Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Роговой И.В.,
судей Стыцюн С.А., Степановой Т.Г.
при секретаре Тупиной Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика администрации Паданского сельского поселения на решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 24 сентября 2014 г. по исковому заявлению Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия к администрации Паданского сельского поселения, администрации муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район", казенному учреждению Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия", обществу с ограниченной ответственностью "Кольское дорожное ремонтно-строительное управление", закрытому акционерному обществу "Управляющая компания "Стройгазинвест" о понуждении совершения действий.
Заслушав доклад судьи Стыцюн С.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия обратилось в суд по тем основаниям, что по результатам проведения проверки соблюдения лесного законодательства (патрулирования территории лесного фонда) было установлено, что в квартале N выделе N Селегского (Паданского по лесоустройству) участкового лесничества расположена несанкционированная свалка бытового и иного мусора. Администрацией Паданского сельского поселения не принимаются меры по ликвидации названной свалки. Истец просил обязать администрацию Паданского сельского поселения в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать указанную выше свалку.
Определением Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район" (далее - администрация МО "Медвежьегорский муниципальный район").
Решением Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 24 сентября 2014 г. исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с постановленным решением, ответчик администрация Паданского сельского поселения подала апелляционную жалобу, в которой просит о его отмене. Ссылаясь на положения Лесного кодекса РФ, указывает, что осуществлять очистку лесов от захламления и загрязнения должны органы государственной власти, а не органы местного самоуправления. Полагает, что участие органов местного самоуправления в защите и охране лесов не предусмотрено федеральным законодательством. Кроме того считает, что надлежащим ответчиком по делу будет Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок или лицо, с которым у него (комитета) заключен договор на обслуживание автомобильной дороги и соответствующего земельного участка, поскольку в акте осмотра указано, что лесной участок прилегает к автодороге в полосе отвода Кольскому ДРСУ. Помимо прочего, достоверно не установлено, наличие каких отходов имеет место в свалке, так как к вопросам местного значения городских и сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Также указывает, что установленный срок необходимо увеличить хотя бы до 6 месяцев.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец выражает согласие с принятым судебным актом, указывая, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является администрация Паданского сельского поселения, которая в силу ст.13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" обязана ликвидировать несанкционированные свалки, поскольку выявленная несанкционированная свалка расположена в границах именно данного сельского поселения, земельный участок, на котором обнаружена свалка, не предоставлен в пользование юридическим или физическим лицам. Несанкционированный вывоз отходов на территорию лесного фонда свидетельствует о ненадлежащей организации и ненадлежащем контроле за процессами сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и иных отходов администрацией Паданского сельского поселения.
ХХ.ХХ.ХХ судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия определила перейти к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены казенное учреждение Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия" (далее - КУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Карелия") и общество с ограниченной ответственностью "Кольское дорожное ремонтно-строительное управление" (далее - ООО "Кольское ДРСУ").
ХХ.ХХ.ХХ судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия определила привлечь к участию в деле в качестве соответчика закрытое акционерное общество "Управляющая компания "Стройгазинвест" (далее - ЗАО "УК "Стройгазинвест").
Кроме того, в судебном заседании суда апелляционной инстанции ХХ.ХХ.ХХ, учитывая, что дело рассматривается по правилам суда первой инстанции, представитель истца Бочинский О.А. уточнил исковые требования, просил обязать администрацию МО "Медвежьегорский муниципальный район" и ООО "Кольское ДРСУ" в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать свалку, расположенную в квартале N выделе N Селегского (Паданского по лесоустройству) участкового лесничества на N км автомобильной дороги Чебино - Паданы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Бочинский О.А. поддержал уточненные исковые требования.
Представитель ответчика КУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Карелия" Щеперина Н.А. полагала, что надлежащими ответчиками по делу являются администрация МО "Медвежьегорский муниципальный район" и ООО "Кольское ДРСУ".
Остальные лица, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрении дела, в судебное заседание не явились.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, материал об отказе в возбуждении уголовного дела КУСП N от ХХ.ХХ.ХХ, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду.
