Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Ивановой И.Е.,
судей: Вороной Н.Л., Степановой М.Г.,
при секретаре Чайка Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хайретдинова Н.М. к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации г. Нягани, Администрации г. Нягани о восстановлении в очереди на получение субсидии,
по апелляционной жалобе Администрации г. Нягани на решение Няганского городского суда от 27 ноября 2014 года, которым постановлено:
"исковые требования Хайретдинова Н.М. удовлетворить.
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Нягани восстановить Хайретдинова Н.М. в списке граждан, обладающих правом на получение жилищной субсидии за счет средств из федерального бюджета в соответствии с "Положением о порядке и условиях предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для приобретения жилых помещений в собственность" от 10.10.2006 года N237-п".
Заслушав доклад судьи Вороной Н.Л., объяснения представителя администрации г. Нягани, Мейстер О.Н., настаивающей на доводах апелляционной жалобы, Хайретдинова Н.М. и его представителя Останиной М.Н., считающих решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хайретдинов Н.М. обратился в суд с иском к названным ответчикам, после уточнения которого, просил обязать департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Нягани (далее - Департамент) восстановить его в списках граждан, обладающих правом на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета в соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории ХМАО - Югры для приобретения жилых помещений в собственность, утверждённым постановлением правительства ХМАО-Югры от 10 октября 2006 года N237-п.
Требование мотивировал тем, что является ветераном боевых действий; с 2002 года состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; неоднократно Администрация уведомляла его об очередности, но до введения в действие ЖК РФ жилое помещение не получил.
18 декабря 2008 года приобрел в единоличную собственность жилое помещение по адресу: г. Стерлитамак, ул. Артема, д. 128, кв. 231. Данное обстоятельство послужило основанием для принятия 10 декабря 2013 года Администрацией решения о его снятии с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Однако факт снятия с жилищного учёта не может влиять на право получения субсидии, поскольку таковой он не получал. 20 февраля 2014 года обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении субсидии, на что получил неправомерный отказ.
Хайретдинов Н.М. в судебное заседание не явился, обеспечив явку своего представителя Головизиной О.А., которая иск поддержала.
Представители ответчиков Заманова Н.Г. и Самарин Д.В., иск не признали, ссылаясь на то, что исключение истца из очереди на предоставление субсидии произведено законно и обоснованно, поскольку он снят с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судом постановлено решение, об отмене которого и принятии нового - об отказе в иске просит в апелляционной жалобе администрация г. Нягани (далее - Администрация).
В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права. Право состоять в Едином списке на получение субсидии напрямую зависит от нахождения гражданина на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Так как истец состоял на учете граждан нуждающихся помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с 18 декабря 2002 года, его включили в Единый список на предоставление субсидии. Поскольку в 2013 году было выявлено, что истец еще в 2008 году приобрел в собственность жилое помещение, Постановлением Администрации от 10 декабря 2013 года он был снят с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Названное постановление истцом не оспаривалось и незаконным не признано. Проверка законности данного постановления, проведенная прокуратурой, каких-либо нарушений не выявила. Снятие истца с учета и исключение из Единого списка на получение субсидии произведено в соответствии с ч.2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" и ч.2 п.2.8 Постановления Правительства ХМАО-Югры от 10 октября 2006 года N237-п.
В письменных возражениях Хайретдинов Н.М. считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Департамента не явился. Руководствуясь ст.ст. 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие, поскольку он надлежащим образом извещён в слушании дела в суде апелляционной инстанции.
Выслушав представителя Администрации, истца и его представителя, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене, в связи с неправильным применением норм материального права.
Фактические обстоятельства дела о статусе истца, признании его до 1 марта 2005 года нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с чем он был включён в Список ветеранов, инвалидов, семей имеющих детей-инвалидов нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, судом установлены правильно, доводами жалобы не оспариваются.
Постановлением Администрации от 10 декабря 2013 года N 4896 истец снят с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, поскольку в собственности имеет жилое помещение, расположенное в г. Стерлитамаке (л.д.60).
20 февраля 2014 года истец обратился к Главе Администрации с заявлением, в котором просил выплатить субсидию на приобретение жилья в собственность, установленную Законом "О ветеранах" и постановлением Правительства ХМАО-Югры от 10 октября 206 года N 237-п. В обоснование заявления указал, что названная субсидия за период с 2007-2013 год ему не предоставлялась (л.д.12).
Отказывая в удовлетворении заявления, Департамент в своём письме от 24 февраля 2014 года сослался на то, что Хайретдинов Н.М. исключён из Списка ветеранов, инвалидов, семей имеющих детей-инвалидов нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года (далее - Список). Основанием для исключения истца из Списка послужило Постановление Администрации от 10 декабря 2013 года N 4896 о снятии с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д.21).
Оспаривая решение Департамента об исключении из Списка, истец не отрицает, что является собственником выше обозначенной квартиры в г. Стерлитамаке. Общая площадь указанного жилого помещения составляет 55,3 кв.м., состав семьи истца - 3 человека (л.д.64, 67). Вместе с тем считал, что сам факт неполучения субсидии, которая может быть предназначена и для компенсации понесённым им расходов на приобретение жилого помещения в г. Стерлитамаке, не позволяет исключить его из Списка.
