Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Ярыгиной Е.Н.,
судей Никитиной А.И., Акчуриной Г.Ж.,
при секретаре Астафьевой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 3 декабря 2014 года по докладу судьи Ярыгиной Е.Н., апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Новосергиевский район Оренбургской области" на решение Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 30 сентября 2014 года по делу по исковому заявлению прокурора Новосергиевского района Оренбургской области, действующего в защиту интересов Аралбаевой ***, к администрации муниципального образования "Новосергиевский район Оренбургской области" об обязании предоставить специализированное жилое помещение по договору найма,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Новосергиевского района Оренбургской области, действуя в интересах Аралбаевой А.К., обратился в суд с иском, указав, что Аралбаева А.К., является лицом из числа детей-сирот, окончила образовательное учреждение, достигла совершеннолетия, своего жилья не имеет, жильем не обеспечена.
Просил обязать администрацию Муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области предоставить по договору найма специализированного жилого помещения Аралбаевой А.К. на семью из одного человека благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области, выделенных на эти цели.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Новосергиевского района Оренбургской области Тютюнник М.Н. исковые требования поддержала. Пояснила, что у сироты Аралбаевой А.К. возникло право на получение жилого помещения. В 2014 году Аралбаева А.К. окончила Аграрный техникум в (адрес). До настоящего времени жилье ей не предоставлено, у неё в собственности жилых помещений не имеется.
В судебное заседание истец Аралбаева А.К. не явилась, была извещена.
Представители ответчика администрации МО Новосергиевский район Оренбургской области, третьего лица- Правительства РФ в судебное заседание не явились, были извещены.
Решением Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 30 сентября 2014 года удовлетворены требования прокурора.
Суд обязал администрацию муниципального образования "Новосергиевский район Оренбургской области" предоставить по договору найма специализированного жилого помещения Аралбаевой А.К., (дата) года рождения, на семью из одного человека благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области, выделенных на эти цели.
На решение суда администрацией МО "Новосергиевский район Оренбургской области" подана апелляционная жалоба.
В суд апелляционной инстанции не явились прокурор Новосергиевского района Оренбургской области, Аралбаева А.К., представитель ответчика администрации МО Новосергиевский район Оренбургской области, представитель третьего лица Правительства Оренбургской области, были надлежаще извещены.
Заслушав судью докладчика, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что Аралбаева А.К. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, поскольку до достижения ею совершеннолетия ее мать - Аралбаева М.К. умерла (дата), а отец - Аралбаев К.М. умер (дата).
Согласно информации МКУ "Отдел образования МО Новосергиевский район Оренбургской области" Аралбаева А.К. была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (порядковый номер N по состоянию на (дата)).
Согласно диплому Аралбаева А.К. окончила (дата) филиал ГАОУ "Аграрный техникум" (адрес) по профессии ***
Аралбаева А.К. проживает и зарегистрирована по месту жительства по (адрес), однако жилого помещения на праве собственности или закрепленного по договору социального найма не имеет, то есть фактически является лицом, не обеспеченным жилым помещением до настоящего времени.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд обоснованно исходил из того, что материалами дела подтверждается наличие оснований для обеспечения Аралбаевой А.К. жилым помещением специализированного жилого фронда, в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ и Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции, действующей с 1 января 2013 года.
Судебная коллегия с выводом суда соглашается, так как он основан на установленных по делу обстоятельствах и нормах закона.
Статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 40 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность по созданию условий для реализации этого права.
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с положениями которого признан утратившим силу пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, предусматривавший предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа.Статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с 1 января 2013 года предусматривает, что детям указанной категории, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (п.1). Пунктом 3 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Из положений ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ следует, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации в новой редакции распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Поскольку Аралбаева А.К. до 1 января 2013 года не реализовала принадлежащее ей право на обеспечение жилым помещением, хотя и была поставлена на соответствующий учет для получения жилья, до настоящего времени не обеспечена жилым помещением, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд обоснованно применил к спорным правоотношениям положения приведенных выше правовых норм в редакции, действующей с 1 января 2013 года. В силу статьи 5 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Федеральным законом от 29 октября 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрен новый порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно указанным изменениям законодательства на органы государственной власти субъектов РФ возлагается основная ответственность за решение жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для реализации нового порядка обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц принят нормативно-правовой акт регионального значения, способствующий реализации положений федерального законодательства. В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ (в редакции от 27 февраля 2013 года) "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год (статья 6 названного Закона). Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования к администрации МО "Новосергиевский район", возложив обязанность предоставить Аралбаевой А.К. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений на ответчика.Доводы жалобы о нарушении прав других лиц, ранее поставленных на учет не состоятельны. Разрешение требований о предоставлении помещения на основании договора социального найма, предоставленного на законных основаниях, не ставится законом в зависимость от наличия либо отсутствия других лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.Доводы апелляционной жалобы мотивированные выводы суда не опровергают, сводятся исключительно к несогласию с ними, что не может служить основанием к отмене или изменению решения суда. При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным.Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,О П Р Е Д Е Л И Л А :
апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Новосергиевский район" Оренбургской области оставить без удовлетворения, решение Новосергиевского районного суда от 30 сентября 2014 года - без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.