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, фактические обстоятельства и доводы сторон, пришел к выводу об удовлетворении требований и обязании администрации Паданского сельского поселения ликвидировать несанкционированную свалку.
Вместе с тем, судебная коллегия не соглашается с указанным выводом суда, поскольку при рассмотрении дела суд не учел содержащуюся в материалах дела информацию о том, что обнаруженная несанкционированная свалка частично находится в полосе отвода автомобильной дороги Чебино-Паданы и не привлек к участию в деле в качестве соответчика ООО "Кольское ДРСУ".
Из материалов дела усматривается, подтверждается имеющимися актом от ХХ.ХХ.ХХ патрулирования (рейда) территории лесного фонда Селегского участкового лесничества на предмет выявления несанкционированных свалок, актом осмотра от ХХ.ХХ.ХХ N, протоколом о лесонарушении от ХХ.ХХ.ХХ, что в квартале N выделе N Паданского лесничества (по лесоустройству) Селегского участкового лесничества на лесном участке, прилегающем к автодороге Чебино-Паданы, на N км обнаружена свалка бытовых отходов, площадь свалки N га, объем свалки - N кбм, свалка находится от границ поселения Карельская Масельга на расстоянии N км, в полосе отвода Кольскому ДРСУ.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции стороной истца представлены акты осмотра от ХХ.ХХ.ХХ, ХХ.ХХ.ХХ и ХХ.ХХ.ХХ, составленные ГКУ РК "Медвежьегорское центральное лесничество", которые содержат дополнительную информацию о том, что на лесном участке, прилегающем к автодороге Чебино - Паданы, ранее обнаруженная свалка бытовых отходов в квартале N выделе N на территории Паданского лесничества (по лесоустройству) Селегского участкового лесничества центрального Медвежьегорского лесничества, не ликвидирована, находится в полосе отвода автодороги Чебино - Паданы на N км от п. Чебино, расстояние от центра дорожного полотна до начала свалки составляет N м, от края дорожного полотна N м, ширина дороги составляет N м. площадь свалки N га (18х20 м), объем N кбм. Свалка расположена на расстоянии N км от границы поселения Карельская Масельга.
Согласно ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с подп.3.1., 3.2. СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 05 августа 1988 г. N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.
При этом положения ст.13 ЗК РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Аналогичная норма содержится в п.7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607-ст), согласно которому собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
В силу примечания к названному выше пункту в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Из представленного по запросу суда апелляционной инстанции материала об отказе в возбуждении уголовного дела КУСП N от ХХ.ХХ.ХХ усматривается, что в ходе проведенной проверки по данному материалу по заявлению ГКУ РК "Медвежьегорское центральное лесничество" установить лицо, организовавшее несанкционированную свалку мусора в лесной зоне, не представилось возможным.
Уставом привлеченного к участию в деле в качестве соответчика КУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Карелия" определено, что данное учреждение создано для организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них Республики Карелия регионального или межмуниципального значения, в связи с чем учреждение выполняет функции заказчика по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или муниципального значения.
ХХ.ХХ.ХХ между КУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Карелия" и закрытым акционерным обществом "Петербурггазстрой" (далее - ЗАО "ПГС") заключен государственный контракт N на выполнение комплекса работ по содержанию сети автомобильных дорог и дорожных сооружений на них в Беломорском, Кемском, Калевальском, Лоухском, Пудожском, Медвежьегорском, Муезерском, Сегежском районах, муниципальном образовании г. Костомукша, часть сети Кондопожского района Республики Карелия с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ Согласно условиям настоящего контракта заказчик (КУ РК "Управление автомобильных дорог Республики К..") поручил, а подрядчик (ЗАО "ПГС") обязался своими силами (и привлеченными), с использованием собственных материалов, оборудования и механизмов (и привлеченных) выполнить комплекс работ по содержанию сети автомобильных дорог и дорожных сооружений на них в Беломорском, Кемском, Калевальском, Лоухском, Пудожском, Медвежьегорском, Муезерском, Сегежском районах, муниципальном образовании г. Костомукша, часть сети Кондопожского района Республики Карелия, согласно Перечню автомобильных дорог и дорожных сооружений, передаваемых на содержание и их технических данных (Приложение N), в соответствии с Техническим заданием на выполнение комплекса работ по содержанию сети автомобильных дорог и дорожных сооружений на них (Приложение N) (п. N контракта). Подрядчик обязался обеспечить на сети автомобильных дорог и дорожных сооружений на них круглосуточное безопасное и бесперебойное движение транспортных средств и пешеходов, сохранность имущественного комплекса и уровень содержания не ниже предусмотренного Техническим заданием (п. N.).