Суд первой инстанции с доводами истца согласился. Удовлетворяя его требование, суд исходил из того, что утрата истцом статуса нуждающегося в жилом помещении не влияет на право истца получить субсидию на компенсацию расходов на приобретение квартиры в г. Стерлитамаке, поскольку он подтвердил желание воспользоваться льготой на получение субсидии, направив соответствующее заявление в Администрацию. Ограничение права истца на получение субсидии, в связи с приобретением им жилья в собственность до получения субсидии, ставит его в неравное положение с теми гражданами, которые имеют право на получение субсидии, но ещё не приобрели жилые помещения в собственность за счёт субсидии, что является нарушением ст.19 Конституции Российской Федерации.
Судебная коллегия с данным выводом согласиться не может, поскольку он основан на ошибочном толковании закона, неприменении норм материального права, подлежащих применению.
В соответствии со ст.38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Согласно п.п. 3 п.1 ст.16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон О ветеранах) жильём за счёт средств федерального бюджета обеспечиваются ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона.
Пунктом 11 ст. 23.2 предусмотрено, что определение порядка единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения ветеранам боевых действия, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре такой порядок установлен постановлением Правительства ХМАО-Югры от 10 октября 2006 N 237-п, утвердившим Положение "О порядке и условиях предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для приобретения жилых помещений в собственность" (далее - Положение).
Согласно п.1.1, п.2.4, п.2.8 Положения, субсидии предоставляются ветеранам боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учёт до 1 января 2005 года.
Как видно из приведённых норм, необходимым условием для получения ветераном боевых действий мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением (в частности, путём предоставления субсидии) является его нуждаемость в жилом помещении.
При этом, согласно смыслу Закона о ветеранах, п. 2.8, п.3.9 Положения нуждаемость в улучшении жилищных условий должна иметь место на момент принятия решения о предоставлении субсидии.
Таким образом, истец, перестав быть нуждающимся в жилом помещении в соответствии с нормами жилищного законодательства устанавливающими критерии нуждаемости в жилом помещении, утратил право на получение жилищной субсидии.
Признавая право Хайретдинова Н.М. на получение субсидии, суд первой инстанции сослался на положенный в основу его иска п.3.3 Положения. В силу названного пункта субсидия может быть использована на компенсацию части расходов гражданина на приобретение жилого помещения в случае, если он произвёл полную оплату за счёт собственных средств по договору купли-продажи.
Вместе с тем, суд оставил без внимания другие нормы Положения, по смыслу которых спорная субсидия предоставляется лицу, приобретшему за свой счёт жилое помещение в период после его включения в сводный список получателей субсидии в планируемом году на основании предоставленных муниципальными образованиями перечней граждан, изъявивших желание получить субсидию в планируемом году.
Из анализа содержания пунктов 3.1, 3.2, 3.4- 3.7, 3.13, 3.16 Положения в их единстве и взаимосвязи следует, что компенсация за счёт субсидии части расходов, понесённых гражданином на приобретение жилого помещения, возможна, когда такое приобретение имело место после принятия решения органом местного самоуправления о предоставлении субсидии, оформленного в виде гарантийного письма.
Из дела не усматривается, что покупке истцом в 2008 году квартиры в г. Стерлитамаке предшествовало получение им извещения о возможности предоставления субсидии в названном году (п.3.6 Положения), гарантийного письма, подтверждающего выделение в 2008 году субсидии на улучшение жилищных условий (п.3.7 Положения).
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения иска не имелось.
Суждение суда о том, что при отказе истцу в получении субсидии имеет место нарушение ст.19 Конституции Российской Федерации, является ошибочным. Принцип равенства, предполагая равный подход к формально равным субъектам, не обуславливает необходимость предоставления одинаковых гарантий лицам, относящимся к разным категориям. Как было указано выше, федеральный законодатель установил право на обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём только для нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов боевых действий и вставших на жилищный учёт до 1 января 2005 года. Истец не является нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Доводы истца о том, что в силу п.4.1 Положения он мог быть снят с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий только при получении субсидии, подлежит отклонению. Истец не учитывает вышеприведённых норм Закона О ветеранах, а также п. 2.8 Положения, согласно которому граждане исключаются из Списка не только в случае получения гражданином субсидии по настоящему Положению, но и при принятии решения о снятии гражданина с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении (подпункты 1 и 2).
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что после принятия Администрацией решения о снятии Хайретдинова Н.М. с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, он обоснованно исключён из Списка, являются верными. Соответственно, исключена возможность предоставления требуемой субсидии.
На основании изложенного, истец обосновано исключён из Списка ветеранов, инвалидов, семей имеющих детей-инвалидов нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года и ему законно отказано в удовлетворении заявления от 20 февраля 2014 года о выплате субсидии за счёт субвенций из федерального бюджета для приобретения жилья в собственность. Решение суда подлежит отмене с приятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Няганского городского суда от 27 ноября 2014 года отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска Хайретдинова Н.М. к департаменту имущественных и земельных отношений администрации г. Нягани, администрации г. Нягани о восстановлении в очереди на получение жилищной субсидии отказать.
Председательствующий: Иванова И.Е.
Судьи: Вороная Н.Л.
Степанова М.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.