Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 05 марта 2015 г. по делу N 33А-337/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего ФИО9,
судей: ФИО10
ФИО8,
при секретаре ФИО7,
с участием представителей: заявителя - ФИО4, Министра внутренних дел России и командующего внутренними войсками МВД России - ФИО5, военного прокурора отдела Московской городской военной прокуратуры подполковника юстиции ФИО6 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего Главного командования внутренних войск МВД России полковника в отставке ФИО1 об оспаривании действий Миинстра внутренних дел Российской Федерации и командующего внутренними войсками МВД России, связанных с увольнением заявителя с военной службы.
Заслушав доклад судьи ФИО8, объяснения представителя заявителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, представителя должностных лиц, возражавшего против ее удовлетворения, и заключение прокурора, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как следует из решения суда и материалов дела, ФИО1 проходил военную службу в Главном командовании внутренних войск МВД России и ДД.ММ.ГГГГ обратился с рапортом об увольнении с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе.
В соответствии с приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N л/с ФИО1 освобожден от занимаемой должности и зачислен в распоряжение главнокомандующего внутренними войсками МВД России.
Согласно решению военно-врачебной комиссии Главного военного клинического госпиталя внутренних войск МВД России (ВВК ГВКГ ВВ МВД России) от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 признан негодным к военной службе.
На основании решения центральной жилищной комиссии Главного командования внутренних войск МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного протоколом N, ФИО1 и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со вступившим в законную силу решением Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в удовлетворении заявления об оспаривании приведенного решения жилищной комиссии.
Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N л/с ФИО1 уволен с военной службы в отставку в соответствии с подп. "в" п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а на основании приказа главнокомандующего внутренними войсками МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N л/с заявитель исключен с этой же даты из списков личного состава Главного командования внутренних войск МВД России (далее - ГК ВВ МВД РФ).
Полагая свое увольнение с военной службы незаконным, поскольку он не был обеспечен жильем, ФИО1 обратился с заявлением в суд, в котором просил признать эти приказы незаконными и обязать указанных должностных лиц отменить их.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе заявитель, считая решение суда незаконным, основанным на неправильном применении норм материального права, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении его заявления.
ФИО1 считает, что суд не применил положения п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", запрещающие увольнять с военной службы без их согласия военнослужащих, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающихся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
По утверждению заявителя, несмотря на то, что он просил уволить его по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, он был уволен по состоянию здоровья. Согласившись с таким решением командования, суд, по мнению ФИО1, не применил п. 11 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, согласно которому при наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, нескольких оснований для увольнения с военной службы он увольняется по избранному им основанию.
В заключение апелляционной жалобы ее автор приводит решения центральной жилищной комиссии ГК ВВ МВД России и судебные акты, на
основании которых он принимался на жилищный учет, в связи с чем, по его мнению, он и члены его семьи должны быть обеспечены жилым помещением перед его увольнением с военной службы.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим и членам их семей предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 заключил контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., то есть является военнослужащим, который может реализовать свое право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания в указанном порядке.
В силу п. 1 ст. 23 Закона и п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 (далее - Положение), военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии.
Анализ содержания данных правовых норм свидетельствует о том, что в них установлены дополнительные гарантии для отдельных категорий военнослужащих, согласно которым, в частности, они не могут быть уволены с военной службы без предоставления жилья.
Вместе с тем эти гарантии реализуются лишь в отношении тех военнослужащих, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях и перед увольнением с военной службы состоят на соответствующем учете.
По делу установлено, что на основании решения центральной жилищной комиссии Главного командования внутренних войск МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного протоколом N, ФИО1 и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со вступившим в законную силу решением Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в удовлетворении заявления об оспаривании приведенного решения жилищной комиссии.
При таких данных ссылки заявителя на предыдущие решения жилищного органа ГК ВВ МВД России и судебные постановления, в соответствии с которыми разрешались вопросы жилищных прав ФИО1, в том числе на определение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения этого же суда от ДД.ММ.ГГГГ, являются беспредметными.
Таким образом, каких-либо препятствий связанных с невозможностью увольнения ФИО1 с военной службы вследствие необеспеченности его жильем не имелось.
В силу п. "а" и "в" п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а также подп. "а" и "в" п. 3 ст. 34 Положения, достижение военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе, а также признание его негодным к военной службе являются безусловными основаниями для увольнения с военной службы.
Из материалов дела следует, что предельного возраста пребывания на военной службе ФИО1 достиг в марте 2007 года, а ДД.ММ.ГГГГ подал по команде рапорт об увольнении с военной службы по этому основанию.
В рамках процедуры увольнения ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ был освидетельствован ВВК ГВКГ ВВ МВД России, которая признала его негодным к военной службе. Данное заключение было утверждено Центральной ВВК ВВ МВД России 16 марта того же года.
Следовательно, после признания заявителя негодным к военной службе у командования имелись законные основания для увольнения ФИО1 с военной службы по возрасту либо по состоянию здоровья.
В силу п. 11 ст. 34 Положения ФИО1 безусловно имел право на выбор из этих двух оснований увольнения. Однако, получив право выбора, ФИО1 по этому вопросу к командованию не обращался.
Как видно и материалов дела, ФИО1 в ходе беседы ДД.ММ.ГГГГ о предстоящем увольнении с военной службы по состоянию здоровья выразил свое несогласие с увольнением лишь в связи с необеспеченностью жилым помещением.
Из материалов дела, в том числе заявления ФИО1 в суд, также не усматривается, что после увольнения с военной службы по состоянию здоровья ФИО1 оспорил свое увольнение по этому основанию либо обратился к командованию по вопросу его изменения.
Учитывая приведенные фактические обстоятельства, следует прийти к выводу о том, что увольнением ФИО1 с военной службы по состоянию здоровья, основанию, которое по своим правовым последствиям совпадает с увольнением по возрасту, командование прав и законных интересов заявителя не нарушило.
В соответствии с п. 16 ст. 34 Положения военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
Как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 перед исключением из списков личного состава были предоставлены положенные отпуска, а на счет его банковской карты перечислено полагающееся денежное довольствие и единовременное пособие при увольнении с военной службы.
Судом первой инстанции установлено, что за вещевым имуществом ФИО1 не обращался, однако имеется возможность обеспечить ФИО1 положенным к выдаче вещевым имуществом с июля 2006 года. Кроме того, ему начислена денежная компенсация вместо предметов вещевого имущества за последние 12 месяцев военной службы в размере 13 430 руб.
Согласно заявлению, поданному в суд, объяснениям представителя ФИО1 в суде, другим материалам дела, заявитель действия командования, связанные с обеспечением при исключении из списков личного состава положенными видами довольствия, не оспаривал.
В силу приведенных обстоятельств, а также принимая во внимание размер денежной компенсации вместо недополученного вещевого имущества, несвоевременное обеспечение заявителя таковым, в том числе вследствие отсутствия на это волеизъявления самого ФИО1, не может быть признано существенным нарушением со стороны органов военного управления и не является достаточным основанием для признания незаконным приказа об исключении заявителя из списков личного состава ГК ВВ МВД России.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование норм права, которых придерживается автор апелляционной жалобы в обоснование своей позиции, по вышеизложенным основаниям являются необоснованными.
Каких-либо существенных нарушений гражданского процессуального закона, которые бы путем лишения или ограничения прав заявителя повлияли или могли повлиять на постановление законного, обоснованного и справедливого решения при рассмотрении гражданского дела судом, не выявлено, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а оснований для его отмены либо изменения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 3271, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Верно.
Судья Московского окружного военного суда
ФИО8
Секретарь судебного заседания
ФИО7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.