Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Мжельской Г.А.,
судей Довиденко Е.А., Параскун Т.И.,
при секретаре Быхуне Д.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 10 декабря 2014 года по делу
по иску прокурора г.Новоалтайска в интересах Г.Г.Г. к Управлению социальной защиты населения по г.Новоалтайску, Муниципальному унитарному предприятию г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" о признании действий незаконными, возложении обязанности по перерасчету и выплате компенсации расходов по оплате за отопление.
Заслушав доклад судьи Довиденко Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Новоалтайска обратился в суд с иском в интересах Г.Г.Г. к Управлению социальной защиты населения по г.Новоалтайску, Муниципальному унитарному предприятию г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" (далее по тексту МУП г.Новоалтайска "НТС"), в котором, с учетом уточнения исковых требований, просил признать незаконными действия МУП г.Новоалтайска "НТС" по расчету Г.Г.Г. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере 50 % с 01 ноября 2008 года по 08 июля 2010 года исходя из нормативной площади жилья, и действия Управления социальной защите населения по г.Новоалтайску по назначению и выплате Г.Г.Г. компенсации указанных расходов в размере, определенном в соответствии с расчетом МУП г.Новоалтайска "НТС" за указанный период; возложить на МУП г.Новоалтайска "НТС" обязанность по перерасчету Г.Г.Г. денежного эквивалента 50% льготы на оплату отопления, исходя из площади жилого помещения "данные изъяты" кв.м. за указанный период; на Управление социальной защиты населения по г.Новоалтайску (далее по тексту - УСЗН по г.Новоалтайску) обязанность по выплате Г.Г.Г. разницы денежного эквивалента 50% льготы на оплату указанной коммунальной услуги, определенной в результате перерасчета.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что Г.Г.Г. как лицо, признанное реабилитированным, имеет право на компенсацию расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств бюджета. Г.Г.Г. зарегистрирован и проживает с супругой Л.Л.Л. в квартире общей площадью "данные изъяты" кв.м., отапливаемой "данные изъяты" кв.м. по адресу: "адрес". Поставщиком услуги по отоплению, производящим расчет компенсации истцу, как лицу из категории реабилитированных, является МУП "НСТ".
Из выписок из лицевого счета, предоставленных Управлением социальной защиты населения по г. Новоалтайску и МУП г. Новоалтайска "НТС" начисление льготы и расчет денежной компенсации Г.Г.Г. в период до декабря 2010 года производилось в пределах стандартов нормативной площади жилого помещения, а не по общей отапливаемой площади, составляющей "данные изъяты" кв.м.
Поскольку в заявленный в иске период расчета денежного эквивалента производился МУП "НТС", на основании которого Управлением социальной защиты населения производилась выплата единой денежной компенсации Г.Г.Г. за оплату отопления жилого помещения площадью "данные изъяты" кв.м., действиями МУП "НТС" нарушены права истца.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 11 сентября 2013 года удовлетворены исковые требования прокурора города, предъявленные в интересах Г.Г.Г. к УСЗН по г.Новоалтайску и МУП "НТС" о признании действий незаконными и возложении обязанности по перерасчету денежной компенсации расходов по отоплению за период с 08 июля 2010 года по 23 июля 2012 года.
За период с 01 ноября 2008 года по 08 июля 2010 года надлежащий перерасчет не произведен, денежная компенсация расходов в полном объеме не выплачена, в связи с чем бездействие ответчиков является незаконным.
В связи с тем, что суммы компенсации не получены истцом своевременно по вине ответчиков, данные суммы должны быть выплачены Г.Г.Г. за истекший период без ограничения срока.
В ходе рассмотрения дела истец просил применить ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и установить МУП "НТС" срок для исполнения решения суда - один месяц со дня вступления решения суда в законную силу для перерасчета; Управлению социальной защиты населения по г.Новоалтайску для выплаты разницы денежного эквивалента - два месяца со дня вступления решения в законную силу. Уточнен период, подлежащий перерасчету - с 01 ноября 2008 года по 07 июля 2010 года.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 10 декабря 2014 года исковые требования прокурора г.Новоалтайска в интересах Г.Г.Г. удовлетворены.
