Судья Магаданского областного суда Адаркин И.А., рассмотрев 12 февраля 2015 года в открытом судебном заседании в городе Магадане, в помещении Магаданского областного суда, жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Иванова С.Е. на постановление судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 12 декабря 2014 года, которым к административной ответственности по части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ответственности в виде административного штрафа в размере " ... " руб., привлечен:
Иванов С.Е., " ... ",
с участием: защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - Берендеева П.Б.,
представителя административного органа - государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов Пограничного управления ФСБ России по Магаданской области Колоусова С.Э.,
при секретаре судебного заседания Курышевой П.С.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 12 декабря 2014 года к административной ответственности по части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде административного штрафа в однократном размере стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, в размере " ... " руб., без конфискации судна и иных орудий совершения административного правонарушения, привлечен капитан судна СП-10 Иванов С.Е., работающий в ООО " "1"".
Не согласившись с указанным постановлением, Иванов С.Е. обжаловал его в Магаданский областной суд.
В жалобе поставлен вопрос об отмене постановления судьи как незаконного и прекращении производства по делу об административном правонарушении ввиду отсутствия состава правонарушения.
В обоснование доводов жалобы указано, что заявитель, как капитан судна СП-10, не осуществлял перегрузки сельди (наживы) в отсутствие должностного лица органа охраны, поскольку перегрузка осуществлялась ООО " "2"", силами и средствами судна СРТМ " " ... "".
Считает, что обязанность принятия мер по обеспечению присутствия должностного лица органа охраны лежало на ООО " "2"", которое являлось владельцем сельди (наживы) и непосредственно осуществляло перегруз.
Обращает внимание на то, что действующим законодательством не предусмотрена процедура уведомления органов охраны о перегрузке водных биоресурсов.
Указывает, что поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что перегружавшаяся сельдь (нажива) добыта (выловлена) на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации, то отсутствовали основания для применения положений пункта 5 статьи 12.4 Федерального закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" и пункта 1.3 Положения о порядке осуществления государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов, утвержденного Приказом ФСБ N 569 от 26.09.2005 года, устанавливающих обязанность осуществления перегрузки водных биологических ресурсов в присутствии должностного лица органа охраны.
В связи с изложенным, по мнению заявителя, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник настаивал на доводах жалобы в полном объеме, привел доводы, изложенные в жалобе.
Представитель административного органа полагал вынесенное по делу об административном правонарушении постановление законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам жалобы.
Исследовав в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от одного до полуторакратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
Отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (далее - водные биоресурсы) регулируются, в том числе, Федеральными законами от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации"
Исходя из положений указанных Федеральных законов, необходимыми условиями законного ведения промысла водных биоресурсов (рыболовства) являются получение соответствующих разрешительных документов (в случаях, когда установлена необходимость их получения), выполнение обязанностей и соблюдение предусмотренных законодательством ограничений, обязательных при осуществлении конкретной деятельности в рамках вида рыболовства.
С учетом этого невыполнение лицами, осуществляющими рыболовство, одного или нескольких из предусмотренных требований влечет административную ответственность на основании части 2 статьи 8.17 КоАП РФ.
Статья 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" определяет понятие рыболовства не только как деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов, но и в предусмотренных данным Законом случаях, как деятельность по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих ресурсов.
Так, в соответствии с указанной нормой промышленное рыболовство - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов; прибрежное рыболовство - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, приемке, обработке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов в определенные органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации места доставки на территориях этих субъектов, в том числе в морские порты Российской Федерации, а в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях перегрузка уловов водных биоресурсов и производство на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
Улов водных биоресурсов, в соответствии с пунктом 21 указанной статьи Закона - это живые, свежие, охлажденные, замороженные или обработанные водные биоресурсы, определенный объем которых добывается (вылавливается) при осуществлении промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства или в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях иных видов рыболовства.
Действия (бездействие), совершенные в пределах континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и выразившиеся в несоблюдении или ненадлежащем соблюдении правил добычи (вылова) водных биоресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление рыболовства в этих морских пространствах, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" - водные биологические ресурсы (живые ресурсы) исключительной экономической зоны (далее - водные биоресурсы) - рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы, за исключением живых организмов "сидячих видов" морского дна и его недр, использование которых регулируется Федеральным законом от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации".
