Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Рочевой Е.С.,
судей Савельевой Н.В., Черонко Е.В.
при секретаре Чаловой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истицы на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 10 сентября 2014 г. по иску Бекреневой В.А. к администрации Шокшинского вепсского сельского поселения, администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия, Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия о предоставлении меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Савельевой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бекренева В.А. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что она проживает в п. ( ... ) ( ... ) района ( ... ) в неблагоустроенном доме, является тружеником тыла и имеет право на получение мер социальной поддержки, как ветеран Великой Отечественной войны. Неоднократно обращалась в администрацию Шокшинского вепсского сельского поселения по вопросу предоставления ей благоустроенного жилого помещения. В связи с чем просила обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение.
В ходе рассмотрения дела представитель истицы Кокконен Д.Н. неоднократно уточняла заявленные исковые требования, просила признать за истицей как участником Великой Отечественной войны право на меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета, исходя из общей площади жилья ( ... ) кв.м. и средней рыночной стоимости ( ... ) кв.м. общей площади жилья по Республике Карелия. В судебном заседании 10.09.2014 просила обязать Министерство здравоохранения и социального развития РК выдать истице сертификат на приобретение жилого помещения в рамках Федерального закона "О ветеранах" и Федерального закона "О социальной защите инвалидов".
Судом к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены: администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия, Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГКУ СЗ "Центр социальной работы Прионежского района".
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
С решением суда не согласна истица. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования. В обоснование жалобы ссылается на доводы, изложенные в исковом заявлении. Полагает, что согласно ст. 20 Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 г. N5-ФЗ имеет право на получение благоустроенного жилья.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерство здравоохранения и социального развития РК полагало решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истицы Кокконен Д.Н. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции, не явились, извещены о времени и месте слушания дела.
Заслушав пояснения представителя истицы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела истица, ( ... ) года рождения, зарегистрирована по адресу: ( ... ), ( ... ) район, с. ( ... ), ул. ( ... ), ( ... ), состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ( ... ) в настоящее время под N ( ... ).
Истица является инвалидом ( ... ) группы, ветераном Великой Отечественной войны, из числа лиц, указанных в пп.4 п.1 ст.2 Федерального закона "О ветеранах": лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, в связи с чем имеет право на меры социальной поддержки, установленные ст. 20 Федерального закона "О ветеранах", о чем указано в удостоверении, выданном истице.
Отказывая в удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания за истицей права на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Соглашаясь с решением суда первой инстанции по существу, судебная коллегия полагает отметить следующее.
Положениями Федерального закона "О ветеранах" обеспечение жильем лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лиц, награжденных орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, за счет средств федерального бюджета не предусмотрено.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки труженикам тыла определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Закон Республики Карелия N827-ЗРК от 17.12.2004 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" среди мер социальной поддержки не устанавливает право труженикам тыла на обеспечение жильем за счет средств республиканского бюджета.
В силу ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона, то есть посредством передачи Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению указанной меры социальной поддержки; средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Обеспечение жилым помещением инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Таким образом, обеспечение истицы жилым помещением находится в ведении органов местного самоуправления.
На основании ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно ст. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
По имеющимся в деле материалам не установлено вышеприведенных оснований для предоставления истице благоустроенного жилого помещения органами местного самоуправления во внеочередном порядке.
Наличие у истицы статуса ветерана Великой Отечественной войны в качестве труженика тыла, инвалида ( ... ) группы само по себе не является основанием для включения в списки получателей денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 10 сентября 2014 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истицы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.