Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Сергеева В.А., судей Никитиной Т.А., Стрельцова А.С. при секретаре Корякине М.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 18 февраля 2015 года дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 08 декабря 2014 года, которым постановлено: Исковые требования Лысьвенского городского прокурора в интересах Пермяковой В.Р. удовлетворить. Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить Пермяковой В.Р., /дата рождения/, по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м, в черте города Лысьва.
Заслушав доклад судьи Сергеева В.А., выслушав пояснения прокурора Третьяковой О.В., исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лысьвенский городской прокурор обратился в суд с иском к Правительству Пермского края и Территориальному управлению Министерства социального развития по Лысьвенскому городскому округу в защиту жилищных прав Пермяковой В.Р.
Указал, что истец обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать умерла, сведения об отце внесены в свидетельство о рождении, со слов матери. 17.05.2013 года Пермякова В.Р. по письменному заявлению была включена в очередь на получение по договору найма специализированного жилого помещения. Жилым помещением истец не обеспечена до настоящего времени.
Просит возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить Пермяковой В.Р. по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда, благоустроенное применительно к условиям г. Лысьвы, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., находящееся на территории г. Лысьва. Просит возложить на Территориальное управление Министерства социального развития по Лысьвенскому городскому округу обязанность произвести осмотр предложенного истцу жилого помещения.
Судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого в части в апелляционной жалобе просит ответчик Правительство Пермского края. По мнению ответчика, суд первой инстанции неправильно применил материальный закон, поскольку не учёл, что в силу требований закона ответчик имеет право предоставить жильё истцу на территории всего Пермского края, а не только конкретного района субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании представитель прокурор Третьякова О.В. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила оставить без изменения решение районного суда.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещались о дате, времени и месте проведения судебного заседания по адресам, указанным в материалах дела.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Истца, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Юридически значимые для дела обстоятельства установлены судом правильно, совокупности собранных по делу доказательств, пояснениям сторон, письменным доказательствам судом дана надлежащая оценка, выводы суда должным образом мотивированы, материальный закон применён и истолкован правильно, нарушений требований процессуального законодательства судом не допущено.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159 - ФЗ от 21.12.1996, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации, в соответствии ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 4 и ст. 5 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе, и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края, в соответствии ч. 1 ст. 6 Закона Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 29.12.2004 года N 1939-419.
Судом первой инстанции установлено, что Пермякова В.Р. является лицом, относящимся к категории "дети, оставшиеся без попечения родителей". Мать истца, решением Лысьвенского городского суда Пермского края от 14.01.2003 года, была лишена родительских прав в отношении Пемяковой В.Р., сведений об отце не имеется, поскольку его данные записаны со слов матери истца.
Постановлением главы г. Лысьвы от 21.03.2003 года, Пермякова В.Р. была направлена в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы МО "ЛМР" от 17.03.2009 года над Пермяковой В.Р. установлено попечительство, попечителем назначен Е.
Решением ТУ Минсоцразвития по ЛГО от 17.05.2013 года Пермякова В.Р. на основании личного заявления от 10.04.2013 года была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края.
По сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним ГУП "ЦТИ", Пермякова В.Р. и ее мать в собственности жилья не имеют. Истица совместно с сыном Пермяковым С.И., 11.05.2014 года рождения, зарегистрирована по адресу: **** в г. Лысьва. Данный жилой дом, как следует из выписки из ЕГРП и свидетельств о гос. регистрации права принадлежит на праве собственности Пермяковой В.В., Пермякову К.В., Пермяковой А.В. и Пермяковой Л.Б.
Доказательства того, что с момента постановки на учёт изменились обстоятельства, в связи с чем Пермякова В.Р. перестала являться нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с приобретением жилья в собственность либо в постоянное пользование по договору социального найма, или по иным установленным законом основаниям, в ходе разрешения спора не представлены и в судебном заседании не найдены. При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно исходил из факта отсутствия у истца жилого помещения, в котором она имеет возможность реализовать свои жилищные права.
Вопрос о предоставлении жилых помещений на основании договоров найма специализированного жилого фонда отдельным категориям лиц разрешается в соответствии с "Порядок предоставления детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений", утверждённого Постановлением Правительства Пермского края N 1194 - П от 09.09.2013. Применение данного нормативно - правового акта к спорным правоотношениям судебная коллегия находит обоснованным, в силу требований п. 1.3. данного порядка норма предоставления площади жилого помещения для лица соответствующей категории граждан составляет 33 кв.м. Доводы апелляционной жалобы о том, что в силу требований закона ответчик имеет право предоставить жилье истцу на территории всего Пермского края, судебная коллегия находит основанными на ошибочном толковании закона. В силу требований п. 1.3. "Порядок предоставления детям - сиротам" жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства, которым является место постоянного или преимущественного проживания в силу требований ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что истец проживает на территории города Лысьва Пермского края и предоставление жилья за пределами данного города возможно лишь с согласия истца в соответствии с требованиями п. 1.4. "Порядок предоставления детям-сиротам.
Иных доводов, влияющих на законность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, правового значения для настоящего спора они не имеют, поскольку данные доводы направлены на переоценку выводов суда и не могут повлиять на обоснованность принятого решения. При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что, суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение и оснований для отмены либо изменения судебного решения, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Правительства Пермского края на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 08 декабря 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.