В части 1 статьи 12.4 Федерального закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" установлено, что лица, осуществляющие рыболовство в исключительной экономической зоне, имеют право осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов, а также в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", приемку, обработку, перегрузку, транспортировку, хранение и выгрузку уловов водных биоресурсов, производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
Из положений части 5 статьи 12.4 Федерального закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" следует, что погрузка, выгрузка, перегрузка уловов водных биоресурсов, рыбной продукции и иной продукции из водных биоресурсов должны осуществляться в присутствии должностного лица органа охраны.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 августа 1997 г. N 950 "О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере", Федеральным законом от 03.04.1995 года N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" на Федеральную пограничную службу Российской Федерации возложено решение задач по обеспечению охраны биологических ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также по осуществлению государственного контроля в этой сфере.
Как следует из содержания пункта 1.3 "Положения о порядке осуществления государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов", утв. Приказом ФСБ РФ от 26.09.2005 N 569 основными объектами государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов являются российские и иностранные физические и юридические лица (пользователи морских биологических ресурсов), осуществляющие, в том числе, погрузку, выгрузку, перегрузку морских биологических ресурсов, добытых (выловленных) на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и продуктов их переработки на другие суда.
Таким образом, в соответствии с приведенными выше нормами законодательства, действия по перегрузке улова водных биоресурсов и продуктов их переработки на другие суда в исключительной экономической зоне Российской Федерации должны осуществляться в присутствии должностного лица органа охраны в случае добычи (вылова) морских биологических ресурсов на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на принадлежащее ООО " "1"" судно СП-10, под управлением капитана Иванова С.Е. 3 сентября 2014 года была осуществлена погрузка сельди тихоокеанской (наживы) в количестве 50 011 кг (3847 мест, вес одного места 13 кг) в целях перевозки груза, принадлежащего ООО " "2"", для передачи на СРТМ " " ... "".
4 сентября 2014 года в период времени с 04 часа 00 минут по 12 час 15 мин (Магаданское время) в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Охотском море в координатах " ... "° " ... "; " ... " с.ш., " ... "° " ... "; " ... " в.д., в отсутствие должностных лиц пограничных органов ФСБ России была осуществлена перегрузка сельди тихоокеанской (наживы) в количестве 50 011 кг с судна СП-10, судовладелец ООО " "1"", на судно СРТМ " " ... "", судовладелец ООО " "2"".
Вменяя Иванову С.Е. нарушение правил, регламентирующих осуществление рыболовства в исключительной экономической зоне Российской Федерации, административный орган не представил в материалы дела каких-либо доказательства добычи указанным должностным лицом водных биоресурсов - рыбной продукции - сельди (наживы) на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что сельдь тихоокеанская (нажива) в количестве 50 011 кг, перегрузка которой осуществлена в отсутствии должностного лица органа охраны, добыта (выловлена) на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Учитывая данные положения, не может быть признана бесспорно доказанной вина Иванова С.Е. в нарушение правил, регламентирующих осуществление рыболовства в исключительной экономической зоне Российской Федерации, то есть в совершении вменяемого правонарушения.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В ходе производства по делу об административном правонарушении не доказаны обстоятельства совершения капитаном судна СП-10 Ивановым С.Е. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ.
На основании исследованных материалов дела и пояснений данных в судебном заседании при рассмотрении жалобы, прихожу к выводу о том, что достаточных доказательств, подтверждающих обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление, не имеется.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ суд, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносит решение об отмене постановления и прекращении производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Поскольку при рассмотрении дела по жалобе установлено, что постановление о признании виновным и назначении административного наказания капитану судна СП-10 Иванову С.Е. по части 2 статьи 8.17 КоАП РФ было вынесено в отсутствие доказательств, подтверждающих обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление, жалоба подлежит удовлетворению, постановление судьи отмене, производство по делу прекращению.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 12 декабря 2014 года отменить, производство по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении капитана судна СП-10 Иванова С.Е. прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 КоАП РФ, лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, должностным лицом, вынесшим постановление или направившим дело на рассмотрение судье, либо опротестовано прокурором.
Судья И.А. Адаркин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.