Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Варламовой Е.А., Вороновой М.Н.,
при секретаре Аррыковой Л.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 февраля 2015 года апелляционную жалобу Администрации городского поселения Луховицы Луховицкого муниципального района Московской области
на решение Луховицкого районного суда Московской области от 17 декабря 2014 года по делу по заявлению Куприянова Юрия Сергеевича об оспаривании отказа Администрации городского поселения Луховицы Луховицкого муниципального района Московской области в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
объяснения представителя администрации городского поселения Луховицы Луховицкого муниципального района Московской области Меньшиковой Н.О., Куприянова Ю.С.,
УСТАНОВИЛА:
Куприянов Ю.С. обратился в суд с указанным заявлением, в котором просил признать незаконным постановление администрации городского поселения Луховицы Луховицкого муниципального района Московской области от 05.11.2014 года N 115 об отказе в призвании нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязать администрацию городского поселения Луховицы признать Куприянова Ю.С. нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставить его на учет в качестве нуждающегося жилым помещением, так как он является ветераном - инвалидом Великой Отечественной войны, нуждающимся в предоставлении жилого помещения.
В судебном заседании Куприянов Ю.С. заявленные требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица администрации городского поселения Луховицы Луховицкого муниципального района Московской области с заявлением не согласилась, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Луховицкого городского суда заявленные требования Куприянова Ю.С. удовлетворены.
Не согласившись с постановленным по делу решением, заинтересованное лицо обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить, принять по делу новое решение.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
Согласно ч.1 ст.7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с ч.1, ч.2 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ч.1 чт.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение (п. "ж").
Федеральный закон от 12.01.1995 года N5-ФЗ (ред. от 28.06.2014) "О ветеранах" (далее - Закон "О ветеранах") устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
В пп. 4 п.1 ст. 14 Закона "О ветеранах" предусмотрена такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 этого Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов был принят Указ Президента Российской Федерации N714 от 07.05.2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", которым, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, было постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (пункт 1).
В соответствии с п.1 ст. 23.2 Закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 этого закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В силу ч.2 этой статьи средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Согласно ч.12 ст. 23.2 Закона "О ветеранах" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 этой статьи.
Закон Московской области от 26.07.2006 года N125/2006-03 "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" (далее - Закон Московской области) устанавливает порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающих на территории Московской области, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом "О ветеранах", Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и вышеуказанным Указом Президента Российской Федерации.
Согласно ст. 3 названного Закона Московской области списки льготных граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма за счет средств федерального бюджета, формируют органы местного самоуправления.
Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст. 51 ЖК РФ. К таким лицам относятся с том числе, лица, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно удостоверения от "данные изъяты", выданного Могилевским областным комиссариатом, Куприянов Ю.С. является инвалидом второй группы и имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для инвалидов Отечественной войны. (л.д. 11).
В соответствии со справкой Военного комиссариата Московской области от 17.01.2014 года N 4337 Куприянов Ю.С. "данные изъяты" является инвалидом Великой Отечественной войны, имеет права на льготы и преимущества, установленные ст.14 ФЗ " О ветеранах".
Заявитель вместе с женой Куприяновой А.В. были зарегистрированы и проживали в квартире, расположенной по адресу: "данные изъяты", приобретенной на основании договора купли - продажи квартиры от 11.06.1998 года (л.д. 18, 27).
26.09.2012 года заявитель произвел отчуждение принадлежащей ему квартиры и переехал в Московскую область.
В настоящее время у заявителя нет жилья в собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 01.04.2014 года.
После переезда вместе с женой Куприянов Ю.С. с согласия собственника квартиры Куприяновой Н.А. стали проживать и зарегистрировались в однокомнатной квартире общей площадью 33,10 кв.м, расположенной по адресу: "данные изъяты"
Из материалов дела следует, что Куприянова Н.А. удочерена сыном Куприянова Ю.С. -Куприяновым А.Ю., не является Куприянову Ю.С. родной внучкой.
