Верховный Суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Коваленко С.В.
при секретаре Поповой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Иоланта" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Иоланта" обратилось в суд к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") с иском об установлении кадастровой стоимости переданного администрацией Сортавальского муниципального района в аренду земельного участка с кадастровым номером ( ... ), площадью ( ... ) кв.м, расположенного в ( ... ), в размере его рыночной стоимости - ( ... ) руб., определенной по состоянию на ( ... ).
Определением судьи Верховного Суда Республики Карелия от ( ... ) данное исковое заявление принято к производству для рассмотрения по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главой 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем процессуальный статус ООО "Иоланта" определен в качестве заявителя, а Правительства Республики Карелия, ФГБУ "ФКП Росреестра", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее - Управление Росреестра по Республике Карелия), администрации Сортавальского муниципального района - в качестве заинтересованных лиц.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ФГБУ "ФКП Росреестра" Литусова А.И. и представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Республике Карелия Дмитриева Е.А. вопрос относительно удовлетворения заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости оставили на усмотрение суда, пояснив, что претензий и замечаний к представленным заявителем отчету и положительному заключению не имеется.
Представители ООО "Иоланта", Правительства Республики Карелия и администрации Сортавальского муниципального района, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Согласно отзыву на заявление Правительство Республики Карелия полагает производство по настоящему делу подлежащим прекращению на основании статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с подведомственностью вопроса установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости арбитражному суду с учетом субъектного состава участвующих в деле лиц (заявитель имеет статус юридического лица). Кроме того, результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденные постановлением Правительства Республики Карелия, не могут быть оспорены в порядке статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Администрация Сортавальского муниципального района в отзыве на заявление указала об оставлении вопроса об удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости на усмотрение суда.
Заслушав объяснения явившихся представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ООО "Иоланта" арендует по договору с администрацией Сортавальского муниципального района земельный участок с кадастровым номером ( ... ), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под площадку для обучения вождению и территорию обслуживания, площадью ( ... ) кв.м, расположенный в ( ... ).
Кадастровая стоимость указанного земельного участка, сведения о котором содержались в государственном кадастре недвижимости на ( ... ), определена в размере ( ... ) руб. в результате проведения в ( ... ) гг. работ по актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Карелия на основании государственного контракта от 25 декабря 2009 г. N169Д. По результатам проведения работ составлен отчет N ( ... ) от ( ... ) об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Карелия. Результаты оценки утверждены постановлением Правительства Республики Карелия от 15.05.2013 N158-П.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 названного Кодекса для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
При этом пунктом 3 статьи 66 названного Кодекса (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N4)", утвержденному приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (пункт 3).
Преимущество применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.
В то же время установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, в том числе в целях налогообложения, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются, в том числе, отчет в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Из части 3 статьи 16 Закона о кадастре следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в части 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.
Таким образом, по смыслу вышеназванных положений закона предусматривается возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно на произвольную дату.
Учитывая, что статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, то ООО "Иоланта" обоснованно представило отчет независимого оценщика с определением рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ( ... ).
Согласно представленному отчету N ( ... ) от ( ... ) об оценке рыночной стоимости земельного участка, земельного участка площадью ( ... ) кв.м, кадастровый номер ( ... ), расположенного по адресу: ( ... ), выполненному оценщиком ООО " ( ... )", рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на ( ... ) равна ( ... ) руб.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В силу статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям указанного Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.
В соответствии с экспертным заключением саморегулируемой организации оценщиков " ( ... )" N ( ... ) от ( ... ) отчет N ( ... ) от ( ... ) соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Суд полагает, что оснований для проведения дополнительной экспертизы и переоценки отчета, представленного, не имеется.
Поскольку установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, суд приходит к выводу, что сведения в государственный кадастр недвижимости в отношении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости должны быть внесены ФГБУ "ФКП Росреестра" с момента вступления в силу настоящего судебного акта.
В силу норм Закона о кадастре орган кадастрового учета обязан вносить изменения сведений в государственный кадастр недвижимости, в том числе и о кадастровой стоимости земельного участка, при наличии соответствующего решения суда, в связи с чем, принимая во внимание приказ Росреестра от 11.03.2010 NП/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", орган кадастрового учета является исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
Доводы Правительства Республики Карелия о том, что рассматриваемое дело подведомственно арбитражному суду, не основаны на нормах действующего с учетом Федерального закона от 04.06.2014 N143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами" законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
заявление общества с ограниченной ответственностью "Иоланта" удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ( ... ), площадью ( ... ) кв.м, расположенного в ( ... ), равной его рыночной стоимости в размере ( ... ) рублей по состоянию на ( ... ).
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Карелия внести в государственный кадастр недвижимости сведения об установленной судом кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ( ... ), площадью ( ... ) кв.м, расположенного в ( ... ), равной его рыночной стоимости в размере ( ... ) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Верховный Суд Республики Карелия.
Судья
С.В.Коваленко
Решение в окончательной форме изготовлено 24 февраля 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.