Признаны незаконными действия МУП г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" по расчету Г.Г.Г. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление за период с 01 ноября 2008 года по 07 июля 2010 года в размере 50 % исходя из социальной нормы жилья.
Признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску по назначению и выплате Г.Г.Г. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление, исходя из нормативной площади жилого помещения, в размере 50% за период с 01 ноября 2008 года по 07 июля 2010 года.
На МУП г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет Г.Г.Г., проживающему по адресу: "адрес", денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, исходя из общей площади жилого помещения "данные изъяты" кв.м. за период с 01 ноября 2008 года по 07 июля 2010 года.
На Управление социальной защиты населения по г.Новоалтайску возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести Г.Г.Г. выплату денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, определенного как разница результата произведенного Муниципальным унитарным предприятием г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" перерасчета и выплаченного ранее денежного эквивалента за указанный период.
В апелляционной жалобе Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на то, что в нарушение ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор не представил расчет недополученной истцом компенсации, согласно которому должно быть установлено, имеется ли факт нарушения прав льготополучателя. Необоснованно суд оставил без внимания ходатайство Главного управления об истребовании от прокурора расчета суммы недополученной компенсации, подтверждающего обоснованность исковых требований. Прокурор не привел доказательства неправильности расчетов льготы. Только при наличии расчета недополученной компенсации могут быть обоснованы требования о том, имеется ли задолженность и в каком размере. Имеющейся судебной практикой подтверждается необходимость установления наличия и размера задолженности. Возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы может повлечь за собой арифметическую ошибку и нарушение прав государственного органа либо прав гражданина.
Лица, участвующие в деле, на рассмотрение апелляционной жалобы в суд второй инстанции не явились? извещены надлежаще, уважительных причин неявки не сообщили, в связи с чем, судебная коллегия? руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу ст.16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям п.5 ч.1 ст.2 Закона Алтайского края от 03 декабря 2004 года N59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" (в редакции Закона Алтайского края от 08 мая 2008 года N37-ЗС) реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки - компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.
В соответствии со ст.2 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" реабилитированным лицам производится компенсация 50 процентов расходов на оплату тепловой энергии - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, но не социальной нормы.
Такие нормативы на территории г.Новоалтайска в спорный период были установлены постановлением администрации г.Новоалтайска от 08 октября 2008 года N2291 "Об утверждении нормативов потребления населением жилищно-коммунальных услуг в г.Новоалтайске", в соответствии с которым по централизованному отоплению норматив (норма) в месяц определяется как произведение Гкал на 1 кв.м общей площади.
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N307, предусмотрено, что норматив потребления коммунальных услуг - это месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных приборов учета.
Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения (Приложение N2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N307).
Согласно ч.2 ст.6 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года N156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены нормативными правовыми актами, указанными в п. 8 статьи 1 настоящего Закона, в том числе Законом Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Положениями пунктов 31, 33 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01 апреля 2008 года N126 (по тексту - Правила), ст.6 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года N156-ЗС предусмотрено, что финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения. Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения по месту жительства согласно представленным заявкам.
Согласно ч.3 ст.5 Закона Алтайского края от 03 декабря 2004 года N59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" учет граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и включение их в регистр осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства.
В соответствии с п.3 названных выше Правил и ч.ч.1, 9 ст.4 приведенного Закона Алтайского края N156-ЗС компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения и выплачивается этим же органом.
Согласно пунктам 14, 15, 16, 37 Правил, ч.ч.7, 8 ст.4 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года N156-ЗС размер компенсации определяется уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем услуг. Расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг, которые несут ответственность за правильность данного расчета. Денежный эквивалент определяется исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п.27 Правил).
