Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 22 января 2015 г. по делу N 33А-57/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего Караблина А.А.,
судей: Балабанова Н.Н. и Коронца А.А.,
при секретаре - Болотниковой В.А., с участием заявителя, а также военного прокурора отдела военной прокуратуры Западного военного округа советника юстиции Гаджиметова Т.Д., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Ивановского гарнизонного военного суда от 13 октября 2014 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего 297 базы хранения военной техники и имущества подполковника Емелина Владимира Николаевича об оспаривании действий командующего войсками Западного военного округа (далее - ЗВО) и руководителя федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ЕРЦ), связанных с исключением из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Коронца А.А., объяснения заявителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, Емелин с ноября 2007 года проходил военную службу в войсковой части N, а с 1 декабря 2009 года проходит военную службу в распоряжении командующего войсками Московского военного округа и зачислен в списки личного состава 297 базы хранения военной техники и имущества (г. Иваново).
15 апреля 2014 года заявителем в порядке подчиненности подан рапорт о досрочном увольнении с военной службы по состоянию здоровья. В своем рапорте и при проведении беседы заявитель просил командование до увольнения с военной службы обеспечить его жилым помещением по избранному постоянному месту жительства в г. Подольске Московской области.
С учетом того обстоятельства, что заявитель не был признан нуждающимся в жилом помещении и такое право у него возникало только после 13 мая 2014 года, по истечении пяти лет после сознательного ухудшения им своих жилищных условий, командованием после проведения необходимой процедуры Емелин был 15 апреля 2014 года представлен к досрочному увольнению с военной службы и приказом командующего войсками ЗВО от 11 июля 2014 года N 309 досрочно уволен с военной службы по состоянию здоровья.
26 июня 2014 года заявителем в установленном порядке был подан рапорт в жилищный орган МО РФ о признании его нуждающимся в жилом помещении и решением начальника территориального отделения в Ивановской области - г. Иваново ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ от 28 июля 2014 года был принят на жилищный учет.
Приказом командующего войсками ЗВО от 15 августа 2014 года N 284 заявитель был исключен из списков личного состава воинской части.
Полагая исключением из списков личного состава воинской части без обеспечения жилым помещением и без предоставления дополнительного отпуска за 2014 год как ветерану боевых действий свои права нарушенными, Емелин обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным приказ командующего войсками ЗВО от 15 августа 2014 года N 284 в части касающейся исключения его из списков личного состава воинской части и отменить его, а также восстановить его в указанных списках, обеспечив денежным довольствием за период необоснованного исключения из списков личного состава части, предоставив ему дополнительный отпуск за 2014 год как ветерану боевых действий, обеспечив его жилым помещением, после чего исключить из списков личного состава воинской части.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявления Емелина отказано.
Будучи несогласным с решением суда и считая его незаконным в той его части, в которой судом ему отказано в удовлетворении заявления, автор жалобы просит в связи с нарушением судом норм материального права решение гарнизонного военного суда изменить и принять по делу новое решение в указанной части об удовлетворении его требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы, ссылаясь на п. 8 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 (далее - Инструкция), указывает, что суд не применил данную норму и дал неверную оценку обстоятельствам принятия его на жилищный учет с 26 июня 2014 года.
Далее автор жалобы полагает, что он незаконно 22 августа 2014 года был исключен из списков личного состава воинской части, поскольку на этот момент не был обеспечен жилым помещением, хотя уже был признан нуждающимся в жилом помещении.
Рассмотрев материалы дела и проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Отказывая заявителю в удовлетворении его требований о признании незаконным названного приказа об исключении его из списков личного состава воинской части, суд первой инстанции, сославшись на ч. 5.1 ст. 11, ч. 1, 14 ст. 15, ч. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п. 16 ст. 31, ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237, обоснованно исходил из того, что Емелин на момент представления его к увольнению и издания приказа об увольнении с военной службы не состоял на жилищном учете, в связи с чем у командования не имелось препятствий для его увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части, а принятое решение о его постановке на жилищный учет уже после издания приказа об увольнении, с учетом изъявленного им желания о получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства, не могло служить основанием для отмены приказа об исключении его из списков личного состава воинской части.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 14 ст. 15 названного Федерального закона, обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы в связи с проведением организационно-штатных мероприятий и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Таким образом, данная норма закона, ставит невозможность именно увольнение с военной службы военнослужащего, признанного в установленном порядке нуждающимся в получении жилого помещения, в зависимость от получения им жилья, а не исключение его из списков личного состава воинской части.
При этом, действующее законодательство не содержит ограничений на исключение заявителя, состоящего на жилищном учете, из списков личного состава без обеспечения жилым помещением.
Как было установлено в суде первой инстанции, у заявителя лишь 14 мая 2014 года истек срок со дня намеренного ухудшения им жилищных условий, сам он заявление о постановке на жилищный учет подал только 26 июня 2014 года, а решение жилищного органа о принятии его на жилищный учет было принято 28 июля 2014 года. При этом, Емелин был представлен к увольнению с военной службы 15 апреля 2014 года, приказ об увольнении его с военной службы был издан 11 июля 2014 года, а исключен он был из списков личного состава воинской части с 22 августа 2014 года.
Более того, Емелин в своем заявлении не оспаривает приказ об увольнении его с военной службы.
Учитывая то обстоятельство, что заявитель на момент представления его к увольнению с военной службы и издания приказа об увольнении с военной службы не состоял на жилищном учете, то у командования не имелось препятствий для его представления к увольнению с военной службы, а в последующем и увольнения с военной службы, а также исключения из списков личного состава воинской части.
То обстоятельство, что 28 июля 2014 года состоялось решение жилищного органа о принятии Емелина на жилищный учет, не может свидетельствовать о незаконности приказа командующего войсками Западного военного округа от 15 августа 2014 года N 284.
На основании п. 17 ст. 34 Положения, военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из данной нормы, согласие Емелина либо его отсутствие на увольнение с военной службы без предоставления жилого помещения в данном случае не имеет правого значения применительно к спорным правоотношениям по настоящему делу, поскольку при наличии имеющегося у него основания, он подлежал увольнению с военной службы и исключению из списков личного состава воинской части с оставлением в списках нуждающихся в получении жилья, а непредоставление ему жилого помещения для постоянного проживания в избранном месте жительства, исходя из вышеизложенного, не может являться препятствием для такого увольнения и исключения из указанных списков.
Вопреки утверждению в жалобе, судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального права, влекущих отмену обжалуемого решения, и они правильно применены судом.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование законодательства, которого придерживается заявитель в апелляционной жалобе, по вышеприведенным основаниям являются несостоятельными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327.1, 329 и п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ивановского гарнизонного военного суда от 13 октября 2014 года по заявлению Емелина Владимира Николаевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
"данные изъяты"
Судья Московского окружного военного суда А.А. Коронец
Секретарь судебного заседания В.А.Болотникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.