Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Роговой И.В.,
судей Стыцюн С.А., Степановой Т.Г.
при секретаре Тупиной Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 20.10.2014 по иску Каган Л. Н. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия о восстановлении выплаты пенсии на территории Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Стыцюн С.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Каган Л.Н. обратилась в суд по тем основаниям, что с ХХ.ХХ.ХХ получала пенсию по старости, что подтверждается копией трудовой книжки, оригинал которой не сохранился в связи с произошедшим в ХХ.ХХ.ХХ году затоплением архива. В ХХ.ХХ.ХХ году Каган Л.Н., являвшаяся гражданкой РСФСР, выехала на постоянное место жительства в государство ( ... ). При выезде на постоянное место жительства в другое государство, пенсионным органом была приостановлена выплата пенсии на весь период проживания за границей. ХХ.ХХ.ХХ Каган Л.Н. обратилась к ответчику с заявлением о восстановлении выплаты пенсии на территории Российской Федерации, в чем ХХ.ХХ.ХХ ей было отказано. Полагая данный отказ незаконным, истец просила обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия восстановить (возобновить) выплату пенсии на территории Российской Федерации с ХХ.ХХ.ХХ.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 20.10.2014 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с постановленным решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене постановленного судебного акта. В обоснование доводов указывает, что иностранные граждане имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, при условии постоянного проживания в Российской Федерации. Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2001 N 49-О определено, что гражданам Российской Федерации, выехавшим на постоянное жительство за границу, предоставлено право на пенсию по Российскому законодательству. Для приобретения и реализации права на назначение пенсии по нормам Российского законодательства лицо, проживающее за пределами территории Российской Федерации, должно иметь Российское гражданство. На момент обращения с заявлением о восстановлении выплаты пенсии на территории Российской Федерации Каган Л.Н. являлась гражданкой ( ... ), на территории Российской Федерации не зарегистрирована и не проживает. Согласно ранее действовавшему Положению о порядке назначения и выплаты государственных пенсий утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590, предусматривавшему, что выплата пенсий по старости или по инвалидности, назначенных в соответствии с Законом СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях" гражданам СССР, выехавшим на постоянное жительство в капиталистические страны, по общему правилу, приостанавливается. На основании ст.3 Закона Российской Федерации N5318-1 "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.1994 N 981 утверждено Положение о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации. Действие данного Положения распространялось на граждан, которым назначены пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае их выезда на постоянное жительство за пределы Российской Федерации после 01.07.1993. Федеральным законом от 06.03.2001 N 21-ФЗ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.2002 N 510 "Об утверждении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим(выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" урегулирован порядок выплаты пенсии гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу. Данный порядок распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым назначены пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от даты их выезда за пределы Российской Федерации, переезда из одного государства в другое и места жительства. Однако данный порядок не распространяется на Каган Н.Л. в связи с тем, что ей пенсия была назначена по законодательству С., по тому же законодательству была прекращена выплата пенсии. Также указывает, что суд допустил описку в мотивировочной части решения, неверно указав фамилию истица Коган Л.Н. вместо Каган Л.Н.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Каган Л.Н. Казаков С.А. выразил согласие с решением суда, полагал апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Заслушав пояснения явившегося представителя истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Статьей 9 Международного пакта "Об экономических, социальных и культурных правах" от 16.12.1966 признается право каждого человека на социальное обеспечение.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Из материалов дела следует, что истец, ХХ.ХХ.ХХ года рождения, проживала в ( ... ) Республики Карелия, откуда в ХХ.ХХ.ХХ году, будучи пенсионером, уехала на постоянное место жительства в государство ( ... ), в связи с чем выплата пенсии была прекращена.
ХХ.ХХ.ХХ Каган Л.Н. обратилась к ответчику с заявлением о восстановлении выплаты пенсии на территории Российской Федерации, в чем ей ХХ.ХХ.ХХ было отказано в связи с отсутствием права на установление пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суд первой инстанции, при разрешении заявленных требований, руководствуясь законодательством, регулирующим спорные правоотношения, пришел к выводу о том, что истец имеет право на восстановление выплаты пенсии в связи с выездом на постоянное место жительства за границу, который судебная коллегия полагает верным, основанным на правильном толковании норм материального права ввиду следующего.
В соответствии с Декларацией "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики", принятой 12.06.1990, Россия является суверенным государством с верховенством Конституции России и законов России на всей территории Республики; законы Союза ССР применяются в той мере, в какой они не противоречат законам Республики.
До введения в действие Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" действовал Закон СССР "О государственных пенсиях", в соответствии с которым Каган Л.Н. была назначена пенсия за выслугу лет.
Анализ пенсионного законодательства, действовавшего в С. и Российской Федерации, свидетельствует о том, что право на получение пенсии по Закону С. "О государственных пенсиях" было обусловлено наличием тех же обстоятельств, с наступлением которых Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" связывает наличие права на получение пенсии, и в новом подтверждении не нуждаются. В связи с чем довод апелляционной жалобы о том, что на Каган Л.Н. не распространяется порядок выплаты пенсий, предусмотренный законодательством РФ, поскольку пенсия была назначена и приостановлена по законодательству С., является несостоятельным.
Закон РФ от 02.07.1993 N5818-1 "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации", впервые предусмотревший право на выплату пенсии лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 06.03.2001 N 21-ФЗ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации"(действовавшего на дату принятия решения судом первой инстанции).
Согласно ст.5 указанного Федерального закона его действие распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым государственные пенсии в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) назначены в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от даты их выезда за пределы Российской Федерации, переезда из одного государства в другое и места жительства. При этом, если выезд состоялся до 01.07.1993 или после этой даты, но не с территории Российской Федерации, выплата государственных пенсий производится не ранее чем с 15.06.1998.
Лишение гражданина права на получение назначенной ему трудовой пенсии в период постоянного проживания за пределами Российской Федерации не соответствует и статье 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, из которой следует, что, признавая право каждого человека на социальное обеспечение, государство в отношении пользования этим правом может устанавливать только такие ограничения, которые определяются законом, и только постольку, поскольку это совместимо с природой указанного права и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.06.1998 N 18-П "По делу о проверке конституционности положений статей 2, 5, 6 Закона Российской Федерации от 02.07.1993 "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" указанные статьи Закона от 02.07.1993 признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой ими допускается лишение пенсионеров права на получение назначенных им трудовых пенсий, если они выехали на постоянное жительство за границу до 01.07.1993, либо после этой даты, но не проживали непосредственно перед выездом на территории Российской Федерации, поскольку прекращение как начисления, так и выплаты трудовых пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, на время их проживания за границей является ограничением конституционного права на социальное обеспечение, гарантированного статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Кроме того, в силу правовой природы пенсий, имеющих характер трудовых, право гражданина на получение полагающейся ему пенсии не может связываться с таким условием, как постоянное его проживание в Российской Федерации: государство обязано гарантировать это право независимо от того, где проживает гражданин, которому назначена пенсия, - в Российской Федерации или за ее пределами. Иное означало бы отказ Российского государства от выполнения вытекающей из статьи 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации обязанности обеспечивать предоставление трудовых пенсий, установленных законом, гражданам, имеющим право на их получение.
В связи с изложенным выше судебная коллегия приходит к выводу, что нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, судом первой инстанции не допущено, оснований к отмене решения не имеется.
Относительно довода апелляционной жалобы о допущенной в обжалуемом решении описке, судебная коллегия отмечает, что указанная описка исправлена определением Петрозаводского городского суда от 28.11.2014.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 20 октября 2014 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.