Таким образом, законодательство, регулировавшее спорные отношения сторон в названный период, не предусматривало использование социальной нормы жилой площади при расчете денежного эквивалента меры социальной поддержки, а также при определении размера компенсации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Г.Г.Г. является реабилитированным лицом, зарегистрирован по адресу: "адрес" с 18 марта 1988 года, где проживает совместно с супругой Л.Л.Л.
Из договора на оказание услуг по теплоснабжению от января 2002 года, заключенного между Г.Г.Г. и МУП "НТС", следует, что отапливаемая площадь указанной квартиры составляет "данные изъяты" кв.м. (л.д.7).
Между тем, согласно свидетельству о государственной регистрации права, площадь указанной квартиры составляет "данные изъяты" кв.м.
Вступившим в законную силу решением Новоалтайского городского суда от 11 сентября 2013 года на МУП г. Новоалтайска "НТС" возложена обязанность по перерасчету Г.Г.Г. денежного эквивалента 50% льготы по оплате коммунальной услуги отопления исходя из общей площади помещения "данные изъяты" кв.м. за период с 08 июля 2010 года по 23 июля 2012 года ( л.д.23-24).
Согласно решению Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску истцу назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с февраля 2010 года, дата первоначального назначения льгот - 01 октября 2007 года. В качестве основания предоставления компенсации указано отнесение истца к категории реабилитированных.
Согласно выписке из реестра льготополучателей, представленной Управлением социальной защиты населения по г.Новоалтайску по состоянию на 01 октября 2007 года, Г.Г.Г. включен в реестр льготополучателей как реабилитированный (код льготы 531).
Из представленной Управлением социальной защиты населения по г.Новоалтайску выписки по лицевому счету следует, что в период с 01 ноября 2008 года по 30 ноября 2010 года льгота по отоплению предоставлялась Г.Г.Г. в размере, не соответствующем 50 % от начисленной суммы оплаты за отопление, код льготы указан 531 - "реабилитированный" ( л.д. 12-15).
Из выписки из лицевого счета о начислении, оплате и ЕДК за отопление следует, что Г.Г.Г. является реабилитированным, площадь квартиры составляет "данные изъяты" кв.м., с января 2010 года - "данные изъяты" кв.м., расчет ЕДК за отопление производился в пределах нормативной площади для семьи из двух человек согласно краевым стандартам "данные изъяты" кв.м. для одного человека (л.д.10).
Установив при разрешении дела, что Г.Г.Г. пользуется льготой по оплате за отопление как реабилитированное лицо, и в нарушение требований законодательства положенная ему льгота предоставляется не в полном объеме, поскольку компенсация на оплату жилищно-коммунальной услуги - отопление должна назначаться и рассчитываться исходя из общей площади жилого помещения "данные изъяты" кв.м., суд первой инстанции с учетом уточнения периода перерасчета, пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора.
Доводы апелляционной жалобы о непредставлении прокурором доказательств, указывающих на неправильность расчетов компенсации по оплате за отопление, не могут повлечь отмену решения, поскольку на основании представленных в материалы дела доказательств судом установлено, что расчеты компенсации по оплате за отопление производились исходя из льготной площади жилого помещения "данные изъяты" кв.м., в то время как общая площадь жилого помещения составляет "данные изъяты" кв.м.
При этом требований о взыскании с ответчика каких-либо сумм заявлено не было, в связи с чем ссылка в жалобах на то, что судом не обоснованно оставлено без внимания ходатайство об истребовании от прокурора расчета суммы недополученной компенсации, не могут повлечь отмену решения суда.
Ссылка в жалобе на наличие иной судебной практики в части истребования расчета сумм недоплаченной компенсации по коммунальной услуге также признается судебной коллегией несостоятельной ввиду того, что судебный прецедент не является источником права в Российской Федерации.
Поскольку установлено нарушение права истца на получение в полном объеме денежного эквивалента мер социальной поддержки, оно должно быть восстановлено, независимо от доводов апелляционных жалоб о том, что возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет за собой возможность арифметической ошибки.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 10 декабря 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.