Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Безгиновой Л.А.,
судей Муратовой Н.И., Калоевой З.А.,
при секретаре Димитровой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края Осинцевой Е.Л. на решение Железноводского городского суда Ставропольского края от 19 ноября 2014 года по гражданскому делу по исковому заявлению Севостьяновой З.Д. к администрации города-курорта Железноводска о признании незаконным бездействия администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края, выразившегося в непринятии действенных мер к переселению Севостьяновой З.Д. из аварийного жилого помещения, возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения,
заслушав доклад судьи Муратовой Н.И.,
УСТАНОВИЛА:
Севостьянова З.Д. обратилась в суд с иском к администрации города- курорта Железноводска и с учетом уточненных исковых требований просила суд признать незаконным бездействие администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края, выразившееся в непринятии действенных мер к ее переселению из аварийного жилого помещения N ... в многоквартирном доме N ... по улице ... города Железноводска, возложить на администрацию города-курорта Железноводска обязанность в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда предоставить ей в собственность вне очереди благоустроенное жилое помещение применительно к условиям города Железноводска, равнозначное по общей и жилой площади и количеству комнат ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте муниципального образования города-курорта Железноводска.
Исковые требования мотивирует тем, что является собственником квартиры N ... дома N ... по улице ... города Железноводска, который согласно заключению межведомственной комиссии от 23 ноября 2006 года N 152-3, утвержденному постановлением главы города Железноводска от 29.12.2006 года N 785, признан аварийным и подлежащим сносу. На территории Ставропольского края реализуется краевая адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае на 2008-2011 годы". В адресный перечень данной программы включен и вышеуказанный многоквартирный дом. Ее неоднократные обращения в администрацию города-курорта Железноводска о переселении в другое благоустроенное жилое помещение результата не принесли.
Решением Железноводского городского суда Ставропольского края от 19 ноября 2014 года суд признал незаконным бездействие администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края, выразившееся в непринятии действенных мер к переселению Севостьяновой З.Д. из аварийного жилого помещения N ... в многоквартирном доме N ... по улице ... города Железноводска.
Суд возложил на администрацию города-курорта Железноводска обязанность предоставить в собственность Севостьяновой З.Д. вне очереди благоустроенное жилое помещение применительно к условиям города Железноводска, равнозначное по общей и жилой площади, и количеству комнат, ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте муниципального образования города- курорта Железноводска.
Суд установил срок исполнения решения суда до 01 мая 2015 года.
В апелляционной жалобе представитель администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края Осинцева Е.Л. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и без учета обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В ст. 35 Конституции РФ закреплено, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (п. 3 ст. 2 ЖК РФ).
Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В ст. 89 ЖК РФ закреплено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Как разъяснено в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В соответствии с разъяснением, которое дано в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ.
Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Бездействие органа местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, является основанием для его обжалования гражданами в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ.
Из материалов дела следует, что Севостьянова З.Д. зарегистрирована и проживает в принадлежащей ей на праве собственности квартире N ... дома N ... по улице ... города Железноводска, которая имеет общую площадь 23,1 квадратных метра, жилую площадь 13,2 квадратных метра и состоит из одной жилой комнаты.
Заключением межведомственной комиссии от 23.11.2006 года N 152-3, многоквартирный жилой дом N ... по улице ... в городе Железноводске признан аварийным и подлежащим сносу.
Заключение межведомственной комиссии от 23.11.2006 года N 152-3, утверждено постановлением главы города-курорта Железноводска Ставропольского края от 29 декабря 2006 года N 785, которым вышеуказанный многоквартирный дом признан непригодным для проживания с общим физическим износом 80,6%.
Между тем, в течение 8 лет переселение Севостьяновой З.Д. из аварийного дома не производилось. До настоящего времени другое жилье Севостьяновой З.Д. не предоставлено.
Судом установлено, что на момент принятия решения вопрос об отселении Севостьяновой З.Д., проживающей в вышеуказанном жилом доме, ответчиком не решен, жилое помещение ей в порядке, установленном жилищным законодательством, не предоставлено, данный жилой дом включен в адресный перечень краевой адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае на 2008 -2011 годы", однако ко времени рассмотрения дела требований к собственникам жилых помещений в многоквартирном жилом доме о его сносе или реконструкции, в том числе к истице, в порядке статьи 32 ЖК РФ предъявлено не было.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Судебная коллегия считает, что длительное бездействие администрации муниципального образования, выразившееся в непринятии мер, определенных ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, и включение аварийного многоквартирного дома, в котором находится спорное жилое помещение, в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", предоставляет право истцу по своему выбору требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.
Как следует из искового заявления, истец выбрала способ обеспечения жилищных прав в виде предоставления ей другого жилого помещения на праве собственности.
Оценив все представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходя из конкретных обстоятельств дела, вышеприведенных норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Севостьяновой З.Д. в части признания незаконным бездействия администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края, выразившегося в непринятии действенных мер к ее переселению из непригодного для проживания жилого помещения N ... в многоквартирном доме N ... по улице ... города Железноводска и возложении на администрацию города-курорта Железноводска обязанности предоставить ей в собственность вне очереди благоустроенное жилое помещение применительно к условиям города Железноводска, равнозначное по общей и жилой площади и количеству комнат ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте муниципального образования города-курорта Железноводска.
При этом суд, руководствуясь положениями ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, обоснованно установил разумный срок исполнения возложенной на ответчика обязанности до 01 мая 2015 года.
Доводы жалобы о невозможности предоставить истице равнозначное жилое помещение в связи с неисполнением застройщиком ООО "СМУ Курорта" условий муниципального контракта по передаче квартир в муниципальную собственность, не является основанием для отмены решения суда, поскольку при рассмотрении дела установлено, что помещение, в котором проживает истец, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния, в связи с чем предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от плана передачи квартир застройщиком ООО "СМУ Курорта".
Довод апелляционной жалобы о необоснованном указании судом первой инстанции на то, что ко времени рассмотрения дела от ответчика требований к собственникам жилых помещений в многоквартирном жилом доме о его сносе или реконструкции, в том числе к истице, в порядке статьи 32 ЖК РФ предъявлено не было, так как данный вопрос судом не исследовался, судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку оспариваемый вывод суда основан на материалах дела и ответчиком надлежащим образом не опровергнут.
Суд не усматривает оснований к переоценке имеющихся в деле доказательств по доводам апелляционной жалобы. Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к оспариванию оценки доказательств, приведенной судом в обоснование своих выводов, с которой судебная коллегия считает возможным согласиться.
Нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железноводского городского суда Ставропольского края от 19 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.