Судья Пензенского областного суда Попов П.Г.,
при секретаре Козловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Кыпчакбаевой А.А. на постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области от 29 сентября 2014 года N "данные изъяты" и решение судьи Никольского районного суда Пензенской области от 09 декабря 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кыпчакбаевой А.А.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области от 29 сентября 2014 года N "данные изъяты" генеральный директор "данные изъяты" Кыпчакбаева А.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое выразилось в нарушении правил оформления паспорта сделки N "данные изъяты" от 18 июня 2008 года, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
Решением судьи Никольского районного суда Пензенской области от 09 декабря 2014 года указанное постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, а жалоба Кыпчакбаевой А.А. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пензенский областной суд, Кыпчакбаева А.А., просила отменить вышеуказанные акты как незаконные и необоснованные, ссылаясь на малозначительность совершенного административного правонарушения, отсутствие умысла в нарушении правил оформления паспорта сделки, которое в кратчайшие сроки было устранено и не повлекло искажения отчетности по валютным операциям "данные изъяты"
Заслушав объяснения представителя Кыпчакбаевой А.А. - Шальнева Е.В., поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области - Волныкиной М.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, нахожу обжалуемые акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в административный орган по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судьей, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В силу положений ч. 5 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Согласно ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок.
Согласно ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля необходимые документы и информацию.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения и отчетности по валютным операциям в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов.
Порядок оформления паспорта сделки резидентами в уполномоченном банке установлен Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 04 июня 2012 года N 138-И (далее - Инструкция N 138-И), в соответствии с п. 6.1 которой, резидент, являющийся стороной по контракту (кредитному договору), оформляет в уполномоченном банке паспорт сделки в соответствии с приложением 4 к настоящей Инструкции (по форме 1 при осуществлении валютных операций по контракту и по форме 2 при осуществлении валютных операций по кредитному договору) (далее - ПС) и осуществляет валютные операции, связанные с расчетами по контракту (кредитному договору), только через свои счета, открытые в уполномоченном банке, оформившем ПС, либо в уполномоченном банке, принявшем на обслуживание контракт (кредитный договор) и ПС по нему, ранее оформленный в другом уполномоченном банке, и (или) через счет резидента, открытый в банке-нерезиденте, за исключением случаев, указанных в главе 12 настоящей Инструкции.
По каждому контракту (кредитному договору), указанному в главе 5 настоящей Инструкции, оформляется один ПС, за исключением случаев, указанных в абзаце первом пункта 7.10, главах 12 и 13 настоящей Инструкции (п. 6.4 Инструкции N 138-И).
В соответствии с приложением 4 к Инструкции в п. 1.2 (поле "Адрес") разд. 1 "Сведения о резиденте" паспорта сделки указывается адрес места нахождения юридического лица - резидента.
В силу п. 8.1 Инструкции N 138-И при внесении изменений и (или) дополнений в контракт, которые затрагивают сведения, содержащиеся в оформленном ПС, либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС (за исключением изменения информации о банке РС), резидент направляет в банк ПС заявление о переоформлении ПС.
Пунктами 8.3 и 8.4 Инструкции N 138-И предусмотрено, что одновременно с заявлением о переоформлении ПС резидент представляет в банк ПС документы и информацию, которые являются основанием внесения изменений в ПС. При изменении сведений о резиденте, указанных в ранее оформленном ПС, заявление о переоформлении ПС, документы и информация, которые необходимы для переоформления ПС, представляются резидентом в срок не позднее 30 рабочих дней после даты внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, либо в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, адрес местонахождения резидента является информацией, подлежащей обязательному внесению в паспорт сделки и ее изменению в паспорте при изменении местонахождения.
Как следует из обстоятельств дела, в связи с заключением ряда внешнеэкономических договоров "данные изъяты" выступающим в качестве резидента, в уполномоченном банке - Государственную корпорацию "данные изъяты" были оформлены следующие паспорта сделок:
- "данные изъяты" от 07 ноября 2012 года по договору "данные изъяты" от 29 октября 2012 года с фирмой-нерезидентом "данные изъяты"
- "данные изъяты" от 02 марта 2010 года по договору "данные изъяты" от 25 февраля 2010 года с фирмой-нерезидентом "данные изъяты"
- N "данные изъяты" от 18 августа 2008 года по договору "данные изъяты" от 04 августа 2008 года с фирмой-нерезидентом "данные изъяты"
- N "данные изъяты" от 18 июня 2008 года по договору "данные изъяты" от 09 июня 2008 года с фирмой-нерезидентом "данные изъяты"
- N "данные изъяты" от 25 марта 2011 года по договору "данные изъяты" от 23 марта 2011 года с фирмой-нерезидентом "данные изъяты"
- N "данные изъяты" от 21 декабря 2009 года по договору N "данные изъяты" от 17 февраля 2009 года с нерезидентом - Консорциумом "данные изъяты" Государственной компании по импорту и экспорту машин.
