Решение Алтайского краевого суда от 11 февраля 2015 г. по делу N 21-3/2015
Судья Алтайского краевого суда Мокрушина В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Алтайского отдела по надзору за тепловыми электростанциями, теплогенерирующими установками и сетями и котлонадзору Сибирского Управления Ростехнадзора Новикова С. А. на решение судьи Славгородского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу по жалобе директора МУП "Тепловые сети г. Славгорода" Резникова В. Г. на постановление государственного инспектора Алтайского отдела по надзору за тепловыми электростанциями, теплогенерирующими установками и сетями и котлонадзору Сибирского Управления Ростехнадзора Новикова С. А. "номер" от ДД.ММ.ГГ, которым
директор МУП "Тепловые сети г. Славгорода" Резников В. Г.,
ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженец "данные изъяты", зарегистрированный по адресу: "адрес",
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении "номер" от ДД.ММ.ГГ, составленному государственным инспектором Алтайского отдела по надзору за тепловыми электростанциями, теплогенерирующими установками и сетями и котлонадзору Сибирского Управления Ростехнадзора Новиковым С.А., при осуществлении проверки организации своевременной подготовки тепловых сетей и регулируемых объектов города к отопительному периоду 2014-2015 годов по распоряжению администрации г. Славгорода от 28 апреля 2014 года N 220-р, на основании графика готовности котельных к отопительному периоду 2014-2015 годов от ДД.ММ.ГГ, утвержденного директором МУП "Тепловые сети г. Славгорода", ДД.ММ.ГГ в "данные изъяты" часов по адресу: "адрес"; "адрес" в действиях (бездействии) директора МУП "Тепловые сети г. Славгорода" Резникова В.Г. установлено нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, выразившееся в отсутствии у организации, эксплуатирующей опасный производственный объект - котельную "номер", которая в соответствии с п. 2 Приложения 1 и п. 5 Приложения 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" относится к III классу опасности, лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов, что является нарушением абз. 1 ч. 1 ст. 9 указанного закона, а также п. 12ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Действия (бездействие) директора МУП "Тепловые сети г. Славгорода" Резникова В.Г. квалифицированы по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
По делу вынесено указанное выше постановление, не согласившись с которым Резников В.Г. обратился в суд с жалобой, настаивая на его отмене, указав, что МУП "Тепловые сети г. Славгорода" в течение ряда лет находится в тяжелом финансовом положении. Сезонность производства, низкая платежеспособность населения, заблокированные счета предприятия и необходимость выполнения ремонтных работ, связанных с подготовкой к новому отопительному периоду, образуют недостаток денежных средств, что не позволяет лицензировать деятельность котельной N 8, переданной предприятию заводом КПО, прекратившим свою деятельность. Между тем, административным органом не представлено доказательств наличия возможности устранения должностным лицом выявленного нарушения при вышеуказанных обстоятельствах, вины Резникова В.Г. в совершении вменяемого правонарушения.
Решением судьи Славгородского городского суда от ДД.ММ.ГГ постановление от ДД.ММ.ГГ "номер" отменено, дело возвращено государственному инспектору Алтайского отдела по надзору за тепловыми электростанциями, теплогенерирующими установками и сетями и котлонадзору Сибирского Управления Ростехнадзора Новикову С.А. на новое рассмотрение.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, должностное лицо административного органа просит отменить решение судьи, указав, что проверка МУП "Тепловые сети г. Славгорода" была проведена комиссией, созданной для осуществления контроля над выполнением мероприятий по подготовке к работе в осенне-зимний период 2014-2015 годов и в целях оценки готовности к осенне-зимнему периоду теплоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии на основании распоряжения администрации г. Славгорода от 28 апреля 2014 года N 220-р, в соответствии с Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными Приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 года N 103, и по ее результатам был составлен акт проверки готовности к отопительному периоду 2014-2015 годов котельной "номер" с особым мнением государственного инспектора Сибирского Управления Р. Н. С.А., в котором указаны замечания, препятствующие выдаче Паспорта готовности. Поскольку вышеназванные Правила не содержат требования о проверке лицензирования видов деятельности, замечание в части отсутствия лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта в особом мнении не указано. Между тем, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении согласно п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ послужило непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Кроме того, мероприятия по получению лицензии не были предусмотрены Планом организационно-технических мероприятий по подготовке к осенне-зимнему периоду 2014-2015 г.г. МУП "Тепловые сети г. Славгорода", утвержденным ДД.ММ.ГГ директором предприятия Резниковым В.Г., поэтому доводы данного лица об обращении к главе администрации г. Славгорода за финансовой помощью в размере "данные изъяты" рублей для проведения мероприятий в котельной "номер" с целью получения лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта являются несостоятельными.
