользования квартирой (адрес), выселен из указанного жилого помещения.
28 августа 2014 года К.В.В. обратился в управление жилищной политики администрации г. Оренбурга с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по программе, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы", в связи с тем, что он является пенсионером МВД с выслугой лет 21 год 01 месяц 11 дней (л.д.19), т.е. просил включить его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
24 сентября 2014 года К.В.В. администрацией г. Оренбурга было отказано в удовлетворении заявления на том основании, что он не был поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении до 01 марта 2005 года. Действующим законодательством не предусмотрен порядок принятия органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан данной категории (л.д.6-7).
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа"Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
Гражданами - участниками подпрограммы
"Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы являются:
граждане, имеющие право на получение социальной выплаты и принявшие решение участвовать в подпрограмме, предоставление социальной выплаты которым осуществляется федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принявшие решение участвовать в подпрограмме, обеспечение жилыми помещениями которых осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма), приобретенного (построенного) за счет субвенции, либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенции (далее - единовременная денежная выплата).
Право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством:
военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, а также граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйствования;
граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
граждане, прибывшие на постоянную работу по контракту в расположенные на территории комплекса "Байконур" организации, финансируемые за счет средств федерального бюджета, и увольняемые (уволенные) с работы на комплексе "Байконур", основаниями для увольнения которых являются (явились) выход на пенсию по возрасту, либо ликвидация предприятия (учреждения, организации), либо сокращение численности или штата работников, либо состояние здоровья;
граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;
граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При рассмотрении вопроса о включении в подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" (далее - Подпрограмма) в рамках реализации Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" должны учитываться: факт увольнения сотрудника органа внутренних дел со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями; продолжительность службы в календарном исчислении; содержание занимаемой должности из федерального бюджета; факт принятия сотрудника органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 января 2005 года.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 (ред. от 18 февраля 2013 г.) утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы (далее - Правила). Нормативный правовой акт опубликован в изданиях "Собрание законодательства Российской Федерации", 2006 г., N 13, "Российской газете", 5 апреля 2006 г.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил правом на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы обладают сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более (абзац третий); граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти (абзац седьмой).
Статьей 1 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2011 г., внесены изменения в Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". В частности, статья 15 дополнена пунктом 2.1, согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Изложена в новой редакции статья 15.1, определяющая норму предоставления площади жилого помещения и общую площадь жилого помещения. Статьей 2 - порядок и условия обеспечения жилыми помещениями, установленный для граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, распространены на некоторые другие категории граждан, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, в частности, на граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Согласно статье 4 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с данным Федеральным законом, изъявившим желание получить государственные жилищные сертификаты до дня вступления в силу данного Федерального закона, со дня вступления в силу данного Федерального закона выдача указанных сертификатов не производится. Такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции данного Федерального закона).
Таким образом, федеральный законодатель, предоставив соответствующим категориям граждан, уволенным с военной службы (службы), право на обеспечение жильем по их выбору в одной из трех форм (предоставление жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения), ввел такое условие возникновения данного права, как постановка до 1 января 2005 г. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления. Законоположения, содержащие указанное условие, являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, признавшего, что подобное правовое регулирование не может считаться нарушением конституционных прав и свобод граждан.
Пункт 2.1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" до 05 декабря 2014 г. звучал в следующей редакции: обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований К.В.В. о признании незаконным вышеуказанного отказа и возложении на администрацию г.Оренбурга обязанности по постановке на жилищный учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, суд пришёл к выводу о том, что истец не относится ни к одной из категорий граждан, имеющих право на участие в Федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы.
Оценив установленные по делу обстоятельства в совокупности с положениями действующего законодательства, регулирующим спорные правоотношения, принимая во внимание, что К.В.В. до 2005 года не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, судебная коллегия соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении исковых требований К.В.В.
Ссылка в апелляционной жалобе К.В.В. на Постановление Конституционного Суда РФ от 22 ноября 2013 года N25-П не является обоснованной, поскольку изложенная в данном Постановлении ситуация не является аналогичной ситуации, указанной в исковом заявлении К.В.В.
Довод апелляционной жалобы К.В.В ... о том, что он, согласно справке от (дата) N N, состоял на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении в в/ч N, являющейся отдельным гарнизоном на БАМе, не является основанием для отмены решения суда, поскольку данная справка не опровергает то обязательное условие, что он должен был состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении в органе местного самоуправления.
Довод жалобы истца о том, что он проходил службу в районе земель, относящихся к третьей категории радиоактивных загрязнений, также не является основанием для отмены решения суда, поскольку данный довод истцом при рассмотрении дела судом первой инстанции не заявлялся.
Доводы апелляционной жалобы касаются обстоятельств, установленных при рассмотрении спора по существу, сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, оснований для этого судебная коллегия не усматривает. При указанных обстоятельствах доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить поводом к отмене вынесенного решения.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 25 ноября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу К.В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.