ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 16 февраля 2015 г. N 3-3/2015
г.Вологда
Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой М.В.,
при секретаре Михеевой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Фокиной Т. А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
на основании договора аренды от "ДАТА" N ... Фокина Т.А. является арендатором земельного участка с кадастровым номером N ... , общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
"ДАТА" Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области проведена государственная регистрация указанного выше договора аренды земельного участка, зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним "ДАТА" за N ... в пользу арендатора Фокиной Т.А.
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 года N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области" утверждены результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области.
Приказ вступил в силу со дня официального опубликования, опубликован в официальном печатном издании Вологодской области газете "Красный Север" N 7 от 18 января 2013 года.
Результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области внесены в государственный кадастр недвижимости 10 февраля 2013 года.
Кадастровая стоимость арендуемого Фокиной Т.А. земельного участка с кадастровым номером N ... установлена в размере ... рублей 08 копеек.
Фокина Т.А., полагая, что результаты государственной кадастровой оценки арендуемого ею земельного участка нарушают её права и законные интересы, поскольку утвержденная кадастровая стоимость земельного участка, применяемая для исчисления размера арендной платы, значительно превышает его рыночную стоимость, обратилась в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В обоснование требований представила отчет об определении рыночной стоимости земельного участка от "ДАТА" N155/14, выполненный оценщиком индивидуальным предпринимателем К., являющимся членом саморегулируемой общероссийской общественной организации " ... ", согласно которому рыночная стоимость на дату кадастровой оценки ( "ДАТА") земельного участка с кадастровым номером N ... составила ... рублей.
Просила суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... , общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере рыночной стоимости, равной ... рублей; взыскать с ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области расходы по оплате: услуг оценщика - ... рублей; юридических услуг - ... рублей, государственной пошлины - ... рублей.
Определением судьи от 30 декабря 2014 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Департамент имущественных отношений Вологодской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области.
Заявитель Фокина Т.А. в судебном заседании требования поддержала. Полагала, что судебные расходы по оплате услуг оценщика, юридических услуг, государственной пошлины подлежат взысканию с Департамента имущественных отношений Вологодской области, как с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области.
Представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области по доверенности Ходнева Г.А., Департамента имущественных отношений Вологодской области по доверенности Веселова Е.Л. не возражали против удовлетворения требований в части установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости. Требования заявителя о взыскании судебных расходов не признали, указав, что нормы действующего законодательства не предусматривают взыскания судебных расходов с заинтересованного лица при рассмотрении дела в порядке особого производства.
Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом города Череповца в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в отзыве на заявление просил о рассмотрении дела без его участия, оставил разрешение требований на усмотрение суда (л.д.91).
Представитель заинтересованного лица ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не присутствовал.
Суд, заслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Статья 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает категории дел, которые судом рассматриваются в порядке особого производства, то есть в отсутствие спора о праве между заинтересованными лицами.
Основной целью особого производства является установление обстоятельств, имеющих юридическое значение, которые в дальнейшем могут повлиять на возникновение, изменение и прекращение личных и имущественных прав граждан и организаций, а в некоторых случаях - и признание определенных юридических последствий, связанных с установлением этих фактов.
Согласно части 2 статьи 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации федеральными законами к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела.
В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ (далее также Закон об оценочной деятельности) основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, в том числе, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости могут обратиться в суд физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности.
Поскольку целью рассмотрения дел данной категории является установление обстоятельств, имеющих юридическое значение в отсутствие спора о праве, они подлежат рассмотрению в порядке особого производства.
В соответствии с частью 1 статьи 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела особого производства рассматриваются и разрешаются судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой и главами 28 - 38 настоящего Кодекса.
Заявитель, не оспаривая достоверности сведений о кадастровой стоимости земельного участка, внесенных в государственный кадастр недвижимости (ГКН) органом кадастрового учета, просит установить его кадастровую стоимость равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 02 июня 2012 года, с целью корректировки своих обязательств по оплате арендных платежей.
В силу абзаца 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Распоряжение земельным участком с кадастровым номером N ... осуществляется Комитетом по управлению имуществом города Череповца, на территории которого он расположен.
Частью 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение вышеуказанных правовых норм постановлением Правительства Вологодской области от 02 декабря 2013 года N 1239 "Об утверждении Положения об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области" утвержден порядок определения размера арендной платы, которым предусмотрено исчисление годового размера арендной платы за использование земельного участка по формуле, исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с пунктом 2.2. указанного порядка, ставки арендной платы и коэффициенты в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, на территории которых расположены земельные участки.
Ранее, постановлением Правительства Вологодской области от 17 декабря 2012 года N 1499 "Об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, на 2013 год" были установлены на 2013 год ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, в процентах от кадастровой стоимости земельных участков (пункт 1).
Следовательно, если арендная плата за арендуемый земельный участок зависит от его кадастровой стоимости, то и обязательства арендатора такого земельного участка напрямую зависят от того, какова кадастровая стоимость арендуемого им земельного участка, в связи с чем, заявитель, будучи арендатором земельного участка, вправе защищать свои права посредством оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, поскольку права и обязанности заявителя напрямую зависят от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности Фокиной Т.А., что в силу абзаца 2 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности дает ей право на обращение в суд с заявлением об оспаривании этих результатов.