В судебное заседание участвующие в деле лица не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило, в связи с чем дело может быть рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, ознакомившись с доводами жалобы, не нахожу оснований для отмены решения.
Согласно ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию (п. 12 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
В вину директору МУП "Тепловые сети г. Славгорода" Резникову В.Г. вменялось нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, выразившееся в отсутствии у организации, эксплуатирующей опасный производственный объект - котельную "номер", лицензии на эксплуатацию такого объекта.
Отменяя постановление должностного лица, судья городского суда исходил из того, что в материалах дела об административном правонарушении отсутствует акт проверки, оформленный в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", тогда как в представленном особом мнении государственного инспектора Сибирского Управления Р. Н. С.А. по результатам проверки не указано на нарушение, выразившееся в отсутствии у МУП "Тепловые сети г. Славгорода" лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов, а от директора предприятия не получено объяснений по поводу того, имелась ли у последнего возможность устранить указанное в протоколе нарушение.
Между тем, судьей не принято во внимание, что порядок оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения, определен Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными Приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 года N 103 (далее по тексту также Правила).
В силу п. 5 названных Правил проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - комиссия).
Как следует из материалов дела, такая комиссия создана распоряжением администрации г. Славгорода от 28 апреля 2014 года N 220-р и в ее состав были включены представители уполномоченного органа, образовавшего комиссию, представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и жилищной инспекции.
Результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду (п. 7 Правил), при этом такой акт представлен должностным лицом административного органа и из его содержания следует, что объект (котельная "номер") готов к работе в отопительном периоде.
То обстоятельство, что отсутствие лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта не указано в качестве нарушения в данном акте и в особом мнении государственного инспектора Сибирского Управления Р. по результатам проведенной проверки не исключает возможности возбуждения уполномоченным должностным лицом дела об административном правонарушении на основании п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, то есть в результате непосредственного обнаружения должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Указание в решении судьи на нарушения, выразившиеся в неполучении от Резникова В.Г. объяснений по поводу того, имелась ли у него возможность устранить указанное в протоколе об административном правонарушении нарушение, противоречит содержанию данного протокола, в котором содержится объяснение Резникова В.Г. о том, что замечания будут устранены.
Таким образом, при составлении протокола об административном правонарушении Резникову В.Г. было предоставлено право дать объяснения по существу вменяемого ему в вину правонарушения и он им воспользовался. При рассмотрении дела об административном правонарушении Резников В.Г. присутствовал, ему разъяснялись права, в том числе право давать объяснения и представлять доказательства.
Вместе с тем, из материалов дела об административном не видно, осуществлялась ли предприятием эксплуатация опасного производственного объекта в момент обнаружения вменяемого правонарушения, учитывая, что согласно пояснениям директора предприятия Резникова В.Г. котельная "номер" была спроектирована и участвовала в технологическом процессе завода КПО, пар вырабатывался на производственные цели и ранее МУП "Тепловые сети г. Славгорода" данный опасный производственный объект в качестве отопительной котельной коммунального назначения не эксплуатировался. В случае если эксплуатация котельной "номер", расположенной по "адрес", на момент обнаружения вышеуказанного правонарушения МУП "Тепловые сети г. Славгорода" осуществлялась, необходимо установить, с какого времени предприятие эксплуатирует названный опасный производственный объект, чего должностным лицом сделано не было.
Кроме того, время совершения правонарушения (при длящемся - время обнаружения) является обстоятельством, подлежащим установлению по делу.
Согласно материалам дела проверка, в ходе которой (как указано в жалобе) имело место обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, проводилась ДД.ММ.ГГ, о чем в этот же день был составлен акт.
В то же время в постановлении по делу об административном правонарушении время обнаружения (совершения) правонарушения указано ДД.ММ.ГГ.
Поскольку допущенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ являются существенными, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, то у судьи имелись основания для отмены постановления, а потому жалоба не подлежит удовлетворению.
При новом рассмотрении дела должностному лицу следует установить вышеуказанные обстоятельства и дать оценку доводам жалобы директора МУП "Тепловые сети г. Славгорода" Резникова В.Г. об отсутствии в его действиях состава вменяемого ему в вину административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Славгородского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Алтайского отдела по надзору за тепловыми электростанциями, теплогенерирующими установками и сетями и котлонадзору Сибирского Управления Ростехнадзора Новикова С. А. - без удовлетворения.
Судья В.П. Мокрушина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.