Из расписки Куприяновой Н.А. от 26.10.2012 года усматривается, что она разрешила Куприянову Ю.С. и его жене Куприяновой А.В. проживать на ее жилплощади бессрочно (л.д. 9).
19.04.2014 года жена Куприянова Ю.С. умерла (л.д. 15).
13.10.2014 года заявитель обратился в администрацию городского поселения Луховицы с заявлением о принятии в качестве нуждающегося улучшении жилищных условий и включении его в список ветеранов Великой Отечественной войны для обеспечения жилым помещением, за счет средств Федерального бюджета.
Постановлением администрации городского поселения Луховицы от 15.11.2014 г. N 115 было отказано в принятии постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании ст. 53 ЖК РФ, так как 26.09.2012 года заявитель произвел отчуждение принадлежащей ему квартиры, расположенной по адресу: "данные изъяты", тем самым намеренно ухудшил свои жилищные условия. С момента совершения указанных действий не истек установленный ст.53 ЖК РФ 5-летний срок для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Заявителю разъяснено, что за постановкой на учет он может обратиться не ранее сентября 2017 года (л.д. 5).
В силу положений ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемого постановления в данном случае возлагается на администрацию городского поселения Луховицы.
Разрешая заявленные требования, суд принял во внимание, что Куприянов Ю.С. и его супруга были вселены собственником квартиры Куприяновой Н.А., однако членом ее семьи они не являются.
Указанный вывод соответствует положениям ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, поскольку близкими родственниками заявитель и собственник жилого помещения не являются, последняя не зарегистрирована, не проживает в этом жилом помещении, они не ведут совместное хозяйство. Данные обстоятельства не опровергнуты.
Из справки от 21.01.2014 года N15, выданной главой муниципального образования "Город Воткинск", усматривается, что Куприянов Ю.С. ранее на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в администрации г.Воткинска не состоял и единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, как ветеран Великой Отечественной войны, не получал.
Доводы заявителя о том, что указанная квартира в г. Воткинске была приобретена заявителем за свои личные средства по договору купли-продажи от 11.06.1998 года, заинтересованным лицом не опровергнуты.
Доказательств, подтверждающих, что Куприянов Ю.С. ранее получил от государства бесплатно какое-либо жилое помещение, суду не представлено.
Судом дана правовая оценка доводам о намеренном ухудшении заявителем жилищных условий в связи с продажей жилого помещения в г. Воткинске и переездом в Московскую область.
Судом принято во внимание, что на момент отчуждения квартиры в Удмуртской Республике заявитель и его жена находились в преклонном возрасте (86 лет), являлись нетрудоспособными; жена заявителя страдала тяжелыми заболеваниями и нуждалась дорогостоящем высококачественном лечении, что подтверждается сведениями выписки из истории болезни Куприяновой А.В., 1926 года рождения, выданной Луховицкой центральной районной больницей. Сам заявитель является инвалидом Великой Отечественной войны, имеет 2 группу инвалидности, страдает рядом хронических заболеваний.
С учетом положений ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 года N 195- ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", суд пришел к верному выводу о том, что продажа квартиры в г. Воткинске и переезд семьи Куприяновых в Московскую область в сентябре 2012 года из Удмуртской Республики в г.
Луховицы Московской области были вызваны тяжелыми жизненными обстоятельствами, заявитель не преследовал цель быть признанным нуждающимся в жилом помещении.
Оценив указанные обстоятельства и представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель является нуждающимся в улучшении жилищных условий, имеет право на меру социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, а поэтому оспариваемое постановление администрации городского поселения Луховицы от 05.11.2014 года N115 следует признать незаконным, обязав администрацию города поставить заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с 13.10.2014 года - даты его обращения в администрацию города.
Судебная коллегия, соглашаясь с указанными выводами суда первой инстанции, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения об удовлетворении требований Куприянова Ю.С.
Доводы апелляционной жалобы заявителя не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на иную, нежели у суда, оценку фактических обстоятельств дела и подлежащих применению к возникшим правоотношениям норм материального права.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Луховицкого городского суда Московской области от 17 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.