Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Рочевой Е.С.
судей Глушенко Н.О., Савельевой Н.В.
при секретаре Мариной Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика администрации Коверского сельского поселения на решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 06 октября 2014 года по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Олонецкое ЛПХ", администрации Коверского сельского поселения о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки.
Заслушав доклад судьи Глушенко Н.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карельский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском о возложении на ответчиков обязанности по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территории Коверского сельского поселения в выделах ( ... ) и ( ... ) квартала ( ... ) ( ... ) участкового лесничества ориентировочной площадью ( ... ) кв.м и ( ... ) кв.м соответственно.
В ходе судебного разбирательства прокурор дополнил исковые требования, просил установить срок исполнения решения суда - 30 дней со дня вступления в законную силу.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечены: ГКУ Республики Карелия "Олонецкое центральное лесничество", Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, администрация Олонецкого национального муниципального района.
Решением суда иск удовлетворен. Суд обязал ООО "Олонецкое ЛПХ" и администрацию Коверского сельского поселения ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные в выделах ( ... ) и ( ... ) квартала ( ... ) ( ... ) участкового лесничества, ориентировочной площадью ( ... ) кв.м и ( ... ) кв.м соответственно. Установил срок для исполнения решения суда - 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу. С ООО "Олонецкое ЛПХ" в доход бюджета Олонецкого национального муниципального района Республики Карелия взыскана государственная пошлина в размере 200 руб.
С данным решением не согласна администрация Коверского сельского поселения. В апелляционной жалобе просит решение суда в части возложения обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на администрацию Коверского сельского поселения отменить. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что согласно ч. 2 ст. 616 Гражданского кодекса РФ, п. 4 ч. 1 ст. 55 Лесного кодекса РФ, положений ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ и иных правовых актов, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на арендатора, поскольку на него возложена обязанность по содержанию арендованного лесного участка. Законами РФ "Об отходах производства и потребления" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к полномочиям поселения относится организация сбора и вывоза мусора. Указывает, что договором аренды предусмотрена обязанность по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий, лесовосстановления и по уходу за лесом на лесном участке. Поскольку зафиксированная несанкционированная свалка расположена на лесном участке, арендуемом ООО "Олонецкое ЛПХ", требования о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки к данной организации правомерны.
Третьим лицом ГКУ РК "Олонецкое центральное лесничество" представлены возражения на жалобу, в которых выражено согласие с постановленным решением, так как обязанность по ликвидации свалок правомерно возложена на орган местного самоуправления поселения и на арендатора земельного участка.
Карельским межрайонным природоохранным прокурором представлены возражения на жалобу ответчика, просит оставить решение суда без изменения.
Представитель ответчика администрации Коверского сельского поселения в судебное заседание не явился, извещен о дне слушания дела.
Прокурор Саввина Л.Ю. возражала против доводов апелляционной жалобы, полагала решение подлежащим оставлению без изменения.
Представитель ответчика ООО "Олонецкое ЛПХ" в судебное заседание не явился, извещен о дне слушания дела.
Представитель третьего лица Министерства по природопользованию и экологии РК Бочинский О.А. возражал против доводов жалобы.
Представители третьих лиц администрации Олонецкого национального муниципального района, ГКУ РК "Олонецкое центральное лесничество" в судебное заседание не явились, извещены о дне и месте слушания дела.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений к ней, заслушав прокурора, представителя третьего лица, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассматривается судом апелляционной инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, установлено, что в квартале ( ... ) выделах ( ... ) и ( ... ) Олонецкого участкового лесничества находятся несанкционированные свалки отходов ориентировочной площадью ( ... ) кв.м и ( ... ) кв.м соответственно, состоящие из бытовых отходов и строительного мусора. Лица, виновные в образовании данных свалок, не установлены, свалки до настоящего времени не ликвидированы. Свалки располагаются на территории Коверского сельского поселения Олонецкого национального муниципального района РК.
Земельный участок, на котором обнаружены несанкционированные свалки, относится к землям лесного фонда и передан ООО "Олонецкое ЛПХ" на основании договора аренды лесного участка от ( ... ) в редакции дополнительных соглашений от ( ... ), ( ... ), ( ... ), арендатором лесного участка, на котором расположены данные свалки, является ООО "Олонецкий ЛПХ".
Пунктом ( ... ) договора аренды (в редакции от ( ... )) арендатор обязан соблюдать требования Правил санитарной безопасности в лесах РФ, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, в т.ч. очистку лесов от захламления, загрязнениях иного негативного воздействия, на лесном участке, переданном в аренду, принимать меры по рекультивации и ликвидации своими силами и за свой счет свалок (не оформленных в установленном законом порядке) производственных отходов своей деятельности в пределах арендуемой территории свалок бытовых отходов, возникших по вине арендатора.
С учетом установленных по делу обстоятельств, исследованных доказательств, положений ст. 42 Конституции РФ, ст.ст. 3, 4, 7, 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.ст. 51, 55, 83 Лесного кодекса РФ, ст.ст. 12, 13, 42 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действующей на момент принятия решения до вступления в силу Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ), Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414 (п.4), а также примечания к п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", следует признать правильным решение суда об удовлетворении заявленных требований и определении надлежащих ответчиков по делу в лице администрации Ковесркого сельского поселения и ООО "Олонецкое ЛПХ".
При этом суд верно исходил из того, что в силу указанных законоположений организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения, несанкционированные же свалки находятся в границах Коверского сельского поселения. Сам по себе факт передачи в аренду лесного участка не освобождает органы местного самоуправления сельского поселения от возложенных действующим законодательством обязанностей, в т.ч. от обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов. В свою очередь, ООО "Олонецкое ЛПХ", будучи арендатором лесного участка, обязано принимать меры санитарной безопасности, в т.ч. осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия. Обязанность арендатора лесного участка (как лица, ответственного за проведение санитарно-оздоровительных мероприятий на арендованном лесном участке) принимать меры, в т.ч. и к ликвидации несанкционированных свалок производственных и бытовых отходов, предусмотрена действующим законодательством, вытекает из смысла вышеобозначенных норм.
Учитывая объемы свалки, площадь земельного участка, занятого свалкой, суд установил разумный и достаточный срок для исполнения решения суда.
Доводы жалобы ответчика администрации Коверского сельского поселения об отсутствии обязанности по ликвидации свалок бытовых и иных отходов на переданной в аренду территории лесного фонда, не могут быть учтены судебной коллегией и подлежат отклонению как несостоятельные, основаны на ошибочном понимании стороной ответчика вышеуказанных норм действующего законодательства, не влекут отмену состоявшегося судебного постановления. Кроме того, доводы жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, повторяют правовую позицию ответчика, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, и не свидетельствуют о наличии оснований, в пределах действия ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, к его отмене.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основанным на правильном применении и толковании судом норм материального права, оснований к отмене решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 06 октября 2014 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации Коверского сельского поселения - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.