В соответствии с разделом N контракт вступил в силу с момента подписания его сторонами и действует до ХХ.ХХ.ХХ, сроки выполнения работ: начало работ - ХХ.ХХ.ХХ, окончание работ - ХХ.ХХ.ХХ Контракт прекращает свое действие при условии полного исполнения сторонами своих обязательств.
Пунктом N контракта предусмотрена обязанность подрядчика ЗАО "ПГС" информировать заказчика о несанкционированных местах размещения свалок и складирования материалов в полосе отвода автодорог. Информация должна передаваться заказчику по факсимильной связи в течение суток с момента обнаружения нарушений, для оперативного решения сторонами вопросов об устранении обнаруженных недостатков.
Дополнительным соглашением от ХХ.ХХ.ХХ N к названному выше государственному контракту от ХХ.ХХ.ХХ N изменены адреса и реквизиты сторон, в частности, в качестве подрядчика указано закрытое акционерное общество "Управляющая компания "Стройгазинвест".
Представленным в материалы дела землеустроительным делом по оформлению документов на право бессрочного (постоянного) пользования землей Комитету по строительству, эксплуатации и содержанию автомобильных дорог на территории Медвежьегорского района, а именно, содержащейся в ней ведомостью вычисления площади автодороги, указывается на то, что дорога Чебино - Паданы (35 + 900 - 51 + 050) полоса отвода N м, отнесена к автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Карелия. Названная дорога передана на содержание ЗАО "УК "Стройгазинвест".
ХХ.ХХ.ХХ между ЗАО "УК "Стройгазинвест", именуемым в дальнейшем "генподрядчик", и государственным унитарным предприятием Республики Карелия "Кольское дорожное ремонтно-строительное управление" (далее - ГУП РК "Кольское ДРСУ"), именуемое в дальнейшем "субподрядчик", заключен договор субподряда N на выполнение комплекса работ по содержанию части сети автомобильных дорог и дорожных сооружений на них в Медвежьегорском, Кондопожском и Сегежском районах Республики Карелия с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ Под предметом настоящего договора понималось поручение генподрядчиком (ЗАО "УК "Стройгазинвест"), выполнение субподрядчиком (ГУП РК "Кольское ДРСУ") своими силами, с использованием собственных материалов, оборудования и механизмов, комплекса работ по содержанию части сети автомобильных дорог и дорожных сооружений на них в Медвежьегорском, Кондопожском и Сегежском районах, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, согласно перечню автомобильных дорог и дорожных сооружений, предаваемых на содержание и их технических данных (Приложение N), в соответствии с Техническим заданием на выполнение комплекса работ по содержанию сети автомобильных дорог и дорожных сооружений на них (Приложение N).
Пунктом N договора предусмотрена обязанность субподрядчика (ГУП РК "Кольское ДРСУ") информировать генподрядчика (ЗАО "УК "Стройгазинвест") и заказчика (КУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Карелия") о случаях повреждения, загрязнения бытовым и техническим мусором проезжей части и полосы отвода; об устройстве несанкционированных съездов (примыканий); о несанкционированных размещениях любых объектов сервиса, наружной рекламы и производства любых работ в полосе отвода и придорожной полосе, осуществляемых юридическими и физическими лицами; о несанкционированных местах размещения свалок и складирования материалов в полосе отвода автодорог. Информация должна передаваться генподрядчику (ЗАО "УК "Стройгазинвест") и заказчику (КУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Карелия") по факсимильной связи в течение суток с момента обнаружения нарушений, для оперативного решения сторонами вопросов об устранении обнаруженных недостатков.
