Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 05 марта 2015 г. по делу N 33А-329/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего ФИО7,
судей: ФИО3,
ФИО6,
при секретаре ФИО5,
с участием заявителя ФИО1 и военного прокурора отдела военной прокуратуры Западного военного округа советника юстиции ФИО4 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Владимирского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части N подполковника ФИО1 об оспаривании действий командующего войсками Воздушно-космической обороны, связанных с увольнением заявителя с военной службы.
Заслушав доклад судьи ФИО6, объяснения заявителя в обоснование доводов апелляционной жалобы и заключение прокурора, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как следует из решения суда и материалов дела, ФИО1 проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе до ДД.ММ.ГГГГ в должности командира войсковой части N а впоследствии: до ДД.ММ.ГГГГ - в распоряжении командира этой же воинской части, а затем - командира войсковой части N.
В 2005 году по месту прохождения службы в "адрес", заявителю на состав семьи 3 человека было предоставлено жилое помещение, общей площадью 41,9 кв.м.
В ноябре 2004 г. ФИО1, за три года до достижения предельного возраста пребывания на военной службе был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства - "адрес", а с ДД.ММ.ГГГГ составом семьи в количестве одного человека состоит на жилищном учете нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства в городах Балашиха и "адрес", с правом на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 кв.м.
В соответствии с приказом командующего войсками Воздушно-космической обороны от ДД.ММ.ГГГГ N он был уволен с военной службы в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.
Полагая свое увольнение с военной службы незаконным, поскольку он не был обеспечен жильем, ФИО1 обратился с заявлением в суд, в котором просил признать этот приказ незаконным и обязать указанное должностное лицо отменить его в части, касающейся своего увольнения.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе заявитель, считая решение суда основанным на неверной оценке фактических обстоятельств дела и неправильном применении норм материального права, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении его заявления.
Заявитель считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что достижение предельного возраста пребывания на военной службе является безусловным основанием для увольнения военнослужащего с нее.
Ссылаясь на п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" и ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", полагает, что в соответствии с этой нормой закона он, вопреки указанию в приказе об увольнении, не подлежал увольнению, так как не был обеспечен жильем в населенном пункте по месту дислокации воинской части, в которой он проходил службу.
В заключение жалобы ее автор заявляет, что после реализации приказа об увольнении право на дополнительную площадь им будет утрачено в связи с прекращением статуса военнослужащего.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Вопреки утверждению в апелляционной жалобе, в силу подп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и подп. "а" п. 3 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, достижение военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе является безусловным основанием для увольнения с военной службы.
Из материалов дела следует, что предельного возраста пребывания на военной службе ФИО1 достиг в 2007 году и подлежал увольнению с военной службы по этому основанию.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, при этом указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим и членам их семей предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 заключил контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., то есть является военнослужащим, который может реализовать свое право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания в указанном порядке.
В силу п. 1 ст. 23 Закона военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 этого Закона.
В соответствии с п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237, военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, без его согласия не может быть уволен с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Анализ содержания данных правовых норм свидетельствует о том, что в них установлены дополнительные гарантии для отдельных категорий военнослужащих, согласно которым, в частности, они не могут быть уволены с военной службы без предоставления жилья.
Приведенные нормы, запрещающие увольнять военнослужащего до предоставления ему жилья, должны применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от их обеспечения жильем по установленным нормам по последнему месту военной службы.
Иное толкование абз. 2 п. 1 ст. 23 Закона уравнивало бы в социальных гарантиях как подлежащих увольнению военнослужащих, не имеющих никакого жилья, так и тех, кто полностью обеспечен им, но выразил желание изменить место жительства в связи с увольнением. Между тем из Закона такое равенство не вытекает.
Таким образом, указанными выше нормами предусмотрено, что военнослужащие, признанные нуждающимися в жилых помещениях, не могут быть уволены с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, лишь в случае необеспечения их жилыми помещениями по месту прохождения ими военной службы.
Как видно и материалов дела, ФИО1 в ходе беседы о предстоящем увольнении с военной службы 16 октября 2014 г. выразил свое согласие с увольнением по достижению предельного возраста пребывания на военной службе лишь после предоставления жилого помещения по избранному месту жительства.
Вместе с тем в судебном заседании установлено, что заявитель ранее проходил военную службу в должности командира войсковой части N и по месту прохождения службы в "адрес", ему на состава семьи из 3 человек было предоставлено жилое помещение, общей площадью 41,9 кв.м., на которое им ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор социального найма.
В соответствии с п. 3.4 Положения о порядке обеспечения малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживающих на территории муниципального образования " "адрес"" "адрес", жилыми помещениями, утвержденного Решением Совета народных депутатов "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 9,0 кв.м. на одного человека.
Действительно на основании приказов командующего войсками командования противовоздушной и противоракетной обороны от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 зачислен в распоряжение командира войсковой части N, дислоцированной в "адрес".
Из исследованных судом доказательств усматривается, что войсковая часть N, в которой заявитель ранее проходил военную службу, входит в качестве структурного подразделения в войсковую часть N и является филиалом последней. При этом ФИО1 в войсковую часть N для прохождения военной службы не прибывал и в жилищный орган по поводу предоставления ему жилья по новому месту службы не обращался, а продолжал проживать по месту своего жительства во "адрес", ожидая предоставления жилого помещения по избранному месту жительства в "адрес" или "адрес", то есть в населенных пунктах не по месту дислокации войсковой части N.
При таких установленных фактических данных, а также учитывая, что ФИО1 продолжает состоять на жилищном учете, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что обеспеченность заявителя перед увольнением жилым помещением по предыдущему месту военной службы правового значения для настоящего дела не имеет.
Правильным является и вывод суда в решении о том, что вопрос о наличии либо отсутствии у ФИО1 права на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров не являлся предметом судебного разбирательства.
Обоснованность этого вывода обусловлена тем, что, во-первых, ФИО1 состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях с учетом вышеуказанного права, а, во-вторых, исходя из обстоятельств дела, право на обеспечение заявителя дополнительной общей площадью не находится в зависимости от его увольнения с военной службы.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 3271, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Владимирского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1, оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Верно.
Судья Московского окружного военного суда
ФИО6
Секретарь судебного заседания
ФИО5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.