Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Варламовой Е.А., Вороновой М.Н.,
при секретаре Аррыковой Л.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании
25 февраля
2015 года апелляционную жалобу Сергеевой Е.Е.
на решение Лобненского городского суда Московской области от 25 ноября 2014 года по делу по заявлению Сергеевой Екатерины Евгеньевны о признании недействующими нормативных правовых актов,
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
объяснения представителя Совета депутатов города Лобни Богомоловой Т.А., заключение прокурора Прошиной И.А.,
УСТАНОВИЛА:
Сергеева Е.Е. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать недействующими подп. 1 п.4.4 Положения "О порядке предоставления в аренду земельных участков, расположенных на территории г. Лобня Московской области", принятого решением Совета депутатов г. Лобня от 26.06.2003г. N 38/425 (в редакции от 26.02.2013г.), устанавливающего формулу для определения размера годовой арендной платы за пользование земельными участками, и п. 1 решения Совета депутатов г. Лобня от 24.08.2006г. N 27/533 "Об утверждении повышающих коэффициентов (Пкд) и об утверждении коэффициентов местоположения (Км) земельного участка, применяемых при расчете арендной платы за землю" (в редакции от 25.09.2012г.) в части утверждения повышающего коэффициента, применяемого при расчете арендной платы за земельные участки для размещения объектов торговли.
В обоснование указал, что оспариваемые акты создают заявителю - индивидуальному предпринимателю, - необоснованные препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат ст. 8 Конституции РФ, п.4 ст. 22, п. 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ, ч.1 ст. 15 Федерального закона РФ "О защите конкуренции", поскольку определяемая в соответствии с формулами арендная плата превышает размер земельного налога либо выкупную стоимость земельного участка.
В судебное заседание представитель заявителя явился, заявленные требования поддержал.
Представители Совета депутатов г. Лобни возражали против удовлетворения заявленных требований.
Зам.прокурора г.Лобня в судебное заседание явился возражал против удовлетворения заявленных требований.
Решением Лобненского городского суда Московской области от 25 ноября 2014 года в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Сергеева Е.Е. просит указанное решение суда отменить, требования удовлетворить.
Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора Прошиной И.А., считавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия оснований к отмене обжалуемого решения суда не находит.
Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Из материалов дела следует, что Сергеева Е.Е. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и является собственником нежилых помещений N 009 площадью 603 кв.м и N 010 площадью 703 кв.м соответственно, расположенных по адресу: Московская обл., г. Лобня, ул. Кольцевая, д.1, на основании договора купли-продажи от 20.01.2009г. N 1 и актов завершения переустройства и перепланировки нежилого помещения от 27.08.2010г. и 24.05.2010г. Право собственности приобретено Сергеевой Е.Е. в порядке приватизации муниципального имущества и зарегистрировано в ЕЕРП (л.д.12, 14-18, 19, 20).
Данные помещения находятся в здании, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 50:41:0020525:9 общей площадью 4990 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение административной и общественной деятельности, находящемся в собственности муниципального образования "Город Лобня" Московской области, что подтверждается выпиской из ЕЕРП от 18.06.2014 г.
20.12.2011 года между Комитетом по управлению имуществом г. Лобня и Сергеевой Е.Е. заключен договор аренды N 76-11 земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора сроком действия с 1.12.2011г. по 31.10.2012г. (л.д.21-35).
14.11.2012г. между Комитетом по управлению имуществом г. Лобня и арендаторами заключен договор аренды N 105-12 земельного участка сроком действия с 1.11.2012г. по 30.09.2013г., от подписания которого Сергеева Е.Е. уклонилась (л.д.36-56).
Согласно расчету арендной платы приложения N 2 к договору, соответствует формуле определения размера годовой арендной платы, установленной подп. 1 п.4.4 Положения "О порядке предоставления в аренду земельных участков, расположенных на территории г. Лобня Московской области", с повышающим коэффициентом, установленным п. 1 решения Совета депутатов г. Лобня от 24.08.2006г. N 27/533 "Об утверждении повышающих коэффициентов (Пкд) и об утверждении коэффициентов местоположения (Км) земельного участка, применяемых при расчете арендной платы за землю".
Заявитель оспаривает подп. 1 п.4.4 Положения "О порядке предоставления в аренду земельных участков, расположенных на территории г. Лобня Московской области", принятого решением Совета депутатов г. Лобня от 26.06.2003г. N 38/425 (в редакции решений Совета депутатов г. Лобня от 27.01.2005г. N 10/168, от 26.05.2005г. N 14/231, от 29.06.2009г. N 113/4, от 31.08.2010г. N 148/20, от 28.10.2010г. N 203/22, от 26.02.2013г. N 373/16, опубликованного в газете "Лобня", N 9, 01.03.2013), устанавливающий формулу для определения размера годовой арендной платы (л.д.109-128, 129-134);
п. 1 решения Совета депутатов г. Лобня от 24.08.2006г. N 27/533 "Об утверждении повышающих коэффициентов (Пкд) и об утверждении коэффициентов местоположения (Км) земельного участка, применяемых при расчете арендной платы за землю" (в ред. решений Совета депутатов г. Лобня от 26.11.2009г. N 228/9, от 28.10.2010г. N 199/22, от 09.08.2011г. N 178/33, с изменениями, внесенными решениями от 31.05.2007г. N 38/766, от 25.09.2008г. N 190/51, от 25.09.2012г. N 227/11, опубликованного в газете "Лобня", N 39, 28.09.2012) в части утверждения повышающего коэффициента, применяемого при расчете арендной платы за земельные участки для размещения объектов торговли (л.д.135-153).
Согласно 4.1 Положения порядок определения арендной платы, условия ее внесения и изменения устанавливаются договором аренды в соответствии с Законом Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" и настоящим Положением.