Дополнительным соглашением от ХХ.ХХ.ХХ N к договору субподряда от ХХ.ХХ.ХХ N на выполнение комплекса работ по содержанию части сети автомобильных дорог и дорожных сооружений на них в Медвежьегорском, Кондопожском и Сегежском районах Республики Карелия с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ определено о том, что в связи с изменением организационно-правовой формы субподрядчика, стороны договорились вместо: "государственное унитарное предприятие Республики Карелия "Кольское дорожное ремонтно-строительное управление" читать: "общество с ограниченной ответственностью "Кольское дорожное ремонтно-строительное управление" по всему тексту договора.
Из письма ООО "Кольское ДРСУ" от ХХ.ХХ.ХХ N усматривается, что ширина земляного полотна на N км автодороги Чебино - Паданы составляет N метров, полоса отвода N метров.
Из представленных материалов следует, что участок дороги, в полосе которого частично расположена несанкционированная свалка на территории Паданского сельского поселения в квартале N выделе N Селегского (Паданского по лесоустройству) участкового лесничества на N км автомобильной дороги Чебино-Паданы, находится в ведении ООО "Кольское ДРСУ". Создание несанкционированной свалки в полосе отвода автомобильной дороги свидетельствует о ненадлежащем исполнении ООО "Кольское ДРСУ" обязанностей по содержанию дороги, следовательно, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки в пределах полосы отвода автомобильной дороги следует возложить на ООО "Кольское ДРСУ".
Положениями ч.2 ст.13 Закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека (ч.3 ст.13 указанного Федерального закона).
Наличие несанкционированной свалки на территории Паданского сельского поселения за пределами полосы отвода автомобильной дороги свидетельствует о том, что органом местного самоуправления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями не принимались достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка.
Согласно ч.3 и 4 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01 января 2015 г. организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (п.18 ч.1 ст.14) к вопросам местного значения сельского поселения не относится, поскольку данное полномочие не закреплено за сельскими поселениями законом субъекта РФ. Указанные вопросы на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Исходя из анализа вышеприведенных норм материального права следует, что ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории Паданского сельского поселения в квартале N выделе N Селегского (Паданского по лесоустройству) участкового лесничества на N км автомобильной дороги Чебино-Паданы за пределами полосы отвода автомобильной дороги обязана администрация муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район".
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что надлежащими ответчиками по делу являются администрация муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район" и общество с ограниченной ответственностью "Кольское дорожное ремонтно-строительное управление", следовательно, в иске к администрации Паданского сельского поселения, казенному учреждению Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия", закрытому акционерному обществу "Управляющая компания "Стройгазинвест" надлежит отказать.
При этом судебная коллегия полагает, что решение должно быть исполнено в порядке и в сроки, установленные Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 24 сентября 2014 г. по настоящему делу отменить, принять новое решение.
Исковые требования Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия к администрации муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район", обществу с ограниченной ответственностью "Кольское дорожное ремонтно-строительное управление" о понуждении совершения действий удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район" ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории Паданского сельского поселения в квартале N выделе N Селегского (Паданского по лесоустройству) участкового лесничества на N км автомобильной дороги Чебино-Паданы за пределами полосы отвода автомобильной дороги.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Кольское ДРСУ" ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории Паданского сельского поселения в квартале N выделе N Селегского (Паданского по лесоустройству) участкового лесничества на N км автомобильной дороги Чебино-Паданы в пределах полосы отвода автомобильной дороги.
В удовлетворении исковых требований к администрации Паданского сельского поселения, казенному учреждению Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия", закрытому акционерному обществу "Управляющая компания "Стройгазинвест" о понуждении совершения действий отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.