В силу части 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно части 5 указанной статьи для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с частью 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, которая в свою очередь устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (часть 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 3 Закона об оценочной деятельности (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ) определено понятие кадастровой стоимости, под которой понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
При этом пунктом 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 года N 255 (в редакции Приказа Минэкономразвития РФ от 22 октября 2010 года N 509) установлено, что при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в соответствии с приведенными выше нормами Закона об оценочной деятельности и Федерального стандарта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Изложенное свидетельствует о том, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ) прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, установление которой и является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что законодательство прямо допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 3.1.6 Положения о Департаменте имущественных отношений Вологодской области (утверждено постановлением Правительства Вологодской области от 24 июля 2012 года N871) к полномочиям Департамента отнесено принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки земельных участков и утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков; решения о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости, и утверждении результатов определения кадастровой стоимости таких объектов недвижимости.
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 года N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области" кадастровая оценка земель, в том числе земельного участка, арендуемого заявителем, проведена по состоянию на 02 июня 2012 года.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В качестве доказательства рыночной стоимости земельного участка заявителем представлен отчет по определению рыночной стоимости земельного участка от "ДАТА" N155/14, выполненный оценщиком индивидуальным предпринимателем К., являющимся членом саморегулируемой общероссийской общественной организации " ... " на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (02 июня 2012 года).
Представленное заявителем кроме того экспертное заключение Общероссийской общественной организации " ФИО1 общество оценщиков" от "ДАТА" N ... на отчет оценщика К. от "ДАТА" N155/14 подтверждает соответствие данного отчета требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, а также требованиям Федерального стандарта оценки, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20 июля 2007 года N 254.
Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения содержащейся в нем информации и статистического анализа данных о рыночной стоимости земельного участка, отвечает предъявляемым к нему законодательным требованиям, а потому признает его допустимым и достоверным доказательством действительной рыночной стоимости земельного участка.
При указанных обстоятельствах кадастровая стоимость земельного участка может быть пересмотрена и установлена в размере рыночной стоимости на основании отчета оценщика К. от "ДАТА" N155/14, а потому требования заявителя подлежат удовлетворению.
Заявитель кроме того ставит вопрос о возмещении ему затрат по оплате оценки рыночной стоимости земельного участка и экспертизы в отношении представленного отчета об оценке, расходов на оплату юридических услуг и государственной пошлины, в обоснование которых представляет суду договор на проведение оценки от "ДАТА" N 155/14, заключенный между Фокиной Т.А. и ИП К., квитанции от 08 октября 2014 года и 26 ноября 2014 года об оплате оценки рыночной стоимости земельного участка на общую сумму ... рублей, договор возмездного оказания юридических услуг и квитанцию от 24 декабря 2014 на сумму ... рублей, квитанцию от 25 декабря 2014 года об оплате госпошлины на сумму ... рублей.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Согласно статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, к которым на основании статьи 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относятся в числе прочих расходы на оплату услуг представителей.
В соответствии с частью 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Судом установлено, что Фокина Т.А. для оказания ей юридической помощи при рассмотрении настоящего дела "ДАТА" заключила с индивидуальным предпринимателем Петровой Е.В. договор об оказании юридических услуг. Предметом договора являлось оказание юридических услуг по составлению искового заявления по переоценке кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N ...
Стоимость услуг определена в размере ... рублей, Фокиной Т.А. произведена полная оплата по договору, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру от "ДАТА" N ... (л.д.85 - 86).
Поскольку гражданским процессуальным законодательством не установлено каких-либо изъятий из общего правила о распределении судебных расходов между сторонами по делам, рассматриваемым в порядке особого производства, учитывая обоснованность заявленных требований, понесенные Фокиной Т.А. расходы по оплате юридических услуг в размере ... рублей, которые суд находит отвечающими требованиям разумности и справедливости, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере ... рублей подлежат взысканию с заинтересованного лица по настоящему делу - Департамента имущественных отношений Вологодской области, как органа исполнительной государственной власти области, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области.
Положения Налогового кодекса Российской Федерации, освобождающие государственные органы от уплаты государственной пошлины в бюджет (пункт 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации), случаи возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение суда, не регулируют и в данных правоотношениях не применяются, поскольку в этом случае с органа государственной власти взыскивается не государственная пошлина в доход соответствующего бюджета, а судебные расходы, понесенные гражданином в связи с рассмотрением дела по его заявлению.
Кроме того, поскольку установление кадастровой стоимости в размере рыночной отнесено законодателем к категории дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (пункт 8 части 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности), суд полагает возможным при разрешении вопроса о взыскании судебных расходов по таким делам руководствоваться разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данными им в пункте 29 постановления от 10 февраля 2009 года N 2 (в редакции от 09 февраля 2012 года) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", согласно которым поскольку главами 23 и 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом в соответствии с правилами, предусмотренными главой 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть на общих основаниях.
Ввиду того, что услуги оценщика К. по определению рыночной стоимости земельного участка и проведению экспертизы отчета оценщика в саморегулируемой организации оценщиков оказаны заявителю в досудебном порядке, заявленные расходы понесены Фокиной Т.А. во исполнение обязанности по предоставлению доказательств, предусмотренных статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности, в связи с чем, расходы, связанные с оказанием названных услуг, не могут быть квалифицированы, как судебные издержки, и не подлежат возмещению в рамках настоящего дела.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
заявление Фокиной Т. А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить.
Пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: восстановление жилого дома, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: "адрес", установив ее в размере его рыночной стоимости, равной ... рублей.
Требования Фокиной Т. А. о возмещении судебных расходов удовлетворить частично.
Взыскать с Департамента имущественных отношений Вологодской области в пользу Фокиной Т. А. расходы по оплате юридических услуг в размере ... рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере ... рублей.
В удовлетворении требований Фокиной Т. А. о возмещении расходов, связанных с определением рыночной стоимости земельного участка и получением экспертного заключения в отношении отчета об оценке - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Соколова
Мотивированное решение изготовлено 20 февраля 2015 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.