Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Медведевой Д.С.,
судей: Турлаева В.Н., Луневой С.П.,
с участием прокурора Протасовой О.Б.,
при секретаре Мараховском С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края в лице полномочного представителя Лобанович А.В.
на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 18 сентября 2014года,
по иску Прокурора Кочубеевского района Ставропольского края в защиту жилищных прав и интересов Туркенич Р.Е. к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о предоставлении специализированного жилого помещения,
заслушав доклад судьи Медведевой Д.С.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кочубеевского района Ставропольского края обратился в суд с иском, в последствии уточненным, в защиту жилищных прав и интересов Туркенич Р.Е., ... года рождения к Министерству строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства Ставропольского края, в котором просил обязать министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края предоставить Туркенич Р.Е., ... года рождения, уроженке ... Ставропольского края специализированное жилое помещение на территории Кочубеевского муниципального района.
В обосновании исковых требований истец указал, что Прокуратурой района проведена проверка по обращению Туркенич Р.Е., о нарушениях ее жилищных прав. По результатам проверки прокуратурой района установлено, что Туркенич Р.Е., ... года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Кочубеевского районного суда от 28.06.2001 года Туркенич Е.В. и Туркенич С.П. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней детей Туркенич Р.Е., ... и Туркенич М.Е., ... года рождения. Постановлением администрации Новодеревенского сельсовета Кочубеевского района СК Туркенич Р.Е. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
С 01.09.2008 года по 30.06.2013 года обучалась Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образовании "Сочинский государственный университет".
В декабре 2012 года специалистами отдела образования администрации Кочубеевского муниципального района в Министерство Ставропольского края направлены сведения о детях - сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из их числа, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в 2013 году, в состав которых входила Туркенич Р.Е.
Согласно информации Министерства образования Ставропольского края Туркенич Р.Е. включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2013 году. Однако, до настоящего времени Туркенич Р.Е. специализированным жилым помещением не обеспечена.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г.Ставрополя от 18 сентября 2014 года исковые требования прокурора Кочубеевского района в интересах Туркенич Р.Е. удовлетворены. Суд обязал Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края предоставить Туркенич Р.Е., ... года, уроженке ... Ставропольского края специализированное жилое помещение на территории Кочубеевского мцниципального района.
В апелляционной жалобе полномочный представитель ответчика просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказать в полном объеме. Указывает, что судом
не принято во внимание то обстоятельство, что Туркенич Р.Е. обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда СК 25.06.2014 года и в журнале учета заявление зарегистрировано под номером 571. Тогда как согласно действующему порядку жилые помещения предоставляются данной категории граждан однократно в порядке очередности согласно регистрации их заявлений в журнале регистрации заявлений, при наличии незаселенных специализированных жилых помещений необходимой общей жилой площади, соответствующей норме предоставления, по месту жительства у указанных лиц в границах coответствующего муниципального района или городского округа СК. Таким образом, выводы суда о том, что предоставления жилья указанной категории не ставится в настоящее время в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, не соответствуют действующему в настоящее время законодательству, так как первоочередное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрено, иначе будут нарушены права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в журнале регистрации до Туркенич Р.Е.
Возражений на апелляционную жалобу ответчика не поступило.
Истец Туркенич Р.Е. надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения дела, в заседание суда апелляционной инстанции не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Ответчик надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, в заседание суда апелляционной инстанции своего представителя не направил.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав прокурора Протасову О.Б., считавшую решение суда не подлежащим отмене, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ ( в редакции от 25.11 2013 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Из содержания приведенных положений следует, что предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий. При этом положения перечисленных норм не содержали указания на конкретный срок предоставления жилого помещения по договору социального найма данной категории граждан, что предполагало возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Туркенич Р.Е. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, и имеет право на предоставление жилого помещения.
Решением Кочубеевского районного суда от 28.06.2001 года Туркенич Е.В. и Туркенич С.П. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней детей Туркенич Р.Е., ... и Туркенич М.Е., ... года рождения. Постановлением администрации Новодеревенского сельсовета Кочубеевского района СК Туркенич РЕ. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В декабре 2012 года специалистами отдела образования администрации Кочубеевского муниципального района в Министерство Ставропольского края направлены сведения о детях - сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из их числа, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в 2013 году, в состав которых входила Туркенич Р.Е.
Согласно информации Министерства образования Ставропольского края Туркенич Р.Е. включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2013 году.
С 01.09.2008 года по 30.06.2013 года обучалась Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образовании "Сочинский государственный университет".
25.06.2014 года Туркенич Р.Е. обратилась с заявлением в Министерство жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда. (л.д.11).
Таким образом, у Туркенич Р.Е. как нуждающейся в жилом помещении (после окончания учебного заведения, а также достижения совершеннолетия), возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Однако, полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма так и не было предоставлено.
Постановка на жилищный учет по предоставлению вне очереди жилого помещения по льготной категории "дети-сироты" в муниципальном образовании свидетельствует о признании права на получение жилого помещения на территории данного муниципального образования.
Изменение порядка предоставления жилья лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может ограничить право данного лица на получение данного жилья.
Действующим законодательством Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства СК определено уполномоченным органом исполнительной власти по обеспечению жилыми помещениями указанных лиц.
Таким образом, суд обоснованно возложил на Министерство строительства, архитектуры жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края обязанность по обеспечению жилым помещением Туркенич Р.Е.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 18 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.