Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вишняковой С.Г.
судей Новоселовой Е.Г., Бредихиной С.Г.
при секретаре Огородовой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Акмайкиной М.С. на решение Бийского городского суда Алтайского края от 27 ноября 2014 года
по делу по иску Акмайкиной М.С. к администрации г.Бийска, МКУ "Управление муниципальным имуществом администрации г.Бийска" о признании недействительным отказа в согласовании схемы расположения земельного участка, возложении обязанностей по согласованию схемы расположения земельного участка и передаче земельного участка в собственность.
Заслушав доклад судьи Вишняковой С.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Акмайкина М.С. обратилась в суд с иском к ответчикам администрации г.Бийска, МКУ "Управление муниципальным имуществом администрации г.Бийска" о признании недействительным отказа в согласовании схемы расположения земельного участка, возложении обязанностей по согласованию схемы расположения земельного участка и передаче земельного участка в собственность.
В обоснование заявленных требований указала, что владеет жилым домом, расположенным по адресу: "адрес", на основании акта купли-продажи /расписки/ от ДД.ММ.ГГ. С ДД.ММ.ГГ состоит на регистрационном учете по указанному адресу. Вместе с тем, названный дом является самовольной постройкой, возведенной в ДД.ММ.ГГ. Земельный участок, на котором расположена постройка, площадью 542,79 кв.м., ДД.ММ.ГГ был внесен в государственный кадастр недвижимости и ему присвоен кадастровый номер *** С целью оформления прав на указанный земельный участок для сохранения самовольной постройки по адресу: "адрес", по просьбе истца кадастровым инженером были изготовлены схема расположения земельного участка по указанному адресу, с кадастровым номером *** в границах квартала *** и акт согласования местоположения границы земельного участка. После получения вышеуказанных документов Акмайкина М.С. через представителя И.П. обратилась в МКУ "Управление муниципальным имуществом администрации г.Бийска" для согласования границ земельного участка по адресу: "адрес". Однако последним было отказано в согласовании схемы расположения земельного участка истца, поскольку земельный участок расположен в территориальной зоне Р-2 (зона рекреационного назначения - насаждений общего пользования, в видах разрешенного использования в которой индивидуальные жилые дома отсутствуют). Полагает, что отказ в согласовании схемы расположения земельного участка является незаконным, поскольку земли г.Бийска были поделены на зоны только в ДД.ММ.ГГ, а земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", был поставлен на кадастровый учет еще в ДД.ММ.ГГ. Кроме того, правовой режим рекреационной зоны должен определяться градостроительным регламентом территориальной зоны, разрабатываемым индивидуально, а в данном случае решение об отводе данного земельного участка под строительство объектов общественного назначения не принято, обустройство мест отдыха на указанной территории не планируется, резервирование земель на нужды муниципалитета не оформлено.
В связи с изложенным просила признать незаконным отказ МКУ "Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска" в согласовании схемы местоположения границы земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: "адрес"; возложить на МКУ "Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска" обязанность по согласованию схемы местоположения границы земельного участка с кадастровым номером *** по указанному адресу и передаче указанного земельного участка в собственность истца.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 27.11.2014 Акмайкиной М.С. в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме в связи с необоснованностью.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы указывает, что судом необоснованно оставлены без внимания ее доводы о том, что земельный участок оказался в реакционной зоне лишь после проведения зонирования земель в ДД.ММ.ГГ, в то время, как участок поставлен на кадастровый учет в ДД.ММ.ГГ. В границах спорной территориальной зоны имеются земельные участки, находящиеся в частной собственности граждан, на которых расположены жилые дома, что свидетельствует о том, что в данной территориальной зоне происходит сочетание различного вида использования земельных участков. В настоящее время решений об отводе данного земельного участка под строительство объектов общественного назначения не принято, обустройство на данной территории мест отдыха не планируется, резервирование территории под нужды муниципалитета в установленном порядке не оформлено, в связи с чем оснований, препятствующих согласованию местоположения границ земельного участка, определенных ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, не имеется.
В письменных отзывах на жалобу администрации г.Бийска и МКУ "Управление муниципальным имуществом администрации г.Бийска" изложена просьба оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
На заседании суда апелляционной инстанции истец Акмайкина М.С. и ее представитель Устинова Л.В. на удовлетворении жалобы настаивали.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о слушании дела, в суд апелляционной инстанции не явились. В соответствии с ч. 3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассматривает дело при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения истца и ее представителя, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не находит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на земельном участке, расположенном по адресу: "адрес", расположено самовольное строение, общей площадью 43,2 кв.м., имеющее жилое назначение, ДД.ММ.ГГ года постройки, что подтверждается, техническим паспортом, кадастровым паспортом здания.
Согласно сведениям, имеющимся в домовой книге на указанный жилой дом (л.д.20-22), истец Акмайкина М.С. зарегистрирована в указанном строении по постоянному месту жительства.
По заявлению Акмайкиной М.С., в связи с необходимостью последующего оформления прав на самовольную постройку, кадастровым инженером А.В ... была подготовлена схема расположения земельного участка с кадастровым номером *** в границах квартала ***, по адресу: "адрес", согласно которой были установлены границы земельного участка и определена площадь земельного участка в размере приблизительно 561 кв.м. (л.д.16).