В силу подп.1 п. 4.4 Положения размер годовой арендной платы определяется по формуле: Апл = Аб х Кд х Пкд х Км х S, где:
Аб - базовый размер арендной платы;
Кд - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка;
Пкд - корректирующий коэффициент;
Км - коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории города Лобня;
S - площадь арендуемого земельного участка.
Согласно п. 4.6 Положения значения коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка (Кд), и порядок применения их при расчете арендной платы осуществляются в соответствии с Законом Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области". Если на земельном участке арендатор осуществляет различные виды деятельности или условия использования им земельного участка различны, значение Кд применяется в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка. В случае если в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка арендатор осуществляет различные виды деятельности или условия использования им земельного участка различны, из всех возможных значений Кд применяется наибольшее. Пределы коэффициентов Пкд и Км, порядок их применения и изменения устанавливаются вышеуказанным Законом. Значения коэффициентов утверждаются решением Совета депутатов города Лобня.
Приложением к Закону Московской области "О регулировании земельных отношений" значение коэффициента, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка Кд для размещения объектов торговли, за исключением киосков, палаток, торговых павильонов, рынков и ярмарок установлено 4,2.
Пунктом 1 Решения Совета депутатов г. Лобня от 24.08.2006г. N 27/533 "Об утверждении повышающих коэффициентов (Пкд) и об утверждении коэффициентов местоположения (Км) земельного участка, применяемых при расчете арендной платы за землю" корректирующий коэффициент (Пкд), применяемый при расчете арендной платы за земельные участка для размещения объектов торговли, за исключением киосков, палаток, торговых павильонов рынков и ярмарок, определен в размере 2.
В соответствии со ст.65 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ). Арендная плата относится к одной из форм платы за использование земли.
Как указано в п. 3 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно абз.2 п. 3 ст. 36 ЗК РФ в случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании.
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации". К таковым принципам относятся: принцип экономической обоснованности; принцип предсказуемости расчета размера арендной платы; принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы; принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки; принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога; принцип запрета необоснованных предпочтений.
Основываясь на вышеуказанных принципах, Правительство РФ определило в указанном Постановлении от 16.07.2009г. N 582 соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Правовое регулирование земельных отношений в Московской области осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Земельным кодексом РФ, федеральными законами, Уставом Московской области, настоящим Законом и иными законами Московской области, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Московской области (ст. 1 Закона Московской области от 7.06.1996г. N 23/96 - 03 "О регулировании земельных отношений в Московской области").
Статья 14 указанного Закона устанавливает порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Московской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с подп. 3 п.4.1 ст. 14 Закона определение арендной платы (Апл) при аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности, осуществляется по формуле Апл = Аб х Кд х Пкд х Км х S, где:
Аб - базовый размер арендной платы;
Кд - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка;
(в ред. Закона Московской области от 14.07.2011 N 125/2011-03)
Пкд - корректирующий коэффициент; (в ред. Закона Московской области от 17.07.2009 N 96/2009-03)
Км - коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования;
S - площадь арендуемого земельного участка.
Принадлежащие Сергеевой Е.Е. помещения располагаются на земельном участке, находящемся в собственности муниципального образования "Город Лобня" Московской области.
Как указано в ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Аналогичное положение закреплено в ст. 2 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области", согласно которому органы местного самоуправления осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также в п. 3 ч.1 ст. 16, 51 Федерального закона от 6.10.2003г. N 131-фз "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (п.5 ч.10 ст. 35 Федерального закона от 6.10.2003г. N 131-фз).
Как указано в ст. 7 указанного Федерального закона от 6.10.2003г. N 131-фз по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Из вышеприведенных норм федерального законодательства следует, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, устанавливаются органами местного самоуправления.
Таким образом, суд правильно указал, что, устанавливая порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, Совет депутатов города Лобня Московской области действовал в пределах своей компетенции.
Как верно указал суд, установление в подп.1 п.4.4 Положения формулы для расчета арендной платы, аналогичной формуле, принятой Законом Московской области, не противоречит Конституции РФ и нормам гражданского и земельного законодательства РФ.
Согласно ч.4 ст. 14 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" корректирующие коэффициенты (Пкд) применяются только к коэффициентам, учитывающим вид разрешенного использования земельного участка. В соответствии с абз.3 ч.4 указанной нормы Закона Пкд устанавливается в пределах от 1 до 3.
При таких обстоятельствах установление на территории г.о.Лобня Пкд, равного 2, закону не противоречит.
Давая оценку доводам заявителя об экономической необоснованности оспариваемой формулы, суд принял во внимание, что данной формулой предусмотрен единый порядок определения арендной платы за аренду земельных участков, относящихся к одной категории земель и виду разрешенного использования, предоставленных по одним и тем же основаниям.
Способ определения арендной платы на основании установленной п.4.4. Положения формулы не противоречит Постановлению Правительства РФ N 582 от 16.07.2009г., поскольку законодателем не установлена единая методика расчета арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности.
Таким образом, судом пришел к обоснованному выводу о том, что Совет депутатов г. Лобня был вправе установить способ определения арендной платы, в том числе по формуле, указанной в ст. 14 Закона Московской области N 23/96-03, исходя из объективных факторов, характеризующих каждый конкретный земельный участок: категория земель, вид разрешенного использования, местоположение.
Судебная коллегия, соглашаясь с указанными выводами суда первой инстанции, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения об отказе в удовлетворении требований Сергеевой Е.Е.
Доводы апелляционной жалобы оснований к отмене законного и обоснованного решения суда не содержат.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лобненского городского суда Московской области от 25 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.