Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего судьи Киселевой Н.В., судей Фомина В.И., Пьянкова Д.А., при секретаре Кармановой Ж.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 18 февраля 2015 года дело по апелляционной жалобе администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 17.11.2014 года, которым постановлено:
"Обязать администрацию г. Перми предоставить Щетинину В.И., Щетининой А.О., Щетининой Щ1., Щетинина Щ2. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 60 кв.м., в черте города Перми".
Заслушав доклад судьи Фомина В.И., объяснения истцов Щетинина В.И., Щетининой А.О., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Щетинин В.И., Щетинина А.О., действующая за себя и в интересах несовершеннолетних детей Щ1., Щ2. обратились в суд с иском к администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить, как семье, состоящей на учете в качестве нуждающихся, жилое помещение по договору социального найма, во внеочередном порядке, из расчета площади на одного человека не менее нормы предоставления, установленной на территории г. Перми. Заявленные требования мотивировали тем, что они всей семьей проживают и состоят на регистрационном учете по месту жительства в комнате, общей площадью 14,8 кв. м, расположенной по адресу: ****, принадлежащей Щетинину В.И. на праве собственности. Дом по указанному адресу признан аварийным и подлежащим сносу. Семья Щетининых состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях с 03.03.2014 г. На основании изложенного, в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. N 106, считают, что имеют право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, во внеочередном порядке, из расчета площади на одного человека не менее нормы предоставления, установленной на территории г. Перми.
В судебном заседании истцы Щетинин В.И., Щетинина А.О. заявленные исковые требования поддержали.
Представители ответчика администрация г. Перми, третьих лиц Управления жилищных отношений администрации г. Перми, МБУ "Управление муниципальным жилищным фондом города Перми", Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик администрация г. Перми просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Приводит доводы о том, что суд не принял во внимание положения части 10 ст. 32 ЖК РФ. Администрацией города до настоящего времени решение об изъятии земельного участка, на котором расположен дом, а также о сносе дома и изъятии жилых помещений не принималось. Поскольку установленная законом процедура изъятия жилого помещения не соблюдена, у суда не имелось оснований для удовлетворения исковых требований. Кроме этого, судом при вынесении решения не учтены разъяснения, данные в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года N 14, не учтено, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер, и переселение ответчиков осуществляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу. Считают, что судом неправильно истолкованы и применены нормы жилищного законодательства, в частности, положения статей 86, 89 Жилищного кодекса РФ.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, не усматривает оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, Щетинин В.И. является собственником комнаты, общей площадью 14,8 кв.м. в том числе жилой 9,4 кв.м., в 5-комнатной квартире по адресу: ****.
По указанному адресу кроме истца Щетинина В.И. зарегистрированы члены его семьи Щетинина А.О., Щ1., Щ2.
Заключением межведомственной комиссии от 24.07.2013 года жилой дом по адресу: ****, признан аварийным и подлежащим сносу.
По данным ГУП ЦТИ Пермского края Щетинина А.О., Щ1., Щ2. не имеют в г. Перми квартиры и жилья в частном доме, принадлежащих им на праве собственности.
По данным Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Щетинина А.О., Щ1., Щ2. не имеют жилых помещений в собственности.
Решением Комитета социальной защиты населения администрации г. Перми N ** от 26.12.2013 г. семья Щетининой А.О., в составе Щетининой А.О., Щетинина В.И., Щ1. признаны малоимущими в целях признания нуждающимися в получении жилого помещения по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде.
Распоряжением начальника Управление жилищных отношений от 03.03.2014 г. N ** Щетинина А.О., в составе семьи из трех человек, в том числе Щетинина В.И., Щ1. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Распоряжением начальника Управления жилищных отношений от 28.07.2014 г. N ** в качестве члена семьи Щетининой А.О. включен Щ2.
Положениями частей 1 и 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено предоставление гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, жилых помещений по договорам социального найма, гражданам, проживающим в непригодных для проживания жилых помещениях - вне очереди.
24.07.2013 года дом по адресу: ****, признан аварийным и подлежащим сносу.
До настоящего времени Щетинины из него не расселены и жилого помещения для их переселения администрация г. Перми не предложила.
С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований о предоставлении истцам во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, общей площадью не менее 60 кв.м., в черте г. Перми.
Истцы признаны малоимущими, поставлены на учет в качестве лиц, обладающих правом на обеспечение жильем по договору социального найма, а непригодность для проживания квартиры, которую они занимают, обуславливает их право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма в порядке статьи 57 ЖК РФ.
Судебная коллегия также находит решение суда обоснованным в части определения предоставления жилого помещения по норме предоставления в размере по 15 кв. м на каждого члена семьи.
Признание жилого помещения непригодным для проживания либо не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу пунктов 38 и 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
В данном случае, предоставление гражданам жилого помещения по норме предоставления обеспечивает восстановление нарушенного жилищного права в соответствии с положениями ч. 5 ст. 57 ЖК РФ.
Как указывалось выше, признанием истцов малоимущими, постановкой их на соответствующий учет и проживание в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, ремонту или реконструкции не подлежащим, в силу п.п. 1 п. 2 ст. 57 ЖК РФ влечет право на предоставление жилого помещения вне всякой очереди.
Доводы апелляционной жалобы об определении площади подлежащего предоставлению Щетининым жилого помещения равнозначного по размеру занимаемых помещений (ч. 1 ст. 89 ЖК РФ) основаны на ошибочном толковании норм материального права, поскольку установив право истца на предоставление жилого помещения в соответствии с требованиями п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, следовало исходить из нормы предоставления жилья, предусмотренной данной статьей Жилищного кодекса Российской Федерации (ч. 5).
Согласно ч.2 ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с ч.2 ст.49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Из содержания вышеизложенных норм права следует, что жилищное законодательство не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, жилое помещение которых, принадлежащее им на праве собственности, стало непригодным для проживания, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Для того, чтобы у органа муниципального образования возникла обязанность по предоставлению истцам во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, необходимо, чтобы их семья была в установленном порядке признана малоимущей.
Данное обстоятельство следует и из содержания определения Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 г. N 376- О-П, согласно которому федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Всем представленным доказательствам, судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, а потому не являются основаниями для отмены судебного решения.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Оставить решение Ленинского районного суда г. Перми от 17.11.2014 года без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Перми - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.