Верховный Суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Коваленко С.В.
при секретаре Поповой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Михайловой Г.Ю. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости и внесении изменений в государственный кадастр недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Михайлова Г.Ю., являясь собственником земельного участка с кадастровым номером ( ... ), площадью ( ... ) кв.м, расположенного в ( ... ), обратилась с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") об установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка равной его рыночной стоимости - ( ... ) руб. по состоянию на ( ... ) и внесении соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости по названному объекту права.
Определением судьи Верховного Суда Республики Карелия от ( ... ) данное исковое заявление принято к производству для рассмотрения по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главой 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем процессуальный статус Михайловой Г.Ю. определен в качестве заявителя, а Правительства Республики Карелия, ФГБУ "ФКП Росреестра", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее - Управление Росреестра по Республике Карелия), администрации Пряжинского городского поселения - в качестве заинтересованных лиц.
В судебном заседании представитель заявителя Власов К.С. заявление поддержал. Представитель заинтересованного лица ФГБУ "ФКП Росреестра" Литусова А.И. и представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Республике Карелия Дмитриева Е.А. вопрос относительно удовлетворения заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости оставили на усмотрение суда, пояснив, что претензий и замечаний к представленным заявителем отчету и положительному заключению не имеется.
Заявитель Михайлова Г.Ю., представители Правительства Республики Карелия и администрации Пряжинского городского поселения, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Согласно отзыву на заявление Правительство Республики Карелия полагает производство по настоящему делу подлежащим прекращению на основании статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с подведомственностью вопроса установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости арбитражному суду с учетом субъектного состава участвующих в деле лиц (заявитель имеет статус индивидуального предпринимателя). Кроме того, результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденные постановлением Правительства Республики Карелия, не могут быть оспорены в порядке статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Заслушав объяснения явившихся представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, показания свидетеля, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Михайлова Г.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым номером ( ... ), площадью ( ... ) кв.м, расположенного в ( ... ), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии ( ... ) N ( ... ) от ( ... ).
На момент образования данного земельного участка его кадастровая стоимость по состоянию на ( ... ) составляла ( ... ) руб. исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 15.05.2013 N158-П, в размере ( ... ) руб./кв.м.
Земельный участок с кадастровым номером ( ... ) на момент государственной кадастровой оценки образован не был.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Заявитель как собственник земельного участка по смыслу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признается плательщиком земельного налога в отношении спорного участка. При этом в силу статьи 390 названного Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
При этом пунктом 3 статьи 66 названного Кодекса (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N4)", утвержденному приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (пункт 3).
Преимущество применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.
В то же время установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, в том числе в целях налогообложения, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются, в том числе, отчет в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Из части 3 статьи 16 Закона о кадастре следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в части 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.
Таким образом, по смыслу вышеназванных положений закона предусматривается возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно на произвольную дату.
Учитывая, что статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, то Михайлова Г.Ю. обоснованно представила отчет независимого оценщика с определением рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ( ... ).
Согласно представленному отчету N ( ... ) от ( ... ) об оценке рыночной стоимости земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и обслуживания торгово-развлекательного центра, общая площадь ( ... ) кв.м, адрес (местонахождение) объекта: ( ... ), кадастровый номер ( ... ), выполненному оценщиком ИП Б.Е.А., рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на ( ... ) равна ( ... ) руб.
В соответствии с пунктом 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N222, в случае, когда образование нового земельного участка произошло после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанного земельного участка определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
В связи с изложенным и образованием земельного участка заявителя после государственной кадастровой оценки дата, на которую определена рыночная стоимость земельного участка ( ( ... )), является обоснованной.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В силу статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям указанного Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.
В соответствии с экспертным заключением некоммерческого партнерства " ( ... )" N ( ... ) от ( ... ) отчет N ( ... ) от ( ... ) соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Выслушав объяснения оценщика ИП Б.Е.А., опрошенной в качестве свидетеля, отсутствие у заинтересованных лиц по делу каких-либо ходатайств, суд полагает, что оснований для проведения дополнительной экспертизы и переоценки представленного отчета не имеется.
Поскольку установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, суд приходит к выводу, что сведения в государственный кадастр недвижимости в отношении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости должны быть внесены ФГБУ "ФКП Росреестра" с момента вступления в силу настоящего судебного акта.
В силу норм Закона о кадастре орган кадастрового учета обязан вносить изменения сведений в государственный кадастр недвижимости, в том числе и о кадастровой стоимости земельного участка, при наличии соответствующего решения суда, в связи с чем, принимая во внимание приказ Росреестра от 11.03.2010 NП/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", орган кадастрового учета является исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
Доводы Правительства Республики Карелия о том, что рассматриваемое дело подведомственно арбитражному суду, не основаны на нормах действующего с учетом Федерального закона от 04.06.2014 N143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами" законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
заявление Михайловой Г.Ю. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ( ... ), площадью ( ... ) кв.м, расположенного в ( ... ), равной его рыночной стоимости в размере ( ... ) рублей по состоянию на ( ... ).
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Карелия внести в государственный кадастр недвижимости сведения об установленной судом кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ( ... ), площадью ( ... ) кв.м, расположенного в ( ... ), равной его рыночной стоимости в размере ( ... ) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Верховный Суд Республики Карелия.
Судья
С.В.Коваленко
Решение в окончательной форме изготовлено 24 февраля 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.