Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Судневой В.Н.
судей Кустовой И.Ю., Овчинниковой Н.А.
при секретаре Сероваевой Т.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления образования администрации муниципального образования " Пермский муниципальный район" на решение Пермского районного суда Пермского края от 20 ноября 2014 года, которым постановлено:
Признать незаконным бездействие Управления образования администрации муниципального образования Пермский район, выразившееся в не обеспечении П., ***2013г. рождения возможности получить дошкольное образование в МДОУ.
Возложить на Управление образования администрации муниципального образования Пермский район обязанность решить вопрос устройства П., ***2013г. рождения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение на территории Пермского муниципального района по месту проживания с учетом территориальной доступности в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пушкарева Н.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Управления образования администрации муниципального образования Пермский район, выразившееся в не обеспечении возможности несовершеннолетней П., 21.03.2013г. получить дошкольное образование в МДОУ, о возложении обязанности на Управление образования администрации муниципального образования Пермский район обязанность решить вопрос устройства несовершеннолетней П. в течение одного месяца в МДОУ, закрепленную за территорией по месту жительства, указав, что является матерью и законным представителем своей малолетней дочери П., ***2013г. рождения. Её ребенок стоит в очереди, с учетом имеющихся льгот, для зачисления в муниципальное дошкольное образовательное учреждении Заболотская ООШ под N 14-20-17. Первично желаемая дата поступления при постановке на учет была указана 01.09.2014г., но заявление с указанной датой принимать отказались по причине отсутствия мест в дошкольном учреждении Заболотского с/п, попросили переписать заявление и указать дату 01.09.2015г. После постановки ребенка на учет она неоднократно письменно и устно обращалась в Управление образования с просьбой решить вопрос устройства её ребенка в детский сад. Однако, Управление образования предоставление П. общедоступного бесплатного дошкольного образования не организовало, всех необходимых условий для её приема в детский сад не создали. Надлежащих мер, направленных на устройство её ребенка в дошкольное образовательное учреждение, не предприняли, сроков устройства не называют. Вопреки установленным государственным гарантиям в сфере образования, П. общедоступного бесплатного дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом не получает, в детский сад до настоящего времени не устроена. Управление образования отказывает в предоставлении места в МДОУ её дочери из-за отсутствия свободных мест. Считает, что Управление образования бездействует в реализации государственных гарантий в сфере образования, установленных ст. 5 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012г. N 273-ФЗ (л.д. 2-6).
16.10.2014г. заявитель Пушкарева Н.В. уточнила заявленные требования просила признать незаконным бездействие Управление образования администрации муниципального образования Пермский район, выразившееся в не обеспечении её дочери П., ***2013г. рождения возможности получить дошкольное образование в МДОУ и возложить на Управление образования администрации муниципального образования Пермский район обязанность решить вопрос устройства П., ***2013г. рождения в структурное подразделение детский сад МОУ Заболотская ООШ, закрепленную за территорией по месту жительства в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 33-37).
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Управление образования администрации Пермского муниципального района, указывая, что из положений закона не усматривается обязанность органа местного самоуправления устроить ребенка в конкретное дошкольное образовательное учреждение. Судом не исследованы обстоятельства того, что свободные места в Заболотском детском саду отсутствуют. Не учтено, что очередность формируется не по дате подачи заявки, а по дате рождения детей.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к его отмене не находит.
Судом первой инстанции установлено, что согласно свидетельству о рождении П. родилась ***2013г., отцом является Пушкарев А.В., мать Пушкарева Н.В. (л.д. 9).
Пушкарева Н.В. обращалась трижды в Управление образование Пермского муниципального района о предоставление её дочери П. места в детском саду Заболотского с/п.
Установив, что несовершеннолетняя П., 2013 года рождения имеет право на получение бесплатного дошкольного образования, заявления ее законного представителя матери Пушкаревой Н.В. о предоставлении путевки в детский сад до настоящего времени не удовлетворены, соответствующая путевка для получения бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении не получена, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных требований.Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
В ст. 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Исходя из положений, предусмотренных в ст. 67 названного Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения его вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.
Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств местного бюджета (ст. ст. 9, 15, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.
В силу п.3.1.1 Положения об управлении образования, утвержденного Решением Земского Собрания Пермского муниципального района от 26.03.2014 г. N 428, организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного образования на территории муниципального образования " Пермский муниципальный район " относится к полномочиям Управления образования.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии свободных мест, наличии очереди на прием в дошкольное образовательное учреждение, нарушение прав иных очередников, ограничение количества воспитанников в детских учреждениях нормами СанПин 2.4.13049-13 " Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций " не могут служить основанием для отмены судебного решения т.к. данные обстоятельства не освобождают от выполнения обязанности по обеспечению общедоступным бесплатным дошкольным образованием в отношении каждого ребенка, в том числе и ребенка заявителя.
Принимая во, внимание, что предоставление места в детском саду должно учитывать требования территориальной доступности, решение суда в части возложения обязанности решить вопрос устройства несовершеннолетней по месту проживания нельзя признать противоречащим закону.
Иных доводов, влекущих отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании; изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пермского районного суда Пермского края от 20 ноября 2014 года по доводам апелляционной жалобы Управления образования администрации муниципального образования "Пермский муниципальный район " оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.