Во всех вышеперечисленных паспортах сделок "данные изъяты" указало свой адрес местонахождения: "данные изъяты"
Впоследствии, "данные изъяты"" изменило своё местонахождение на иное по адресу: "данные изъяты" о чем 31 января 2014 года были внесены сведения в Единый государственный реестр юридических лиц.
В связи с этим, у генерального директора "данные изъяты" Кыпчакбаевой А.А. возникла обязанность представить в уполномоченный банк - Государственную корпорацию "данные изъяты" заявления о переоформлении паспортов сделок не позднее 30 рабочих дней со дня внесения изменений, т.е. до 17 марта 2014 года.
Вместе с тем, данную обязанность генеральный директор "данные изъяты" Кыпчакбаева А.А. по паспорту сделки "данные изъяты" от 18 июня 2008 года исполнила лишь 28 марта 2014 года, т.е. с нарушением установленного срока на 11 календарных дней.
Исходя из того, что аналогичное нарушение сроков представления заявлений о внесении соответствующих изменений были допущены генеральным директором "данные изъяты" Кыпчакбаевой А.А. по каждому из вышеперечисленных паспортов сделок, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области квалифицировало эти действия в качестве самостоятельных административных правонарушений, предусмотренных ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, в отношении Кыпчакбаевой А.А. руководителем указанного Территориального управления были вынесены постановления от 29 сентября 2014 года "данные изъяты", включая постановление, обжалуемое по настоящему делу, о привлечении к административной ответственности по указанной статье Кодекса с назначением по каждому из них наказания в виде административного штрафа в размере 4000 руб., с чем согласилась судья Никольского районного суда Пензенской области при рассмотрении жалоб Кыпчакбаевой А.А. на данные постановления.
Однако данные выводы должностного лица административного органа и судьи районного суда о совершении Кыпчакбаевой А.А. самостоятельных административных правонарушений по каждому из паспортов сделок не могут быть признаны обоснованными исходя из следующего.
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: событие административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; причины и условия совершения административного правонарушения.
Событие административного правонарушения характеризует его внешнее проявление и состоит из деяния (действия или бездействия), предусмотренного Особенной частью Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях либо законами субъектов РФ, посягающего на охраняемые действующим административным законодательством общественные отношения, наступивших в его результате негативных (вредных) последствий и причинно-следственной связи между ними, а признаками, характеризующими событие правонарушения, являются место, время, способ и другие обстоятельства его совершения.
Событием административного правонарушения, установленного ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к указанным обстоятельствам является нарушение установленных правил оформления паспортов сделок.
Как следует из обстоятельств дела, генеральным директором "данные изъяты" допущено нарушение сроков представления в уполномоченный банк заявлений и подтверждающих документов, для которых предусмотрен один и тот же предельный срок их представления, исчисляемый с даты внесения изменений о новом адресе резидента в Едином государственном реестре юридических лиц.
Во всех без исключения случаях (по всем паспортам сделок, открытых в уполномоченном банке) общество вносило изменения в паспорта сделок в связи с единственным обстоятельством - изменением своего местонахождения, т.е. целью таких обращений было уведомить уполномоченный банк о данном обстоятельстве, одинаково относящемся ко всем паспортам сделок.
В связи с этим все указанные нарушения порядка оформления (переоформления) паспортов сделок, открытых в одном банке, имеют одни и те же существенные элементы, аналогичный набор обстоятельств, т.е. тождественность фактов, наличие которых образует состав единого административного правонарушения.
Кроме того, в соответствии с п. 8.2 Инструкции N 138-И изменения во все паспорта сделок, находящихся в одном уполномоченном банке, могут быть произведены путем подачи одного (общего) заявления о внесении изменений в паспорта сделок.
В данном случае внесение изменений в паспорта сделок в связи с изменением адреса, было произведено резидентом - "данные изъяты" путем подачи в уполномоченный банк - Государственную корпорацию "данные изъяты" общего заявления о переоформлении паспортов сделок 28 марта 2014 года, т.е. одномоментно, что фактически представляет собой единое действие.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что все указанные нарушения, связанные собой указанными фактами, одним основанием внесения изменений и общей целью резидента о приведении в соответствие содержащейся в паспортах сделок информации о местонахождении юридического лица, образуют единое событие правонарушения, по которому подлежит возбуждению одно дело об административном правонарушении.
Таким образом, постановлениями руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области от 29 сентября 2014 года "данные изъяты" (включая постановление, обжалуемое по настоящему делу) генеральный директор "данные изъяты" Кыпчакбаева А.А. фактически была неоднократно привлечена к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за одно деяние, образующее событие административного правонарушения, что противоречит требованиям ч. 5 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах имеет место существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем, обжалуемые акты - постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области от 29 сентября 2014 года N "данные изъяты" и решение судьи Никольского районного суда Пензенской области от 09 декабря 2014 года подлежат отмене, а дело об административном правонарушении - возвращению на новое рассмотрение в Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пензенского областного суда
РЕШИЛ:
Постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области от 29 сентября 2014 года N "данные изъяты" и решение судьи Никольского районного суда Пензенской области от 09 декабря 2014 года отменить.
Возвратить дело на новое рассмотрение в Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области.
Судья: П.Г. Попов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.