На этом основании истец в лице представителя С.В. ДД.ММ.ГГ обратилась в МКУ "Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска" о согласовании схемы расположения земельного участка по адресу: "адрес" /жилой дом/.
Из ответа заместителя начальника МКУ "Управление муниципальным имуществом администрации г.Бийска" *** от ДД.ММ.ГГ, следует, что истцу отказано в согласовании местоположения границы земельного участка по "адрес", поскольку указанный земельный участок расположен в зоне Р-2: зоне рекреационного назначения - насаждений общего пользования, в видах разрешенного использования которой эксплуатация и строительство индивидуальных жилых домов отсутствуют /л.д.24/.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд исходил из того, что отказ МКУ "Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска" является законным и основан на положениях действующего земельного и градостроительного законодательства, в связи с чем отсутствуют правовые основания для возложения на МКУ "Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска" обязанностей в согласовании схемы расположения указанного земельного участка и предоставлении указанного земельного участка в собственность истца.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции являются верными, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на законе.
В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных строительных ном и правил.
Согласно пп. 3.1 п. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 16.12.2002 N 88-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" земельный участок предоставляется бесплатно в собственность граждан, если на земельном участке, находящемся в фактическом пользовании гражданина, расположен самовольно созданный жилой дом, возведенный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
По правилам ч. 2 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (ч. 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Порядком подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утвержденным постановлением администрации г. Бийска от 05.12.2008 N 2585, схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории изготавливается в случаях, предусмотренных ст.ст. 31, 34, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, при выборе земельного участка для строительства, при предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, а также при предоставлении земельных участков, которые находятся в государственной и муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения. Подготовка Схемы производится при выборе земельного участка - Управлением "Единое окно" администрации г. Бийска, в остальных случаях - Управлением "Единое окно" администрации г. Бийска или иным кадастровым инженером, которые производят необходимые согласования схемы.
Схема согласовывается с Управлением муниципальным имуществом, а также с отделом архитектуры и градостроительства администрации г. Бийска (с целью нанесения красных линий (линий застройки) и линий, обозначающих границы зон с особыми условиями использования территорий.
В связи с изложенным, целью согласования схемы расположения земельного участка является нанесение на нее красных линий (линий застройки) и линий, обозначающих границы зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно п. 7 Порядка утвержденная Схема является основанием для проведения лицом, обратившимся за предоставлением земельного участка, за свой счет кадастровых работ и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, согласование схемы расположения земельного участка является частью работ по формированию земельного участка, в результате которых может быть образован земельный участок, который возникнет как объект гражданских правоотношений с момента внесения необходимых и установленных Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведений в Государственный кадастр недвижимости.
Ч. 1 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ч. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 2 ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации земли рекреационного назначения отнесены к землям особо охраняемых территорий.
На основании ч. 4 указанной правовой нормы установлено, что порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Решением Думы города Бийска от 17.02.2012 N 83 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город Бийск. На основании данных Правил цель выделения подзоны Р2 - сохранение и обустройство открытых озелененных пространств при их активном использовании. К основным видам разрешенного использования относятся: сады, скверы, бульвары, парки, открытые плоскостные физкультурно-спортивные сооружения, к условно-разрешенным видам использования относятся: специальные парки, комплексы аттракционов, временные сооружения общественного питания, к вспомогательным видам использования относятся площадки хозяйственные и объекты, обеспечивающие безопасность основных и условно разрешенных и вспомогательных видов использования.
Согласно представленному в материалы дела фрагменту карты градостроительного зонирования, утвержденной в составе вышеназванных Правил землепользования и застройки муниципального образования город Бийск, испрашиваемый истцом земельный участок расположен в двух зонах: жилой зоне, подзоне ЖЗ-3 и в зоне рекреационного назначения, подзоне Р-2. При этом в жилой зоне расположена лишь незначительная часть земельного участка по адресу: "адрес".
При установленных обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд, правильно применив нормы материального права, пришел к обоснованному выводу о том, что с учетом отнесения земельного участка, на котором расположен испрашиваемый истцом земельный участок к землям особо охраняемых территорий (рекреационного назначения), правовых оснований для возложения на МКУ "Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска" обязанностей в согласовании схемы расположения указанного земельного участка и предоставлении указанного земельного участка в собственность истца не имеется.
Ссылка в жалобе на то, что земельный участок поставлен на кадастровый учет до проведения зонирования земель в ДД.ММ.ГГ, учитывая изложенные правовые нормы, на законность принятого решения не влияет.
То обстоятельство, что в границах спорной территориальной зоны имеются земельные участки, находящиеся в частной собственности граждан, о незаконности выводов суда также не свидетельствует, поскольку находится за рамками рассматриваемого спора.
Доводы истца о том, что ответчиками не представлены доказательства указанного ими территориального планирования, опровергаются материалами дела и Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Бийск, утвержденными решением Думы города Бийска от 17.02.2012 N 803.
Учитывая, что доводы апелляционной жалобы несостоятельны и основанием к отмене решения суда не являются, апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу истца Акмайкиной М.С. на решение Бийского городского суда Алтайского края от 27 ноября 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.